Сибирь всегда была необычайно интернациональным краем, где спокойно уживались люди разных национальностей. Конечно, для сурового региона итальянская диаспора – дело удивительное, но в начале XX итальянцы столетия были вполне себе полноправными жителями такого далекого от их родины Байкала.
На берега далекого, абсолютно чужого, неведомого Байкала строить Кругобайкалку итальянцы поехали по приглашению Департамента путей сообщения Российской империи.
Обращение к ним было неслучайно. Издавна итальянские строители считались самыми лучшими каменотесами и мозаичниками, у которых «чувство камня» было в крови. Ко всему прочему, итальянцы прекрасно показали себя на строительстве многих железнодорожных участках европейской части России, на Кавказе, при возведении мостов через Волгу и Енисей.
Здесь следует вспомнить, что конец 1880-х годов характеризовался невероятным обнищанием северной Италии, поэтому ее жители массово уезжали на заработки в другие страны.
На сооружении Кругобайкальской железной дороги трудилось множество представителей разных национальностей. В какой-то момент к русской, польской, украинской, албанской речи прибавилась итальянская. Зазвучали непривычные для русского человека фамилии – Андреолетти, Флориани, Риццолатти… По разным данным, итальянская колония насчитывала до тысячи человек.
Точности и хорошего вкуса требовала каменная кладка на подпорных стенках, порталах тоннелей и галерей. Эту задачу и возложили на плечи выходцев из итальянского королевства.
Все было здесь для них непривычно, и, в первую очередь, сама земля – первобытная, с суровым климатом, без какого-либо стационарного жилья. Поэтому размещаться приходилось в палатках, балаганах, бараках.
Сам труд был невероятно тяжелым: камнепады, обвалы, отсутствие минимальной техники безопасности и медицинской помощи. Но работа и уклад жизни итальянских строителей отличались от русского. Для них нехарактерны были прогулы, требования выходных и праздничных дней, и, главное, они практически не пили. В придачу, многие итальянские рабочие упорно учили русский язык, запоминая диковинные слова и фразы.
Соответственно, платили им больше. При выполнении идентичных заданий итальянцы получали по 4 рубля, а русские – 1 рубль 50 копеек.
Чтобы был понятен порядок цен, уточняем: на сибирских приисках прожиточный минимум взрослого мужчины, не отказывающего себе ни в чем, составлял 90 копеек. Поэтому даже для семейных 4 рубля – очень достойная сумма.
Кладку закончили к началу августа 1904 года. Однако еще в начале года разразилась русско-японская война, и всех иностранцев убрали с железной дороги – важного стратегического объекта.
А на память сибирякам остались мастерски выполненные своды и стены тоннелей, арки, кордоны из прекрасно шлифованного камня. И на отдельных порталах можно увидеть вытесанные даты строительства: 1902 – 1904.
После окончания строительства перед итальянцами встал вопрос об устройстве своей дальнейшей жизни. Многие не стали торопиться с возвращением на родину, решили обосноваться в Иркутске, даже вступили в брак с русскими женщинами. На несколько десятков лет итальянские семьи «вросли» в жизнь города: стали открывать магазинчики, фотоателье, кинотеатры.
Иркутск в начале ХХ века считался довольно «продвинутым» городом, в котором были широко распространены последние достижения техники, особенно фотографической. Фоторынок сравнивали с Одесским, и, собственно, из Одессы доставлялось соответствующее оборудование.
В 1905 году в Иркутск приехали фотографы Густав Энне и Ромуальд Каупе. К Энне и поступил в ученики Джованни Минизини, отец которого после участия в железнодорожных строительных работах вместе с семьей остался в Иркутске. Занятие фотографией было в то время довольно выгодным делом, и скоро из ученика Джованни превратился во владельца собственной студии фотографии, расположенной в историческом здании по 3-й Солдатской улице Иркутска постройки 1870-х годов (ныне улица Грязнова, 11).
Семейное ателье Минизини считалось по меркам того времени невероятно шикарным: зеркала в красивых рамах, обшитые шелком кресла, дорогой ковер.
Фотоателье было очень популярно среди иркутян. Великолепными были и получавшиеся снимки, которые даже сегодня позволяют увидеть лица давно ушедшей эпохи.
Во времена СССР начали сворачивать частное предпринимательство, и семья Минизини уехала в Италию, оставив горожанам дом, где располагалось фотоателье.
Еще один заметный итальянец на Байкале – Антонио Микеле Донателло. Он не принадлежал к когорте строителей Кругобайкальской железной дороги, а начинал свою карьеру как циркач. Невероятно заинтересовавшись новым тогда делом – фотографией и кинематографом, Антонио постепенно перемещался по стране и добрался до Иркутска.
Жители Иркутска всегда проявляли интерес к техническим новинкам. В городе открывались новые выставки, кинотеатры, читались лекции по фотоделу. Донателло задумался о строительстве собственного помещения для показа кинофильмов и воплотил эту идею в жизнь – так в 1907 году на углу улиц Большой (ныне Карла Маркса) и 3-й Солдатской (Грязнова) появился кинотеатр «Электроиллюзион». Городская легенда гласит, что перед входом он выложил на тротуаре белым мрамором собственное имя: Дон Отелло.
В витринах «Иллюзиона» выставлялись снимки на злободневные темы, демонстрировались новинки кинопроката.
Донателло установил хорошие связи с зарубежными представителями киноиндустрии, благодаря чему постоянно обновлял репертуар. Но главной его заслугой, «изюминкой» иркутского кинематографа можно назвать интерес к документальному кино на местные темы, которое сам Антонио и снимал. Краеведы предполагают, что Донателло, скорее всего, был первым в Иркутске оператором. Свои съемки он проводил тяжелой камерой на штативе-треножнике при дневном свете в солнечную погоду. С 1908 по 1919 год киностудия Донателло подготовила более 20 разнообразнейших кинолент.
К сожалению, сохранились только названия. Уезжая в начале 1920-х годов из России, Донателло вывез в Харбин и свои творческие работы, затерявшиеся на чужбине.
Судьба итальянской диаспоры в Иркутске закончилась трагически. Часть из них после ликвидации новой экономической политики в СССР покинула Россию в начале 1930-х годов. Остальных в 1937 году депортировали из Иркутска. А в 1938 году последних итальянцев, оставшихся из-за смешанных браков в Сибири, репрессировали и расстреляли.