A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal
© Photo: Key to Baikal
April, 27

A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal

Traveling plants, the fastest carnivorous algae in the world and a shrub that can live up to 250 years. All these are only a small part of the unique flora of Baikal...

Biologist's Day has been celebrated on the fourth Saturday of April since 2001. And if you try to briefly explain what biology is, you can give define it in the following way. Biology is the science about life in all its manifestations, and biologists (botanists, zoologists, microbiologists...) are the experts studying the flora and fauna of our planet.

The “green treasures” of Baikal truly are a unique, inexhaustible opportunity for botanists. Today, over a thousand copies of the flora of the amazing lake have been identified and classified, some of these plants are subject to protection due to the threat of extinction. However, no complete list of Baikal plants has been compiled until now. Therefore, the place is a real paradise for botanists; there is always work for them near Baikal.

We will tell you about some specimens of Baikal plants - diverse, rare and extremely interesting.

A Relic Inhabitant of Baikal

Фото

An example of the oldest plant of the coast can rightly be called the elfin pine covering the tops of the Baikal mountain ranges. This plant is a subject of a long-standing dispute of botanists trying to answer the question: is this a dwarf tree or a shrub? As far as elfin pine is akin to cedar, it seems incredibly similar to wooden forms, but its “way of life” is close to shrub species: densely branched (without any single trunk), creeping on the ground.

A wonderful legend provides the explanation.

Once upon a time elfin pine was a tall and strong tree, he could only see its younger brother, cedar, with its head tilted down. Elfin pine was characterized by courage and recklessness, and he became so confident because of his power that he had sworn that he would reach God and dip his beard into resin. The elfin pine went to find god among high mountains that could be reached from the throne of God. The elfin pine was so proud that he did not notice that a little birch who was in love with the elfin pine followed him, worrying about the fate of her beloved.

The elfin pine infuriated God by his stupid words, and when the self-confident tree climbed to the top, he was attacked by storms and winds. But the elfin pine persistently continued his way. Then God sent heavy snow storms, but the stubborn proud traveler continued to climb up through these. But his branches could not stand the pressure and bent. The elfin pine got weak and realized the stupidity of his actions, bowed, asked God for forgiveness and disappeared into the snow. Only then he noticed that the birch was following him and that she had fallen, having lost her strength. He covered her from the snow and closed his eyes.

God was merciful to them. He appreciated perseverance, although it was stupid, sincere repentance, and saved the lives of travelers in severe and high mountains. And until the end of the days the elfin pine can only be bowing and low, but the birch also loves him the way he is. The birch also became a branchy shrub, and now they grow together, protecting mountain passes and peaks from travelers.

To speak seriously, elfin pine is an evergreen, heavily-branched, creeping life form of coniferous plants, incredibly resilient, adapted to the severe conditions of high mountains. Just like the cedar, elfin pine has bundles of 5 needles from 4 to 7 centimeters long, with small notches on the edges. The elfin pine blooms in the summer, after which small lilac cones appear a year later: the seeds are distributed by the bird called nutcracker; squirrel, and sable, and chipmunk feed on these seeds.

Unlike cedar cones, the cones of elfin pine are elongated, shiny, several times smaller. Although the nuts are also smaller in size, but they contain more fat.

Elfin pine grows extremely slowly, but lives up to 250 years. It is believed that the plant is the symbol of health and longevity.

Traveling Aster

A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal

Tridactylina kirilowii is an endemic of Baikal having a very limited geographic range. Almost the entire range of the species is located on a narrow strip along the southern coast of Baikal with the length of no more than 100 kilometers (from the town of Slyudyanka to the village of Vydrino). This is a piedmont coastal plain through which the Solzan River flows. This place is indicated in the Resolution of the Government of Irkutsk Oblast that confirmed the recognition of local tridactyline population as a botanical natural monument of regional importance on January 19, 2018.

