Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД
© Обложка: Первый Байкальский

Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД

Новая порция легенд о Кругобайкалке. Могло ли остаться золото империи на дне Байкала, когда в одном из тоннелей столкнулись два поезда и как 50-тонный паровоз сумели провезти по льду Байкала?

Александр Дядюра Александр Дядюра

В прошлый раз мы рассказывали о призраке итальянского инженера и духе каторжника на Кругобайкальской железной дороге. Сегодня – вторая часть легенд о КБЖД. Кто нашел ящики с золотом Колчака, где хоронили каторжников и правда ли, что министр путей сообщения потопил паровоз на ледовой переправе? Об этом мы спросили историка, директора музея Восточно-Сибирской железной дороги Александра Хобту.

Легенда 3. Кругобайкалка построена на костях каторжников

Ссыльные каторжники работали на участке от порта Байкал до Култука. На месте часто проводили взрывные работы, из-за обвалов погибали люди, в том числе заключенные. Тела погибших не хоронили, а закапывали на месте. Теперь здесь проходит железная дорога.

– Это выдумка, – уверенно заявляет Александр Хобта. – В 1902-1903 годах каторжники работали на участке за Слюдянкой: в районе станции средний Утулик, Мурино. Они занимались заготовкой леса и вырубкой просеки.

Строители КБЖД на дренажных работах. Фото: Альбом построек и видов Кругобайкальской ж. д.
Строители КБЖД на дренажных работах. Фото: Альбом построек и видов Кругобайкальской ж. д.

Каторжники не работали на участке от порта Байкал до Култука: в 1902 году здесь только разворачивалось строительство, рабочая сила заключенных не требовалась. Объем работ был небольшой, туда не привлекали сотни человек. Кроме того, каторжники не были специалистами в области обработки камня, а к взрывным работам их не допускали.

Я уже рассказывал про захоронения на строительстве КБЖД (в истории про замурованное тело под стенами тоннеля). Велась официальная статистика, сколько человек погибло при строительстве Кругобайкальской железной дороги. И все рабочие были похоронены либо в Листвянке, либо в Слюдянке. Никто под землей, где проложена железная дорога, не остался. Поэтому никаких костей каторжников там нет.

Легенда 4. На дне Байкала покоится золото Колчака 

Зимой 1920 года, когда по всей стране гремела Гражданская война, по Кругобайкальской железной дороге отправился поезд с «сокровищами» – он перевозил золотой запас Российской империи, который Колчак взял в Казани. Говорят, что партизаны подстерегли поезд, когда тот проходил сквозь горный тоннель. Они заминировали путь, и состав с несколькими сотнями тонн золота рухнул в бездонные глубины Байкала.

– Я думаю, что про золото Колчака было много сказано. Серьезные ученые и люди, которые работают в архивах и занимаются исторической документацией, давно развеяли эту легенду. Наш иркутян Сергей Николаевич Волков доказал, что золота Колчака на дне Байкала нет, – рассказывает директора музея Восточно-Сибирской железной дороги Александр Хобта.

Золотая кладовая Казанского банка, где в 1918 году хранилась половина золотого запаса России. Фото: zolteh.ru
Золотая кладовая Казанского банка, где в 1918 году хранилась половина золотого запаса России. Фото: zolteh.ru

О крушении в отчетах не упоминается. Пресса того времени отслеживала все ситуации на КБЖД и все фиксировала. Даже если не в прессе, то в людской молве это событие бы точно осталось. А этой молвы нет — никто о золоте не слышал.

О «золотом» поезде начали говорить в 2000-е годы, когда в Иркутске обсуждали установку памятника Верховному главнокомандующему Русской армией. Историки стали изучать его биографию, подняли факты. Позже начали вытаскивать совершенно не обоснованную информацию — так и придумали легенду.

Конечно, состав с золотом Колчака прибыл из Казани в Иркутск. Он был здесь. Кражи случались, и историки отмечают, что несколько ящиков золота пропали.

Но состав в целом был сохранен и отправлен обратно из Иркутска в Казань. Это официально подтверждено фактами.

Есть улан-удэнский ученый, который якобы нашел ящики с золотом [во время погружения аппаратов «Мир-1» и «Мир-2»]. Но на поверхность их не достали. В 2008 году на Байкал приезжала серьезная экспедиция от Госдумы. На пресс-конференции они рассказывали, что будут делать подводные погружения. Но потом это все затихло, к результатам не привело. Это из той же серии: повелись на мифы. 

Легенда 5. В тоннеле Хабартуй-3 слышны голоса погибших при аварии

6 марта 1946 года в тоннеле №36 Кругобайкальской железной дороги произошло крушение: пассажирский поезд резко затормозил из-за срыва стоп-крана, а следовавший за ним грузовой врезался в него. В результате погибли люди. Среди местного населения ходят легенды, что в тоннеле до сих пор можно встретить призраков или услышать голоса погибших.

– Действительно, в тоннеле произошла авария, погибли люди. Но чтобы были слышны голоса – не знаю, как это прокомментировать. Вот как можно развеять или подтвердить этот миф? Голос разве что можно сохранить в записи на магнитную ленту или компакт-диск. Он же не останется на камне, – смеется Александр Викторович.

Подробностей о той трагедии мало. Это произошло во времена Советского Союза, тогда ничего об этом не рассказывали. Я лично узнал детали происшествия от очевидца – Евгения Ксенофонтовича Гречищева. Он участвовал в спасении людей и выяснений причин крушения. Суть в том, что столкнулись два поезда – угольный и пассажирский. Это была ошибка в управлении движения: по одному пути пустили два состава. Столкновение произошло в тоннеле, загорелся последний вагон. Выжили единицы, у других просто не было шансов на спасение. Данные о погибших пока не рассекретили. 

Легенда 6. Министр путей сообщения потопил паровоз на ледовой переправе

Пока строилась КБЖД, две части Транссиба связывала Байкальская паромная переправа. Однажды понадобилось доставить паровоз из порта Байкал в поселок Танхой. Была зима, Байкал замерз, ледоколы оказались бессильны, поэтому по озеру проложили рельсы длиной 40 км. Машинист отказался от управления паровозом, опасаясь его утопить. На месте присутствовал министр путей сообщения Михаил Хилков. Он выгнал машиниста из кабины, сел на его место и направил поезд. Лед не выдержал, машина ушла на дно озера.

– Это тоже байка, но она хотя бы имеет под собой основание. Действительно, по проложенным рельсам на льду Байкала пустили паровоз массой 50 тонн. Только не в горячем состоянии, а в холодном (ждали пока котел остынет, а позже спускали пар и воду. – Прим. авт.). Паровоз тянули лошади, но на одном из участков он начал проваливаться под лед. Это вовремя заметили, лошадей остановили, машину спасли.

Перекатка вагонов от порта Байкал до ст. Танхой по рельсам, проложенным по льду озера. Фото: ЦГАКФФД СПб
Перекатка вагонов от порта Байкал до ст. Танхой по рельсам, проложенным по льду озера. Фото: ЦГАКФФД СПб
Михаила Хилкова (в центре) действительно называли «князь-машинист», намекая на его прошлую работу на американских железных дорогах. Фото: ЦГАКФФД СПб
Михаила Хилкова (в центре) действительно называли «князь-машинист», намекая на его прошлую работу на американских железных дорогах. Фото: ЦГАКФФД СПб

После неудачной попытки паровоз решили перевезти по частям: отцепили тендер (вагон с топливом. – Прим. авт.), сняли котел и тележку. Все составляющие погрузили на платформу, которую также тянули лошади. Многотонную машину в целостности доставили в поселок Танхой, это подтверждено фактами. 

Михаил Хилков неоднократно приезжал на Байкал, но паровозом не управлял. Кто-то придумал эту байку, пускай будет, она хоть что-то имеет под собой. 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Страшилки с Байкала: золото Колчака, голоса в тоннеле и кости каторжников на КБЖД