Сербский путешественник Иван Младенович в одиночку пересекает Байкал с юга на север. Он уже преодолел половину пути и встретился с Сармой
«Кто однажды попробовал воду из Байкала, тот должен прийти во второй раз», – написал сербский путешественник Иван Младенович в Facebook за неделю до начала своей авантюры. – Могу смело сказать, что эта «жажда» в моем случае стала невыносимой. Идут последние приготовления к следующему приключению, экспедиции, испытанию – пересечь 650 километров по замерзшему Байкалу».
Впервые на Байкале Иван Младенович оказался в конце июля 2018 года – когда путешествовал на велосипеде из Сербии в Пекин. Он был очарован сибирской природой и пообещал себе вернуться сюда снова. И выбрал для этого не туристическую путевку, а рискованное приключение: Младенович решил пересечь Байкал с юга на север (от Култука до Нижнеангарска) пешком по замерзшему льду. Это 650 километров пути. Надо сказать, что для сербского спортсмена дистанция вполне реальная: он, например, проходил из Сербии до Афин 1380 километров. Но не в таких суровых условиях.
«Низкие температуры от -10 и ниже и сильный ветер, который может дуть, станут большим испытанием в этом приключении. Готов психически и физически, получил много советов от друзей со всего мира, имеющих опыт в таких или подобных начинаниях», – писал Иван Младенович еще из Сербии.
До Байкала путешественник добрался в конце февраля довольно сложным маршрутом: Белград – Вена – Москва – Новосибирск – Иркутск. И уже оттуда на такси доехал до стартовой точки, поселка Култук.
«Приехал в Култук днем. Деревня, как и все русские, похожие друг на друга, с деревянными домиками разных цветов. Жилье нашла в 200 метрах от берега. Не мог не сделать перерыв, спустился к озеру и почувствовал лед под ногами. Это невероятное ощущение исполнения того, о чем я мечтал последние пару лет».
По расчетам путешественника, его «прогулка» от Култука до Нижнеангарска займет 17-20 дней. Все необходимое снаряжение (палатку, спальник, газовую горелку) и запасы еды на три недели Иван уложил в специальные сани. Вес поклажи составил более 50 фунтов, то есть 23-25 кг.
«В ближайшие дни снег и ветер будут моими спутниками и товарищами, Байкал и лед – домом», – написал Младенович у себя на странице накануне старта.
1 марта сербский путешественник двинулся в путь. Третьего марта вышел на связь и выложил в соцсети ободряющий пост: «Наконец-то удалось поймать хороший сигнал на сотовом телефоне и сообщить, что все идет по плану. Пока все хорошо, кроме плохого сигнала на телефоне. Но честно, мне нравится этот факт. Никаких звонков, смс, уведомлений, только тишина, которой я наслаждаюсь. Единственное, что нарушает гармонию, – это звук свистящего снега под моими ногами, когда я иду по белому пространству. И ночной вой волков вдалеке, на материке».
По его словам, температура ночью опускается до -20 градусов, а днем составляет в среднем -5 градусов. Это позволяет гулять по Байкалу в удовольствие:
«Километры не считаю, хожу сколько нравится, потом сижу отдыхаю, потом продолжаю, наслаждаясь нереальными творениями природы».
Поймать сигнал сети в следующий раз Иван Младенович сумел только спустя неделю, 10 марта. Он радостно сообщил: «Я где-то на полпути до финиша». В этот день он находился между Сахюртой и островом Ольхон. Путник рассказал, что в среднем за день он идет 12 часов с очень короткими перерывами 2-3 минуты, чтобы не остывать.
«Я уже упоминал в прошлый раз, что мне не важно, сколько километров прохожу, потому что поверьте – в этой красоте и тишине такое вообще не приходит в голову. Единственное, что я проверяю место, где я сейчас нахожусь, чисто для безопасности».
В один из дней Ивану пришлось познакомиться с самым опасным байкальским ветром – Сармой. Он буквально сбил путешественника с ног.
«Ледяные ветра, штормовые ветра. Я сначала даже не догадывался что грядет, а потом со всех сторон ударило. Просто, куда бы я ни повернулся, он бьет и бьет меня. Когда дует ветер, нельзя ходить, остается присесть и держаться за сани. Я падал раз двадцать, как минимум».
В какой-то момент Иван заметил, что приближаются черные тучи с метелью. Он хотел было укрыться на берегу, но огромные ледяные торосы преградили ему путь. Единственным выходом было лечь на сани и продержаться до тех пор, пока шторм не пройдет. К счастью, это продлилось недолго.
«Сила невероятная. Никогда в жизни такого не испытывал. Где-то раньше читал, что на Байкал дует несколько видов ветров и что один из них, дующий с северо-западной стороны, называется Сарма, он спускается из долины на берега озера. Так как я сейчас в этом районе, думаю, попробовал Сарму, и это очень-очень «остро».
Путешественник признался, что после этого каждый маленький ветерок стал вызывать у него тревогу. Зато в целом на Байкале потеплело: температура ночью сейчас держится в пределах -10-15 градусов.
«Последние дни не слышу волков, наверное, потому что засыпаю как младенец от усталости. Мотивация все еще на высоком уровне, я двигаюсь вперед и игнорирую случайные проблемы, например, как поставить палатку на ветру или как зажечь горелку. Это все магия путешествия, чем сложнее в начале, тем слаще и теплее становится потом».
Первый Байкальский будет следить за экспедицией Ивана Младеновича и рассказывать о его приключениях!
В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроила тест-драйв новому «китайцу» и проверила его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.
В то время как вся молодежь стремится в мегаполисы – они сознательно переезжают в глубинку. Пока другие выпускники спешат покончить с учебой – они, наоборот, возвращаются к школьной доске. Мы поговорили с выпускниками Педагогического института ИГУ и узнали, что заставляет их перебираться из Иркутска в деревни и поселки Прибайкалья, какие «плюшки» они получают к зарплате и где сегодня готовят будущих педагогов.