«Эта
© Обложка: Первый Байкальский

«Эта "тряпочка" несет нас по небу, как ковер-самолет»

Первую экспедицию вокруг Байкала по воздуху совершила команда пилотов на мотопарапланах. Шесть спортсменов стартовали из Култука второго марта, до финиша добрались только трое. Из-за чего участники сошли с дистанции и почему экспедиция заняла 14 дней вместо шести?

Яна Шутова Яна Шутова

Зима 2023 года выдалась богатой на кругобайкальские путешествия. В феврале-марте озеро Байкал огибали сразу три разные команды: четверо иркутян на вездеходах, двое путешественников из Омска и Москвы – пешком по льду, а также команда опытных пилотов – на мотопарапланах. Экспедиция по воздуху стартовала второго марта из поселка Култук, спортсмены облетели Байкал по периметру против часовой стрелки за 14 дней, проделав путь в 1600 километров. Теперь они попадут в «Книгу рекордов России». 

«Карлсоны» на байкале

История этой экспедиции началась еще в 2020 году. Именно тогда известная команда мотопланеристов из клуба «Игра гравитации» совершила полет от Санкт-Петербурга до Владивостока за 69 дней и установили мировой рекорд по дальности полета на мотопараплане (9735 км). Во время той экспедиции состоялось их первое знакомство с Байкалом. 

– Мы зашли на территорию Иркутской области и сделали промежуточную посадку в населенном пункте Утулик. Там познакомились с Байкалом, он нас очаровал и пленил. Родилась идея облететь его, – вспоминает Игорь Потапкин, мастер спорта международного класса, руководитель экспедиции. 

Для команды это первый зимний перелет, поэтому готовились к нему особенно тщательно. Некоторые пилоты отказались от участия еще на этапе подготовки. В итоге на старт вышло шесть человек в пяти экипажах (Игорь Потапкин и его жена Наталья Шитайло летели на двухместном паралете). 

Параплан – это сверхлегкий летательный аппарат с крылом, позволяющий планировать в воздухе. Отличается от парашюта тем, что создан для горизонтального полета, а не вертикального спуска. Мотопараплан – это параплан, снабженный мотором, что позволяет ему взлетать с любой поверхности (а не только с холмов и гор), набирать высоту и не подстраиваться под погоду. Паралет дополнительно оснащен колесной либо лыжной тележкой. 

– Мотопараплан – это ранцевая установка. Ты, как Карлсон, надев на спину рюкзак с пропеллером, разбегаешься, набираешь скорость и взлетаешь, – объясняет Игорь Потапкин. – В воздухе находишься со средней скоростью 40 км/час, обдуваемый всеми ветрами, в том числе набегающим потоком. Кабина открытая, а крыло параплана – это «тряпочка», которая несет тебя по небу, как ковер-самолет. 

Запас топлива позволяет находиться мотопараплану в небе около двух часа. Но байкальская погода внесла свои коррективы. По словам участников, уже через час они замерзали, остывала голова и руки, даже грелки не спасали. «Полтора часа – это уже люто, нужно садиться», – признается Игорь Потапкин. В воздухе пилоты согревались, делая движения ногами и руками. Помимо многослойной одежды, бафа, солнцезащитных очков и шлема надевали химические грелки для рук, у одного из участников был жилет с подогревом.

– А меня спасал «фартук», – рассказывает Наталья Шитайло. – Я впереди сижу, и Игорь придумал для меня такой виндстоппер, чтобы защитить от набегающего потока ветра.

Маяк в поселке Турка (Бурятия) пилоты признали самым красивым местом на Байкале. Фото из архива участников
Маяк в поселке Турка (Бурятия) пилоты признали самым красивым местом на Байкале. Фото из архива участников

В день экипажам удавалось совершить по 2-4 перелета. Чтобы трек экспедиции не прерывался, спортсмены взлетали с того места, где приземлялись. А приземлялись они каждый раз на лед. 