Such measures needed to be taken due to the fact that the plant is on the verge of extinction. We must not let it happen. After all, Tridactylina kirilowii is the only specimen of the Baikal flora from a monotypic genus (a plant genus consisting of only one species), which is extremely “important for the preservation of the biodiversity of the region”.

Tridactylina kirilowii is a Baikal aster, with a stem up to 40 centimeters high and single, bright yellow flowers. The requirements for its growing conditions are extremely specific: the sunny side of the gravel flats, wet sand, clay and loam soils, steep river banks, artificial railway slopes...

The Ecologist and Baikal researcher Aleksei Gulin says that “the uniqueness of this endemic plant is the fact that it is constantly moving, changing its growing place. It moves from one territory to another, besides, it migrates unexpectedly and over long distances. It grows... in places where there are no other plants. It does not like to be surrounded with other plants, in such case the flower immediately moves to another place. ”

Tridactylina is not a perennial plant and, unfortunately, is not highly competitive, therefore it is regularly threatened with complete extinction. Preservation of this rare species is a constant concern of the botanical community.

The Fastest Carnivorous Plant in the World

Фото

Bladderwort is an aquatic perennial plant, different from other representatives of the flora in the method of its reproduction and the ways of obtaining food. This alga is constantly drifting throughout the water reservoir, preferring still pure water. Therefore, it has so many habitats on Baikal, both southern and northern. There are three types of bladderwort on the lake: ordinary, small and medium. The difference between them is the length of the shoots, as well as the location and size of the bladder-like traps (hence the name – “bladderwort”).

Initially it was believed that the bladder traps were peculiar buoys that did not allow the algae to drown and helped them to move along the water surface. But their main purpose is quite different. The fact is that bladderwort is a carnivorous plant, a predator. But the role of the teeth and tusks is just played by the bladders that supply the alga with food. The leaves of the plant are covered with bladder traps, each provided with a green valve opening inwards. The valve door opens, if its sensitive antennae are touched, and  a the little creature (a fish or an insect) is caught in a trap. And the prey is caught instantly, with an incredible speed. Naturally, the question arises: why does the victim is intereted? They are attracted by smell and color. Outer cells of the trap excrete a sweet substance, and the valves themselves are colored bright blue that is clearly visible against the background of green leaves.

In conclusion, we want to remind you: it is no coincidence that almost every fourteenth Baikal plant is listed in the Red Book.

Tell friends
Related articles
A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal

Academician Okladnikov believed that the name of the Kika River (with the emphasis on the second syllable) was derived from the Turkic “green river”. This is the name of one of 336 rivers flowing into Lake Baikal.

A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal

Why should one remember about an ordinary hare - the animal with the nickname “squint-eye” that is considered a coward?

A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal

A specially protected natural monument of regional significance – “Anglichanka” Rock – is situat-ed in Selenginsky district of Buryatia. Now it is known as an observation deck with a picturesque view of the Selenga and Spassky Cathedral dated by the 18th century. However, in 1818-1841, Protestant preachers lived here. Key to Baikal explored how the life of the missionaries was con-nected with the rock, what kind of girl was wandering around it and what the London missionary society had to do with it.

A Paradise for a Biologist: the Unique Flora of Lake Baikal

The name of the valley originated from local “Bargut” which means “outskirts, wilderness”. It was a name of Mongolian tribe that used to inhabit the valley.

Рай для биолога: уникальная флора Байкала
© Фото: Первый Байкальский
27 апреля

Рай для биолога: уникальная флора Байкала

Растения-путешественники, самая быстрая хищная водоросль в мире и кустарник, который живет до 250 лет. Все это — лишь небольшая часть уникальной флоры Байкала...

С 2001 года каждую четвертую субботу апреля отмечается День биолога. И если попытаться кратко объяснить, что же это такое, биология, то можно дать следующее определение. Биология – это наука о жизни во всех ее проявлениях, а биологи (ботаники, зоологи, микробиологи…) – специалисты, изучающие растительный и животный мир нашей планеты.

