Этот маленький поселок – тезка великого Байкала. Именно здесь, в тихой деревне берет свое начало Кругобайкальская железная дорога. Когда-то в порту стояли огромные ледоколы и пароходы, а сейчас лишь курсирует «машина времени» – паром из Листвянки
Сам поселок носит имя Байкал – как и озеро, на берегах которого он находится. Но местные жители и туристы давно называют деревню портом – из-за расположенного здесь грузо-пассажирского транспортного узла. Вокруг него и разрастался населенный пункт.
Расположен порт Байкал на левой стороне Ангары у самого истока реки. Дома выстроились вдоль берега озера и в четырех распадках. Самый большой и разветвленный из них называется Баранчик, самый длинный и узкий – Щелка.
Поселок основали в 1897 году, когда начиналось строительство западного участка Кругобайкальской железной дороги. По воспоминаниям старожилов, в 1897 году на территорию нынешнего поселка для строительства железной дороги прибыли «ссыльные Баранчук, Молчанов, Чайкин, Демин, четыре брата Головановы и другие, чьи имена нам неизвестны». Тогда на месте будущего поселка шумела тайга.
Уже два года спустя в поселке открыли первый – временный – вокзал. Он стоял фасадом к озеру. Позднее, в 1904 году на берегу выросло большое капитальное здание, обращенное «лицом» к железной дороге.
Пока Кругобайкалку строили всем миром, решено было соединить берега озера временной железнодорожной паромной переправой. Водный отрезок пути преодолевали на пароме-ледоколе «Байкал». Свой первый рейс пароход совершил 24 апреля 1900 года. На борту находились 500 человек, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза. Спустя три месяца на помощь «Байкалу» пришла «Ангара». Да, именно так началась история легендарного ледокола, дожившего до наших дней.
Порт Байкал стал настоящим судоходным центром со сложнейшей инженерной инфраструктурой: отсюда можно было переправиться на восточную сторону Байкала – до станций Мишиха, Танхой, Мысовая (время в пути по воде составляло примерно 2,5 часа). В январе навигация по Байкалу завершалась и железную дорогу прокладывали прямо по льду Байкала. Вагоны перегоняли поштучно на гужевой тяге.
Такая схема передвижения действовала вплоть до открытия КБЖД в 1905 году. Затем необходимость в Байкальской паромной переправе отпала – по Кругобайкалке побежали поезда.
Трудно поверить, но когда-то паровозы ходили напрямую из порта в Байкал в Иркутск – вдоль реки Ангары (см. карту). Но в 1956 году этот участок попал в зону затопления Иркутской ГЭС. К этому времени основной ход Транссиба уже был переведен на новую ветку, проложенную по Олхинскому плато. Так порт Байкал превратился из ключевого транспортного узла в железнодорожный тупик.
Сегодня поселок практически отрезан от цивилизации: подобраться к нему по суше можно только поездом из Слюдянки, а по воде – на пароме из Листвянки.
Среди туристов порт Байкал известен, в первую очередь, как место, где начинается Кругобайкальская железная дорога. Из центра поселка до первого тоннеля примерно час пешего пути по рельсам и шпалам. Но не только Кругобайкалка привлекает путешественников: сам поселок – место притяжения для тех, кто ищет тишины и спокойствия.
Паром «Байкальские воды» – настоящая машина времени. С причала вы сразу попадаете на старинный перрон железнодорожного вокзала. Кажется, что вот-вот станцию накроют клубы пара, а из вагонов выйдут дамы в изысканных нарядах и мужчины в цилиндрах и с тросточками.
В здании вокзала, отреставрированном в 2005 году к столетию КБЖД, работает музей истории Кругобайкалки (просмотр экспозиции бесплатный). Там же расположены гостиница и вокзальный буфет.
Рядом с вокзалом, на тупиковой ветке стоит визитная карточка поселка – легендарный паровоз Л-4657, или «лебедянка». Так его прозвали в честь выдающегося конструктора Лебедянского, который разработал локомотив в конце Великой Отечественной войны. Паровоз выпускали с 1945 по 1955 годы. Он получил официальное название «Победа», хоть и не участвовал в военных перевозках.
В поселке 514 жителей (по официальным данным), но почти половина из них давно обосновалась в городах. В порт они приезжают на лето или по выходным.
– Покидают родную деревню в основном молодые люди: едут учиться в город, да там и остаются, – говорит библиотекарь Оксана Хлебалова. Сама она, наоборот, городская, но уже 20 лет живет в поселке: вышла замуж за уроженца Байкала. – Обратно в город не тянет, я люблю поселок за спокойствие. Бывает, конечно, что за все лето и на берег не выйдешь – работы много. Но мы с мужем стараемся каждые выходные гулять до первого тоннеля, это для здоровья полезно, да и красиво у нас очень.
