Пролетая над Байкалом, можно с удивлением заметить два ярко-оранжевых пятна на льду озера. Это не мираж и не морковная плантация – это автономный лагерь, созданный по образу дрейфующей в Арктике станции «Барнео». В нем есть собственная кухня, почта, каюты, теплый экотуалет и иглу, как у эскимосов. Рассказываем, как там все устроено.
Вы будете удивлены, но ледовая станция «Боро-Боро» заработала на Байкале еще прошлой зимой. Придумал ее идейный вдохновитель «Байкалики» Алексей Стрелюк. Лагерь проработал полтора месяца в режиме «для своих», поэтому остался практически незамеченным для широкой публики. Однако зимой 2023 года фотографии оранжевых палаток и тюльпанов на льду Байкала облетели весь интернет и вызвали большой ажиотаж. Так где же находится лагерь «Боро-Боро» и как он выглядит изнутри?
Каждый год недалеко от Северного полюса на дрейфующей льдине высаживается арктическая экспедиция «Барнео» и с нуля строит станцию. В течение месяца на базе живут и работают ученые, а также гостят туристы. Этим арктическим лагерем вдохновились создатели первой автономной ледовой станции на Байкале.
– Лагерь на Северном полюсе существует с 2000 года, эти люди уже знают все нюансы и особенности строительства ледовой станции, и они поделились опытом с нами. Алексей [Стрелюк] консультировался с ними по техническим решениям, ветрозащите, снегозащите, отоплению и другим вопросам, – рассказывает Светлана Григорьева, директор ледовой станции на Байкале.
В названии «Боро-Боро» нет никакой ошибки. Как арктическая «Барнео» отличается от жаркого Борнео (острова в Индийском океане) одной буквой, точно так же и байкальская «Боро-Боро» – одной буквой от тропического острова Бора-Бора.
– У проекта есть свои смыслы. Первый – экологический. Бедой Байкала является неосознанный туризм, когда люди перед поездкой даже не задумываются над тем, где и как будут решать вопросы с физиологией и мусором. В лагере все это предусмотрено: отходы аккумулируется в одном месте, в пневмотуалете. За чистоту участка мы несем ответственность. Второй смысл – повышение качества путешествий в регионе. Лагерь должен продемонстрировать, что зимой в России и на Байкале можно ходить и ездить, при этом не быть экстремалом, готовым к лишениям и рискам.
Так посреди бескрайнего байкальского льда появился теплый островок.
Лагерь «Боро-Боро» занимает гектар акватории Байкала неподалеку от острова Ольхон. На территории находится два арктических модуля морковного цвета, отдельно стоящий теплый туалет, техническая палатка, большая зона для зимних развлечений с катком, ледяной чашей, каруселью и фотозоной с тюльпанами. Установленный здесь же указатель подсказывает, что мы находимся примерно в 2578 км от Владивостока и в 124 метрах от дна Байкала.
Оранжевые палатки – это арктические пневмомодули, состоящие из надувного каркаса в виде трубок. Палатка размером 6 на 12 метров разворачивается за считанные минуты.
– Весь модуль надувается за 20 минут на морозе, а летом вообще за 15, – рассказывает Светлана Григорьева. – Есть датчик, который контролирует давление. При избыточном включается клапан для стравливания воздуха, при недостаточном – клапан поддува. Они включаются автоматически. Вручную приходится только двери надувать.
Сами пневмомодули стоят не на чистом льду, а на специальных санях. К этому решению создатели пришли не сразу.
– Пока лед на Байкале не встал, мы тестировали модули в Иркутске. Сымитировали лагерь на заливе Якоби, почти две недели там жили, испытывали все системы. Палатка стояла прямо на льду, и когда мы ее сняли, под ней образовалась лужа. Поэтому мы решили поставить модуль на сани. Во-первых, при необходимости можно быстро переместить палатку (например, в случае возникновения трещины). Во-вторых, стало намного теплее за счет дополнительного воздушного пространства, – продолжает Светлана.
Там же, на льду залива Якоби команда испытывала ветрозащиту лагеря. Готовились к худшему – сарме, самому мощному ветру Байкала, порывы которого могут достигать 40 м/сек. Специально для этого к стандартным растяжкам модуля добавили надежные стропы. Когда по прогнозу идет сарма, команда лагеря приходит в полную боевую готовность: все предметы внутри палатки спускают и убирают в ящики, палатка немного сдувается и притягивается ко льду стропами. Каждый член команды четко знает, куда бежать и за какой ремень хвататься. В прошлом году «Боро-Боро» спокойно перенес порывы ветра силой 23 м/сек. Организаторы говорят, что сможет выстоять и при 30 м/сек.
– В том году сарма была, мы ее ждали, готовились. Видим – идет. Вдруг раз, и отвернула в сторону... Через какое-то время из-за хребта снова вываливает черным потоком, приближается... И снова отворачивает, – рассказывает Светлана. – Знаете, Алексей это место выбирал очень придирчиво, он консультировался с учеными из университета, в итоге настоял именно на этой локации. И когда мы увидели, как сарма нас несколько раз обходила, я поверила, что это особенное место.
