Иркутские путешественники Михаил Петров, Евгений Днепровский, Андрей Амагзаев и Александр Цыпкин решили обогнуть Байкал на вездеходах за 8 дней и поставить рекорд России. Чтобы пройти Байкал автономно (не сходя со льда), иркутяне взяли с собой 200 бууз, 900 литров бензина и немного отваги. О том, что было дальше, узнал «Первый Байкальский»
Четыре участника, два вездехода и прицеп – таким составом команда выдвинулась из Листвянки утром 2 февраля, чтобы пройти вокруг Байкала за 8 дней. В точку старта авантюристы вернулись уже 9 февраля, завершив маршрут раньше намеченного срока – путь на мотовездеходах занял 7 суток и 4 часа. За это время путешественники проехали по льду Байкала 1528 километров и потратили ровно 900 литров бензина. Чтобы выполнить условия рекорда, участники не приближались к берегу озера. Это фиксировали четыре видеорегистратора (с обзором на кабину и на дорогу) и система ГЛОНАСС с отслеживанием машин в режиме реального времени. К экспедиции путешественники готовились 2,5 месяца.
❗️ Дисклеймер: «Первый Байкальский» напоминает, что выезжать на лед вне официальных переправ запрещено и опасно для жизни. Участники экспедиции действовали на свой страх и риск.
Больше десяти лет назад этих четверых экстремалов объединили горы, путешествия и квадроциклы, а сейчас – мотовездеходы и желание поставить рекорд. Не задумываясь, собрали команду и распределили роли. Александра Цыпкина выбрали руководителем экспедиции, Евгения Днепровского – завхозом и ремонтником, Михаила Петрова – фотографом, поваром и ответственным за снаряжение, Андрея Амагзаева – ремонтником и медиком.
«Мы захотели внести ясность в путешествия по Байкалу. До нас еще никто не проходил [на транспорте] вокруг Байкала автономно. Решили, что нужно испытать свои силы и технику и зафиксировать эксперимент в Книге рекордов России – пусть это станет нашим отличием от других путешественников», – рассказал Александр Цыпкин, руководитель экспедиции.
До этого в Книге рекордов России было только одно похожее достижение – самое длинное путешествие (1186 км) по льду Байкала на квадроциклах. Его установили в 2016 году. Путешественники из 2023 года решили пойти дальше – проехать по озеру не менее 1500 км, не выезжая за пределы льда и ночуя на нем.
Накануне старта поездка чуть не сорвалась. 30 января, прямо во время пресс-конференции, посвященной экспедиции, управление МЧС России по Иркутской области объявило поездку незаконной.
«У нас полностью согласован маршрут и по Бурятии, и по Иркутской области. Мы едем на подготовленной технике и умеем ей управлять – у всех участников экспедиции есть права тракториста-машиниста. На вездеходах шины положительной плавучести, с собой набор необходимых инструментов для ремонта и оборудование на случай непредвиденных обстоятельств. Тонуть и пробовать тонуть мы не собираемся. Все, что я озвучивал МЧС, было одобрено, возражений в нашу сторону не последовало», – сообщил Александр Цыпкин, руководитель экспедиции 30 января на пресс-конференции.
Участники экспедиции заверили, что вся техника проверена, оформлено разрешение МЧС, маршрут зарегистрирован на сайте Прибайкальского национального парка, а вездеходы стоят на учете в РосТехнадзоре.
«Для меня это тоже новый опыт, но я могу гарантировать, что наши машины смогут привезти и увезти всех в целости и сохранности, – подчеркнул производитель вездеходов «Байкал 4*4» Александр Чубаков перед стартом. – Мы производим вездеходы около трех лет. Фишка шин в том, что в них нет камер, поэтому они легкие и плавучие. Рамы, резина, колеса, обшивка, запчасти – все, кроме моторов, мы делаем сами. Это наше иркутское производство. При поломках машины налаживаются стандартным комплектом ключей».
Диаметр колес мотовездехода – 130 см, ширина – 60 см. Такие шины имеют низкое давление и положительную плавучесть, т.е. способны передвигаться по любой поверхности и не тонуть в воде. Вес одного подготовленного мотовездехода для экспедиции – 1,5 тонны.
«Нас все равно пытались снять с маршрута, – рассказал уже после экспедиции Михаил Петров, один из участников. – Видимо, хотели использовать экспедицию как показательный пример, но наша поездка от начала до конца была подготовленной. Потенциальная опасность на льду была и будет всегда, но мы сделали все, чтобы эту опасность либо не допустить, либо предотвратить».
Пройти вокруг Байкала автономно оказалось не так просто: пришлось взять 900 литров бензина, газ, керосин, запчасти для машин, оборудование на случай, если машины застрянут в ледовых трещинах, и даже лодку! Весь комплект для независимого путешествия по льду Байкала погрузили на прицеп, который весил целую тонну. Участники экспедиции, казалось, предусмотрели все, но без форс-мажоров не обошлось.