Уникальную, воистину неисчерпаемую возможность для ботаников предоставляют «зеленые сокровища» Байкала. Сегодня выявлено и классифицировано более тысячи экземпляров флоры удивительного озера, часть из которых подлежат охране из-за угрозы исчезновения. Но до сих пор исчерпывающий список растений Байкала не составлен. Поэтому для ботаников здесь настоящий рай и всегда найдется работа.

Мы расскажем о некоторых образцах байкальских растений, разнообразных, редких и необыкновенно интересных.

Реликтовый житель Байкала

Фото

Примером древнейшего растения побережья по праву называют кедровый стланик, обрамляющий вершины прибайкальских горных хребтов. Он – предмет давнего спора ботаников, отвечающих на вопрос: дерево стланик или все-таки кустарник? Скрещивание с кедром делает стланик невероятно похожим на древесные формы, но «образ жизни» близок к кустарниковым видам – густоветвистый (причем при отсутствии единого ствола), стелющийся по земле.

Объяснение дает прекрасная легенда.

Давным-давно высоким и сильным деревом был кедровый стланик, который мог увидеть своего младшего брата, кедра, только опустив голову. Отличался он смелостью и безрассудством, и настолько уверился в своем могуществе, что поклялся – доберется до Бога и окунет в свою смолу его бороду. Отправился стланик на поиски высоких гор, с которых можно дотянуться до Божьего престола. Так был горделив стланик, что не увидел, как, беспокоясь за него, отправилась вслед маленькая влюбленная березка.

Разгневал своими глупыми словами стланик Бога, и, когда карабкалось самонадеянное дерево на вершину, обрушил он на него бури и ветры. Но упорно продолжал стланик свой путь. И тогда Бог послал тяжелые снега, сквозь которые продолжал упрямый гордец тянуть свои ветви вверх. Не выдержали они давления и согнулись. Обессилив, понял стланик глупость своего поступка, поклонившись, попросил у Бога прощения и скрылся в снегу. И только тогда заметил шедшую за ним березку, упавшую от потери сил. Прикрыл он ее от снега и закрыл глаза.

Пожалел их Бог. Оценил упорство, пусть и глупое, покаяние искреннее, оставил жизнь путникам, но в суровых горных высотах. И до конца дней теперь мог быть стланик только сгорбленным и низким, но и таким любила его березка. Стала она ветвистым кустарником, и растут они теперь вместе, охраняя от путешественников горные перевалы и вершины.

Ну а если серьезно, то стланик – это вечнозеленая сильноветвистая стелющаяся жизненная форма хвойных растений, невероятно выносливая, приспособленная к нелегким условиям высокогорья. Как и у кедра, в пучке у стланика по 5 хвоинок длиной от 4 до 7 сантиметров, с мелкими зазубринками по краям. Цветет стланик летом, после чего спустя год образуются небольшие сиреневые шишечки. Семена стланик дает по достижению 20-30 лет, а распространяет их птица кедровка, питаются семенами и белка, и соболь, и бурундук.

Шишки же, в отличие от кедровых, удлиненные, блестящие, но в несколько раз меньше. И хотя орешки, соответственно, также мельче по размеру, жира в них содержится больше.

Растет стланик крайне медленно, но доживает до 250 лет. Считается, что он символизирует здоровье и долголетие.

Астра-путешественник

Рай для биолога: уникальная флора БайкалаТридактилина Кирилова – это эндемик Байкала, причем имеющий очень ограниченную территорию «проживания». Практически весь ареал вида разместился на узкой полосе вдоль южного побережья Байкала, длина которого не более 100 километров (от города Слюдянка до села Выдрино). Это предгорная береговая равнина, через которую протекает река Солзан. Данное место указано в Постановлении Правительства Иркутской области, которое 19 января 2018 года подтвердило признание здесь популяции тридактилины как ботанического памятника природы регионального значения.