– Когда снижаешься, сначала делаешь облет, смотришь, чтобы не было торосов, бугорочков, трещин. Выбираешь направление против ветра и делаешь посадку, – объясняет руководитель проекта. – Взлететь с чистого льда тоже сложно. Он настолько скользкий, что ноги разъезжаются, можно упасть. А паралет крутится на лыжах, нужно, чтобы его придерживали на старте. 

В итоге 1600 километров вокруг Байкала мотопланеристы прошли за 21 перелет. 

БУРЯ В СТАКАНЕ

Команда планировала облететь Байкал за шесть дней, но из-за погодных условий экспедиция растянулась на 14 дней. Лететь можно было только в окошки, которые предоставляла капризная байкальская погода. 

– Когда мы собирались в экспедицию, один из друзей сравнил Байкал с бурей в стакане. Мы это почувствовали. Приходилось постоянно мониторить погоду, вести навигационные расчеты, нас сопровождала метеорологическая команда «Фобоса» (крупный центр погоды. – Прим.ред.), – продолжает Игорь Потапкин. – Приборы показывали, на какой высоте и с какой скоростью мы перемещаемся. Так мы понимали, до куда можем долететь, зная, где разбросаны ближайшие места остановок и ночевок. Спасатели и зональный центр полетов были предупреждены о наших передвижениях.

Состав экспедиции «Байкальская кругосветка на мотопарапланах»:
1. Игорь Потапкин – руководитель проекта «Байкальская кругосветка», мастер спорта международного класса, двухкратный чемпион мира, руководитель клуба «Игра гравитации»
2. Наталья Шитайло – мастер спорта России в сверхлегкой авиации
3. Игорь Коновалов – рекордсмен мира в классе «одноместный паралет» 
4. Данил Князьков – пилот клуба «Игра гравитации» 
5. Виталий Решетняк – мастер спорта России в сверхлегкой авиации
6. Алексей Герин – пилот клуба «Игра гравитации» 

На западной стороне Байкала коварный циклон приостановил экспедицию на целых три дня. В районе мыса Елохин команда столкнулась с аномальным ветром. 

– Чуть паралет наш не унесло – такой был ветер! – рассказывает Наталья Шитайло. –  Три дня мы провели на кордоне Байкало-Ленского заповедника, пережидая непогоду, инспектор Юрий нас спас. 

Осуществить такой проект летом было бы невозможно, потому что взлетать и приземляться на берег озера сложно. А вот лед Байкала – это отличная «посадочная полоса»
Осуществить такой проект летом было бы невозможно, потому что взлетать и приземляться на берег озера сложно. А вот лед Байкала – это отличная «посадочная полоса»

– Мы были предупреждены о ветре, МЧС прислало сводку, – добавляет Игорь. – Самое интересное, что, когда мы приземлялись, снега было по колено. Ночью начался ветер, даже машины раскачивало. Утром проснулись – снега нет. Все выдуло, чистый лед. 

Иногда ветер, наоборот, помогал пилотам и «подгонял» в пути. Так, максимальная скорость паралета по ветру составила 100 км/час (а минимальная против ветра – 13 км/час). Высота полета варьировалась от 2 до 1000 метров. Опускаться вниз приходилось, чтобы избежать турбулентности. С небольшой высоты можно было помахать рыбакам, разглядеть хивус и даже совершить запрещенный на земле маневр — обгон сверху.

– Когда я летел на малых высотах, Байкал настолько завораживал, что приходилось контролировать себя, чтобы не потерять высоту и не воткнуться в этот лед, – признается Данил Князьков.

НОВЫЙ РЕКОРД в копилку

За воздушной командой следовала по льду машина сопровождения (арендованные снегоболотоходы «Трэколы»). Они везли топливо, экспедиционный груз, в том числе палатки, коврики, спальники. К счастью, разбивать лагерь на льду ни разу не пришлось – ночевали прямо в вездеходах. 

– Это действительно непросто: каждый день ты встаешь и понимаешь, что сейчас поднимешься в небо и будешь бороться с холодом, замерзать, преодолевать себя. Хорошо, что была возможность хотя бы просыпаться и завтракать в тепле, – говорит Данил Князьков. 