«Самая опасная ледовая обстановка была в первый день – путь от Листвянки до Малого Моря и оттуда до Замы. Машины на этом участке буквально прыгали по льду. Спустя два часа после начала экспедиции мы наскочили на трещину и провалились одним колесом. Эмоций шквал, хотя бояться было нечего, вездеходы не тонут – у шин положительная плавучесть», – подчеркивает Михаил Петров.
Первым ехал вездеход без прицепа, в котором находились штурман Михаил Петров и водитель Евгений Днепровский. Они «прощупывали почву». Когда угодили колесом в трещину, успели предупредить вторую машину по рации, что нужно ехать в объезд.
Кстати, во время экспедиции прицеп ломался дважды и в конце концов от него пришлось отказаться. Его оставили на восточной стороне Байкала, в Энхалуке, когда он почти опустел и выполнил свою миссию. После этого скорость путешественников увеличилась с 30-40 до 70 км/ч.
Из-за сильных метелей на Байкале бывает нулевая видимость. Часто последствием сильных ветров становятся переметы – снежные надувы, которые очень похожи на ровные белые пятна, сливающиеся в один уровень со льдом. Такие белые кочки бывают крайне опасны – их размер сложно определить даже вблизи, поэтому машины часто подлетают на них и даже переворачиваются.
Из всей компании профессионально путешествиями занимается только один участник – Михаил Петров. Иркутянин развивает туризм в Сибири и за ее пределами. На Байкал он ездит чаще, чем мы ходим в магазин, поэтому в экспедиции именно он отвечал за маршрут и питание.
«С едой проблем не было! Везли много: 10 кг свинины, 10 кг говядины, 200 поз, 600 пельменей, хлеб, овощи, картошку, лук, сыры, колбасы, соусы. С таким набором мы могли путешествовать по Байкалу еще неделю и даже поправиться, но тогда остались бы без рекорда, – рассказывает Михаил Петров. – Кстати, я почти не рулил, больше следил за треком, чтобы не сбиться с маршрута. За 8 дней мы заполнили почти 2 терабайта информации – столько весили записи с видеорегистраторов для фиксации поездки».
Участники заранее расписали все дни экспедиции буквально по минутам. Вставали в шесть часов утра, в семь Михаил уже готовил завтрак, а в восемь выдвигались и продолжали путь вплоть до 18 часов.
За все время поездки на обед мужчины останавливались всего трижды – хотелось сэкономить время и приехать быстрее.
Несмотря на то что во время экспедиции температура на Байкале опускалась максимум до –25, сильный ветер со стороны Бурятии неизменно надувал снег в кабины вездеходов и морозил команду. Участники признаются, что самой большой проблемой путешествия был круглосуточный холод. Сидя в кабине, ноги замерзали даже в «баффинах» (зимняя обувь, которая сохраняет тепло при –100 градусах), помогала только зарядка и бухлер с говядиной.
За неделю ледяное озеро продемонстрировало путешественникам свое величие и красоту со всех ракурсов и в разное время суток.
«Самое красивое место на Байкале – это берег возле горы Черского, перед Северобайкальском, – считает Михаил Петров. – Величественная гора высотой около 2600 метров прямо на берегу великого озера. Я был потрясен. Я думаю, многие не задумываются о масштабах нашего богатства. Да, Байкал большой, но насколько большой? Чтобы понять это, нужно его объехать. Я огибал Ольхон на квадроцикле, проходил Байкал от Замы до Усть-Баргузина в самой широкой его части пешком, но только сейчас, объехав вокруг озера, понял его величие и размах».
Максимальное расстояние, которое смогли пройти путешественники без прицепа, – 324 км за день. С прицепом удавалось преодолеть от 170 до 220 км при скорости от 10 до 40 км/ч. Набирать скорость мешали торосы и зоны, где лед был особенно тонким.
Сейчас команда ждет, когда «Книга рекордов России» подведет результаты экспедиции и подтвердит их рекорд. Параллельно иркутяне уже готовятся к следующему путешествию. Летом на вездеходах «Байкал 4*4» они хотят проехать всю Монголию и исследовать пустыню Гоби.
А вас когда-нибудь случайно блокировала собственная мама? Бывало, что бабушка «что-то нажала и все пропало»? Доводилось ли спасать близких от телефонных мошенников? Специально к 8 Марта мы собрали трогательные и поучительные истории наших читателей и операторов горячей линии T2 о том, как они помогают мамам и бабушкам справляться с цифровыми ловушками.
Где встретиться с коллегами перед 23 февраля или 8 Марта? Забудьте про бары и рестораны, мы нашли кое-что получше: кофейное казино, шоколадные и стеклянные мастер-классы и даже коллективный массаж лица. Сколько стоит, можно ли взять еду с собой и для какой компании подойдет – все подробности в обзоре.
Как познакомились «угонщики» льдины на Байкале? Чья любовь переросла в бренд байкальских подарков? Кому Байкал «нагадал» отношения длиной в четверть века? Вместе с мобильным оператором T2, который обеспечивает регион надежной (как отношения наших героев) связью, рассказываем истории любви на Байкале.