Такие меры пришлось предпринять из-за того, что растение находится на грани исчезновения. Допустить это невозможно. Ведь Тридактилина Кирилова – единственный образец флоры Байкала монотипного рода (род растения, состоящий только из одного вида), крайне «важный для сохранения биоразнообразия региона».

Тридактилина Кирилова – это байкальская астра, с высотой стебля до 40 сантиметров и одиночными, ярко-желтыми цветами. Требования к условиям произрастания у нее крайне специфические: солнечная сторона галечников, увлажненный песок, глинистые и суглинистые почвы, обрывистые берега реки, искусственные откосы железнодорожного полотна…

Эколог и байкаловед Алексей Гулин рассказывает, что «уникальность этого эндемика заключается в том, что он постоянно путешествует – меняет свое место. Перескакивает с одной территории на другую, причем мигрирует неожиданно и на дальние расстояния. Растет… там, где нет других растений. Не любит, когда на нее наступают, сразу перескакивает на другое место».

Тридактилина не является многолетним растением и, к сожалению, не отличается высокой конкурентоспособностью, поэтому ей регулярно угрожает полное вымирание. Сохранение этого редкого вида – предмет постоянной заботы ботанического сообщества.

Самое быстрое хищное растение в мире

Фото

Пузырчатка – водное многолетнее растение, отличающееся от других представителей флоры и способом размножения, и приемами добывания пищи. Эта водоросль постоянно дрейфует по водоему, предпочитая чистую стоячую воду. Поэтому у нее так много мест обитания на Байкале, и южном, и северном. На озере встречается три вида пузырчатки: обыкновенная, малая и средняя. Разница между ними – в длине побега, а также расположении и размерах ловчих пузырьков (отсюда и название – пузырчатка).

Изначально полагали, что пузырьки – это своеобразные буйки, не дающие водоросли утонуть и помогающие передвигаться по водной глади. Но основное их предназначение совсем другое. Дело в том, что пузырчатка – растение плотоядное, хищник. Но роль зубов и клыков как раз и играют пузырьки, снабжающие водоросль пищей. Листья растения усыпаны ловушками-пузырьками, которые снабжены открывающимся внутрь клапаном зеленоватого цвета. Дверца клапана, если задеть его чувствительные реснички, распахивается, и маленькое существо (рыбка или насекомое) оказывается в захлопнутой ловушке. Причем хватается добыча мгновенно, с невероятной скоростью. Естественно, возникает вопрос: а зачем жертва проявляет любопытство? Роль приманки играют запах и цвет. Особые железы выделяют сладковатую субстанцию, а сами клапаны окрашены в ярко-синий цвет, хорошо заметный на фоне зеленых листьев.

И, в заключении, хотим напомнить: неслучайно практически каждое четырнадцатое растение Байкала занесено в Красную книгу.

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Рай для биолога: уникальная флора Байкала

Ледовые капитаны — хранители тайн великого озера. Их знания о льде Байкала передавались из уст в уста и подтверждались многолетней практикой поколений. Журналист Первого Байкальского встретился с президентом Лиги Байкальских ледовых капитанов Александром Бурмейстером и узнал о тайнах льда.

Рай для биолога: уникальная флора Байкала

Беляк или русак? Есть ли между ними разница и откуда пошли эти названия.

Рай для биолога: уникальная флора Байкала

Академик Окладников считал, что название реки Кика (с ударением на второй слог) происходит от тюркского «зеленая река». Именно так называется одна из 336 рек, впадающих в озеро Байкал.

Рай для биолога: уникальная флора Байкала

В Селенгинском районе Бурятии находится особо охраняемый природный памятник — скала «Англичанка». Сейчас она известна как смотровая площадка с живописным видом на Селенгу и Спасский собор. Первый Байкальский разобрался, как жизнь миссионеров связана со скалой, что за девушка бродит по ее окрестностям и при чем тут Лондонское миссионерское общество.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать