Первыми ледовыми проводниками были шаманы. По приметам они устанавливали, замерз Байкал весь или только его часть и можно ли по льду ездить на лошадях. В те времена можно было за день пересечь озеро с западного на восточный берег.
Ледовые капитаны — хранители тайн великого озера. Их знания о льде Байкала передавались из уст в уста и подтверждались многолетней практикой поколений. Журналист Первого Байкальского встретился с президентом Лиги Байкальских ледовых капитанов Александром Бурмейстером и узнал о тайнах льда.
«Байкал всегда был дорóгой», – с этой фразы ледовый капитан Александр Бурмейстер начинает наш разговор. Для его семьи передвижение по льду озера так же естественно, как для нас поездки по трассе. В воздухе, на суше, на воде и на льду есть свои правила движения, которые формулировались на основе практики очевидцев.
Первыми ледовыми проводниками были шаманы. По приметам они устанавливали, замерз Байкал весь или только его часть и можно ли по льду ездить на лошадях. В те времена можно было за день пересечь озеро с западного на восточный берег.
Дорога через Байкал была важным торговым путем в Кяхту, где русские купцы торговали с Китаем. Ледовая трасса с вмороженными верстовыми столбами шла из села Большое Голоустное до Посольского монастыря.
Байкальским ледовым капитанам доверяли не только купцы, но и важные государственные деятели, например генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский ездил в Кяхту через замерзший Байкал на китайскую границу.
Опыт ледовых капитанов потребовался для создания длинных и сложных переправ в период строительства БАМа. Для снабжения Байкало-Амурской магистрали необходимо было в зимнее время доставлять на грузовых машинах продукты, материалы и различные механизмы. Именно здесь была нужна помощь знатоков льда. Ледовые капитаны тогда создали трассу длиной 240 километров от пос. Курбулик до села Байкальское на севере озера, по этому маршруту каждый год и сегодня можно проехать с февраля по март.
«Когда такая тяжелая и груженая машина проходит по льду, ты видишь, как он буквально прогибается, торосы трещат, рвутся, куски льда во все стороны летят. Вот какая тяжесть!» – рассказывает Александр Бурмейстер.
Сегодня члены Лиги Байкальских ледовых капитанов, как и 50 лет назад, занимаются изучением и наблюдением за льдом озера практически по всей акватории. На основе этого опыта Александр Бурмейстер составил свой список правил, которые помогут вам безопасно переправляться по льду озера.
Единственная официальная ледовая переправа на озере Байкал расположена в Ольхонском районе Иркутской области – от Куркутского залива до Иркутской губы. За безопасное движение автомашин по ледовой переправе несет ответственность дорожная служба. Ее трассы составляют чуть более 11 км.
Если вы идете пешком, на коньках или велосипеде по льду самостоятельно, знайте, что в Малом Море тонет самое большое количество транспорта относительно всего озера. Вот несколько рекомендаций, как сделать такое движение безопасным.
1. Безопасных дорог на льду не бывает. Даже если вы видите чьи-то следы. Лед постоянно меняется, и нужно быть начеку.
2. Если на льду лежат предметы – доски, бревна, брезенты, – лучше не подъезжайте к ним.
3. Если вы увидели щель с открытой водой, не подъезжайте к ее краю и не пытайтесь преодолеть ее, не обследовав противоположную кромку.
4. Не подъезжайте к берегу в незнакомых местах. Почти все мысы Малого Моря опасны, они подмыты течениями.
5. Не трогайтесь в путь в сумерках, ночью, в снег или в сильный ветер.
6. Не выпивайте за рулем. Помните – лед опаснее, чем скользкий асфальт. Только тонкая корочка льда отделяет вас от бездны.
7. Не надейтесь на советы попутчика или местного жителя, в 50% они неверны.
8. Не сокращайте расстояние по ледовой трассе и не выдумывайте собственных ледовых дорог.
9. Никогда не оставляйте на льду людей, попавших в беду, – на их месте можете быть вы.
Некоторые места Малого моря особенно опасны из-за открытой воды и сильных подводных течений.
Мыс Улан. Почти всю зиму открытая полынья с водой. Сильные подводные течения.
Мыс Шида. Тонкий лед, подмытый сильными подводными течениями. Открытая вода с первых чисел марта.
Между островом большой Тойник и островом Хунук. Полынья открывается на мелководье к марту.
о. Хынук (Хунук). С первых чисел марта открытая полынья с водой. Сильные подводные течения.
Мысы Улятай, Ишим-Тамэ, Ушун. Тонкий лед из-за подводных течений, открытая вода с третьей декады марта.
Мыс Кобылья Голова (Хорин-Ирги). Сильное подводное течение, отдельные линзы воды со второй декады марта.
Мыс Крест – остров Ольхон – Пролив Ольхонские Ворота. Ежегодно становая щель с большими подвижками льда, у мысов во второй декаде марта открытая вода.
Мыс Хобой – мыс Арул. Становая щель из года в год. Подвижки льда по щели до 6 метров со второй декады марта.