Акватория, где расположен лагерь, входит в состав Прибайкальского национального парка. Чтобы установить станцию, которая проработает максимум 1,5 месяца, создателям пришлось потратить 10 месяцев на различные согласования. В частности, получить разрешения РосРыболовства, государственной инспекции по маломерным судам, Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области, Байкальской природоохранной прокуратуры, регионального Росприроднадзора.
Запустить «Боро-Боро» позволили только после официального открытия ледовой переправы на остров Ольхон, это случилось 17 февраля.
– Ледовый лагерь в проливе Малое Море находится на одном из маршрутов патрулирования наших инспекторов и оперативных групп. Мы отслеживаем ситуацию с момента установки объектов. <...> С момента открытия объекта будем проводить выборочные проверки по наличию разрешений на посещение Прибайкальского национального парка у посетителей, контролировать соблюдение предпринимателем обязательств по поддержанию чистоты на вверенном ему участке льда, – отметил Алексей Чичигин, начальник отдела охраны территорий ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
У станции оформлен договор на вывоз и утилизацию отходов, получено заключение от Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии о том, что лагерь не угрожает природе Байкала.
– У нас на льду вы не увидите никакого топлива или мусора, лед мы бережем, даже генераторы стоят на санях, – подчеркивает Светлана Григорьева. – В этом году соорудили туалет с вакуумной системой удаления отходов, как в самолетах. На один смыв расходуется всего 0,5 литра воды.
Да, вы все правильно поняли – это теплый экотуалет на Байкале. Наверное, первый в истории.
Санитарный модуль стоит на надувной подушке – в точности, как хивус. Это сделано в том числе для мобильности. Когда резервуар со стоками заполняется, туалет прицепляют к транспорту и везут к берегу, чтобы ассентизатор произвел откачку. Кататься приходится нечасто, так как бак рассчитан на 1500 литров.
Когда в лагерь приезжают гости, их встречают с сибирским размахом и радушием. Раздувают дровяной самовар, прямо на морозе делают расколотку (мороженую рыбу наподобие строганины. – Прим. ред.), угощают салом, брусничкой и чаем. А после этого наряжают путешественников в настоящие военные бекеши и теплые шапки полярников. Не красоты ради – а для тепла. Что ни говори, долго находиться на льду сложно.
А для настоящих экстремалов в лагере соорудили жилище эскимосов – иглу.
«Аккуратно, скользкий пол!» – предупреждает Ирина на входе в снежный домик. И правда, внутри иглу «выстелен» пронзительно голубым льдом. В это трудно поверить, но пол не подсвечен и не подкрашен – таким его создал Байкал. В иглу всего на пару градусов теплее, чем на снаружи. «Обогреватели не ставим, потому что это снежный дом», – шутит директор станции. Здесь оборудовано два спальных места, есть прикроватная тумбочка и плетеные коврики.
– У сотрудников [лагеря] очередь на то, кто будет ночевать в иглу. При закрытой двери здесь создается особая атмосфера, Байкал начинает «разговаривать»! Здесь очень близкий контакт с озером, – рассказывает Светлана Григорьева.
Не переживайте за «полярников станции» – у них есть и теплые места для ночевки. Если прошлой зимой на льду стоял только один модуль-ресторан, где гостей кормили теплым и вкусным обедом, то в этом году поставили вторую палатку – с каютами для проживания команды. Каждый номер рассчитан на двух человек и имеет свое название: «Метеорологи», «Гляциологи», «Лимнологи» и «Гидрологи».
В каютах ничего лишнего – раскладушки, теплые спальники, вешалка, прикроватная тумбочка с байкальской водой. Те, кто остаются на станции на ночь, имеют уникальную возможность встретить закат и рассвет на Байкале, посидеть у костра, понаблюдать за звездами в телескоп. Возможно, в будущем эта опция станет доступна и для туристов.
Для тех, кто прибывает на станцию «Боро-Боро» в качестве гостя, предусмотрена иная программа: сытный обед, где подача каждого блюда превращается в маленькое представление (будь то уха с дымящимся поленом внутри или расколотка, сделанная обухом топора), а также зимние забавы. В лагере есть финские сани, ледяная чаша и подледный тоннель, чистейший лед для катания на коньках, фотозона с тюльпанами и выставка приборов полярников. Иркутский государственный университет предоставил станции раритетные теодолиты, анемометр (прибор для измерения скорости ветра) и «Большой советский атлас мира» 1937 года.
В лагере «Боро-Боро» даже работает собственная почта. Можно отправить фирменную открытку открытку друзьям или родным прямо со льда Байкала.
Лагерь «Боро-Боро» находится на льду пролива Малое Море между мысом Ото-Хушун и Шаманской скалой. Точное местоположение и трек до лагеря можно узнать у организаторов.
Срок работы лагеря напрямую зависит от прогноза погоды. В 2022 году «Боро-Боро» просуществовал на льду Байкала с 4 февраля по 23 марта.
Секретное место для туристов и местных: ресторан, который находится в 200 м от иркутского аэропорта, работает круглосуточно и выполнен в стилистике лайнера. Здесь можно позавтракать в любое время суток, вкусно скоротать время на пересадке и полноценно пообедать за 500 рублей. Из чего готовят десерт «Земля в иллюминаторе» и какое отношение к авиации имеют основатели?