Ровно 20 дней понадобилось сербскому путешественнику Ивану Младеновичу, чтобы пересечь Байкал по льду
Первого марта серб Иван Младенович отправился из Култука в свою соло-экспедицию по льду Байкала. 20 марта он финишировал в Нижнеангарске, о чем радостно сообщил на своей страничке в Facebook. «Первый Байкальский» уже писал о приключениях, которые выпали Младеновичу в первой части пути: ветер сбивал его с ног, ночью с материка доносился вой волков, а сигнал сети предательски пропадал. За все 20 дней искатель приключений вышел на связь всего лишь трижды. Третьего и десятого марта он выложил публикации в соцсетях, а 18 марта передал через родных, что все идет по плану.
«Бывало, что 4-5 дней я никого не встречал по пути. Километры не считал, просто шел и шел. Самый длинный перерыв, который я делал во время прогулки, длился несколько минут, а потом я начинал мерзнуть и заставлял себя идти дальше. До половины [пути] был сигнал и интернет, а после стал слабеть. Когда я понял, что соцсети не работают, я связался с семьей по смс из роуминга. И их слова дали мне силы идти дальше».
Лед Байкала оказался не таким уж безлюдным. Периодически сербу встречались путники, но это были не экстремалы, а обычные туристы.
«Тепло одетые, оснащенные камерами и телефонами, они были удивлены, увидев меня. А несколько человек даже сказали мне, что я сошел с ума».
Самой большой проблемой для Ивана стало не отсутствие связи и даже не холод (температуа опускалась до -22 градусов), а суровый байкальский ветер, который не давал расслабиться ни на минуту.
«Когда начался ветер, стало несравненно холоднее, с чем я столкнулся впервые в жизни. И в таких условиях в конце дня нужно распаковать сани, расстелить палатку. Скажу лишь, что пару раз я вбивал клинья в лед и расстилал палатку лежа (потому что по-другому ветер не позволял). Потом нужно зажечь газовую горелку, растопить лед, приготовить замороженную еду... А после того, как забрался в спальник и уснул, наутро нужно все это упаковать. И так двадцать дней подряд».
Собираясь в экстремальное путешествие, Младенович постарался предусмотреть все. Он хорошо утеплился, собрал провизию и необходимое снаряжение, уложил все это в специальные сани, чтобы не тащить 25-килограммовую ношу на себе.
«Я думаю, что в части подготовки я почти все продумал. Но в толстых перчатках нельзя делать все, что я перечислил выше, приходится их снимать. Больше всего пострадали пальцы, но ничего страшного, всего пара обморожений».
Сам Младенович справедливо замечает, что он далеко не первый иностранец, совершивший подобную «прогулку» по Байкалу. А вот среди сербов (Иван родом из города Шид) – скорее всего, единственный.
«Инспектор, которого я встретил в национальном парке и который провел там более 35 лет, после первоначального удивления сообщил мне, что, насколько ему известно, я первый человек из Сербии, который сделал подобное. И, честно говоря, я очень счастлив и горжусь этим. Ранее, во время подготовки к путешествию, я сталкивался с опытом в основном канадцев, американцев, жителей скандинавских стран. Наиболее близким нам был чех, который ходил по Байкалу».
Кстати, идея такой экспедиции пришла Ивану в голову еще в 2018 году. Тогда он ехал из Сербии в Пекин на велосипеде и по пути заглянул на Байкал: «Тогда я задумался, каково было бы пройтись по ледяной глади Байкала».
Выносливости и опыта Младеновичу не занимать (на его счету уже несколько серьезных экспедиций). И тем не менее, серб признался, что прогулка по Байкалу стала для него серьезным испытанием:
«Это было совсем не легко. Эта борьба не только с природой и ее причудами, но и с самим собой, это расширение границ выносливости. Все это толкало меня вперед, и я ни разу не подумал сдаться. Дойдя до финиша, я впервые заплакал. Не от мук и боли, а от радости и смешанных чувств. Я сделал это!»
Если вы думаете, что социологи – это люди с анкетами в руках и вопросом во взгляде, вы сильно недооцениваете их профессию. Современные социологи ведут большую невидимую работу, наблюдая за людьми, их паттернами поведения и отношениями в разных слоях общества. Мы задались вопросом, кто и как исследует общество, и пошли за ответом к выпускникам Института социальных наук ИГУ.
В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроили тест-драйв новому «китайцу» и проверили его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.