Оксана с гордостью показывает библиотеку и Дом культуры. В нем есть тренажерный зал, детская игровая комната, холл для танцев, где каждую субботу устраивают дискотеки, и концертная площадка для проведения праздников. А вот День села отмечают на улице, в предпоследнюю субботу августа. Взрослые и дети готовят театральные постановки и концертные номера.
Работают жители поселка в местной школе, детском саду, фельдшерско-акушерском пункте, пожарной части. Многие трудятся на заводе по розливу байкальской воды, открытом здесь в 1996 году. И, конечно, в Восточно-Сибирском речном пароходстве и на железной дороге.
Передвигаются по поселку люди в основном на советских мотоциклах. Каждые две минуты по дороге проезжает раритетный «Урал», «Иж» или «Восход». Асфальтированных проездов в деревне нет.
«Мотоцикл здесь и беда, и выручка», – говорят местные.
Под «бедой», вероятно, подразумевая частые поломки старого транспорта.
Жители порта охотно останавливаются поговорить с туристами о родном поселке. Улыбаясь, признаются: не готовы променять спокойствие и свежий воздух Байкала на комфортную, но суетливую городскую жизнь. Есть даже такие, кто, наоборот, перебрался из большого города в поселок.
У входа в здание вокзала гостей встречает Алёна Грабуздова. Девушка работает в службе охраны гостиницы «Байкал». В деревне живет уже полгода: в июне переехала сюда из Москвы.
– Я всегда любила Байкал, относилась к этим местам с особенным трепетом. В Иркутске живут мои бабушка и дедушка. А мама еще в молодости переехала в столицу, там встретила папу, потом на свет появилась я, – делится москвичка. – Но меня всегда тянуло сюда. Это неудивительно: кто побывал на Байкале хоть раз, тот всегда мечтает вернуться.
Алена каждый отпуск приезжала в порт Байкал к подруге. В 2020 году повстречала здесь свою судьбу и спустя год решила переехать к возлюбленному. Так в поселке Байкал стало на одного жителя больше.
– Может, потому что каждый раз я поднималась туда, на Камень любви, – указывает Алена на вершину горы, которую видно из вокзального окна. – Не зря говорят, что желания, загаданные на вершине, сбываются.
К Камню любви, или, как его еще называют, Камню желаний (небольшому утесу на вершине горы) ведет узкая, но комфортная тропа. Для прогулки лучше выбрать удобную нескользящую обувь. Кто и когда решил, что камень исполняет желания, – неизвестно. Но недавно местные жители узнали о достопримечательности любопытную байкальскую легенду. О ней мы расскажем в подробном гиде по поселку.
Вид с природной смотровой площадки открывается великолепный: бескрайняя гладь Байкала с солнечными бликами, заснеженные горы, старинный поселок, теряющийся в распадках, и порт с десятками кораблей, многие из которых уже никогда не отправятся в плавание.
От Камня желаний тропа уходит в лес. Еще 15 минут пути – и вы у старого маяка, привезенного в порт в начале XX века из Франции. Дальше дорога ведет к Храму Преображения Господня. Это самая высокая точка поселка. Вниз от церкви спускается лестница, с которой тоже связано местное поверье об исполнении желаний. О нем читайте в нашем путеводителе по порту Байкалу через неделю.
Чтобы ощутить атмосферу этого уникального поселка на берегу Байкала, лучше исследовать его неспешно: пройтись по железной дороге, подняться на вершину, после затеряться в атмосферных улочках, здороваясь с местными жителями и угощая ласковых деревенских псов взятыми в дорогу бутербродами.
В поселке можно остаться с ночевой: есть несколько магазинов, турбазы и гостевые дома.
✔️ Из Иркутска нужно доехать до поселка Листвянка (60 км). От причала «Рогатка» в порт Байкал ежедневно ходит паром. Стоимость проезда – 74 рубля. Расписание рейсов можно посмотреть здесь.
✔️ Зимой, когда на Байкале встает лед, до поселка можно дойти пешком прямо по озеру.
✔️ Также до порта Байкал ходят поезда и электрички из Слюдянки. Этот маршрут позволит увидеть Кругобайкальскую железную дорогу из окна поезда. Время в пути – около 5 часов. Расписание электричек можно посмотреть на сайте Байкальской пригородной пассажирской компании (направление Слюдянка-1 – Байкал).
✔️ Самые отважные путешественники могут преодолеть этот путь вдоль Байкала пешком, отправившись на несколько дней в поход по Кругобайкальской железной дороге. Расстояние – 89 км, часть пути можно проехать на электричке.
Секретное место для туристов и местных: ресторан, который находится в 200 м от иркутского аэропорта, работает круглосуточно и выполнен в стилистике лайнера. Здесь можно позавтракать в любое время суток, вкусно скоротать время на пересадке и полноценно пообедать за 500 рублей. Из чего готовят десерт «Земля в иллюминаторе» и какое отношение к авиации имеют основатели?