На борту паралета размещался небольшой груз: термосы, еда, запас топлива и набор для выживания на тот случай, если машины сопровождения отстанут (а такое случалось).

Обед на льду Байкала. Справа налево: Данил Князьков, Наталья Шитайло, Игорь Потапкин. Эти трое участников дошли до финиша
Обед на льду Байкала. Справа налево: Данил Князьков, Наталья Шитайло, Игорь Потапкин. Эти трое участников дошли до финиша

– Допустим, если нас куда-то унесло – с нами топорик, спички, газовая горелка, аптечка. Как-то приземлились мы раньше [машин сопровождения], накололи льда, достали газовую горелку, вскипятили воду. Это было как раз в тот день, когда мы забыли термосы, – рассказывает Игорь Потапкин. – На крайний случай, всегда есть крыло [параплана] – это импровизированная палатка, можно накрыться и согреться, оно непродуваемое. 

На старте экспедиции было шесть пилотов, до финиша дошли трое: это Игорь Потапкин, его жена Наталья Шитайло и Данил Князьков. Остальные сошли с маршрута: кто-то вернулся домой, а кто-то сопровождал экспедицию до конца в группе наземной поддержки.

– У одного летательного аппарата случилась поломка, отказал двигатель. Он сделал вынужденную посадку, сел на поле торосов, немного поломал шасси и не смог продолжить полет. Сам пилот, Игорь Коновалов, не пострадал. Он сопровождал экспедицию на земле, был диспетчером, вел фото- и видеорепортажи. Благодаря наземной команде два экипажа дошли до финиша, без них мы бы не одолели эту дистанцию, – подчеркивает Игорь Потапкин. 

Когда мотопланеристы финишировали в Култуке 16 марта, им позвонили спасатели: «Поздравляем, мы не верили, что вы пройдете маршрут. Потому что знаем этот регион, сами летаем, спасаем». 

На метеостанции Солнечной участников экспедиции тепло приняли и обнадежили хорошим прогнозом
На метеостанции Солнечной участников экспедиции тепло приняли и обнадежили хорошим прогнозом

В истории Байкала еще никто не совершал кругосветку по небу. Поэтому пилоты намерены подать свое путешествие в «Книгу рекордов России» и в федерацию, которая фиксирует авиационные рекорды.

Летом 2022 года эта команда поставила еще два рекорда. В июне состоялась воздушная экспедиция «От Белого до Черного моря», к ней присоединился знаменитый путешественник Федор Конюхов. В ходе экспедиции было зарегистрировано два мировых рекорда дальности беспосадочного полета: 1039,7 км на двухместном паралете (Игорь Потапов и Федор Конюхов) и 1059 км на одноместном паралете (Игорь Коновалов). 

 

– Передать ощущения полета – сложно. А передать ощущения полета над Байкалом – вообще невозможно. Если сказать откровенно, завидуем сами себе, – подытожил Игорь Потапкин.  

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«Эта

Как архитектурный музей «Тальцы» связан с геологией? Кто из иркутских ученых подтвердил существование сверхматерика на Земле? Как геологи помогают прокладывать новые ветки метро? Спросили у выпускников геологического факультета ИГУ.

«Эта

Камчадалка Алиса Воронова и сибиряк Георгий Шевчук стали первыми, кто пересек Байкал с юга на север на собачьей упряжке. За 13 дней команда из двух каюров и 14 собак преодолели 700 км на нарте по льду и снегу. Зачем собакам тапки и попоны, как команда осталась ночевать под открытым небом и что такое голосовое управление упряжки?

«Эта

Как химия связана с криминалистикой? Может ли химик руководить школой или вузом? Кто из выпускников химфака ИГУ создал самый узнаваемый бренд байкальских украшений? Рассказываем восемь вдохновляющих историй.

«Эта

Они открывают новые растения Юрского периода, борются с коронавирусом, имплантируют сенсоры эндемикам Байкала и даже ликвидируют последствия экологических катастроф – хотя все учились на одном факультете. Мы нашли 10 выпускников ИГУ с самыми необычными профессиями.

«Эта