Художник Иван Кравченко превратил деревенский участок на берегу Байкала в самобытный глэмпинг. Теперь в деревню Кедровая-Сибирская приезжают туристы и мастера со всей страны. «Устье» даже попало в американский путеводитель для творческих путешествий
До «Устья» можно добраться на машине, вот только часть пути придется ехать по реке. Так что чаще всего путешественники оставляют автомобиль у железнодорожной станции Кедровая-Сибирская и отправляются по живописной деревенской дороге прямо к берегу: туда, где река Куркавка впадает в Байкал. Гостей встречает сам хозяин арт-резиденции Иван Кравченко и приглашает в свой необыкновенный дом. Жилище стоит на колоннах из топляка, вместо дверных ручек здесь – коряги, в бане – зеркало XIX века, а на чердаке – панорамные окна. Иван наливает гостям травяной чай, угощает маминым вареньем и начинает рассказ...
Четыре года назад на этом участке стоял только один заброшенный дом. Когда-то он принадлежал прабабушке Ивана, и каждое лето вместе с родителями мальчик отправлялся в Кедровую на каникулы.
– Когда мы сюда приезжали, у меня было ощущение, что это самое волшебное место в мире, потому что здесь все было заросшее, а в покосившемся прабабушкином доме стояла куча старинной мебели. Казалось, что здесь обитают духи. Да и сам Байкал такой дикий, настоящий, неизведанный. Эти детские воспоминания повлияли на меня как на человека и художника, – признается Иван.
Кедровая-Сибирская – железнодорожная станция и одноименный поселок на берегу Байкала в междуречье Куркавки и Осиновки (Бурятия). Расположен в 14 км от поселка Танхой. В 2010 году в Кедровой проживало 89 человек.
Поэтому когда уже у взрослого Ивана возникла идея построить арт-резиденцию на Байкале, выбор места был очевиден. В 2018 году он приехал в Кедровую – впервые за десять лет. Художник-керамист взял с собой двух коллег: ювелира и мастера по дереву. На участке росла трава с человеческий рост, а дом практически развалился.
– Это был ямской дом XIX века. Дело в том, что дорога, которая идет через деревню, – это часть старого Московского тракта. Здесь останавливались ямщики, меняли лошадей, отдыхали. Уже в 1930-е годы мои раскулаченные прабабушка и прадедушка приехали в Сибирь, купили этот дом и стали в нем жить.
В 2018 году Иван и его друзья полностью разобрали старинную постройку. Сохранили только детали: засовы, мебель, кедровую дранку (доски от крыши) и оконные рамы.
– Я использовал дранку при строительстве новых домов. Там, на чердаке, есть стена из этих досок. А еще в то лето мы вывезли отсюда пять машин мусора. Жили здесь, готовили, называли все это арт-резиденцией, – смеется Иван. – Мы думали, что сейчас построим гигантскую мастерскую для нас троих и все сразу поразятся, какие мы молодцы, приедут, дадут много денег. Но лето прошло, друзья уехали. И я понял, что концепцию пора менять: чтобы заработать на арт-резиденцию, нужно принимать гостей. Поэтому следующим летом я бросил все силы на обустройство быта.
Первый дом с причудливыми колоннами Иван построил вместе с отцом и другом. Сруб возвели в Улан-Удэ и привезли в Кедровую. Новую древесину Ваня опалил, чтобы визуально состарить здание. И воплотил свою детскую мечту – поставил колонны на широком крыльце.
– Я всегда знал: когда вырасту, построю себе дом из серебристых топляков (затонувших бревен. – Прим. авт.). Фишка нашего берега – белоснежные камни и вот эти коряги, которые много лет провели в воде и обрели удивительный цвет. Теперь у меня есть дом с такими вот столбами, – улыбается хозяин резиденции.
Первые гости приехали в «Устье« еще до открытия. Семейная пара иркутян так хотела поддержать проект, что осталась жить в еще недостроенном доме, помогая Ивану и его папе.
– Мы к тому моменту еще даже крышу полностью не закрыли, – вспоминает Иван. – Затянули дверной проем полиэтиленом, я кинул внутрь провод с одной-единственной лампочкой, в угол бросили сено для гостей, а сами ночевали на улице.
Сегодня на уютном чердаке того самого дома – уже пять спальных мест, хорошее освещение, много книг и огромные окна, у которых тоже своя история.
– Удивительно: весь старый дом прогнил до основания, а они остались целыми, это же чудо какое-то! Когда мы строили этот чердак, нам не хватило фронтонных досок. Я по приколу предложил отцу: «Давай сюда прабабушкины окна примерим?» Мы их ставим, а они подходят идеально, будто так и задумано! Сбылась еще одна моя мечта – панорамные окна.
Из гостевых домиков первыми появились небольшие треугольные постройки. В них Иван тоже решил сделать окна в пол. Он специально не скашивает траву и цветы, чтобы они касались стекол и как будто проникали внутрь. В соседнем домике в окна «стучится» огромный старый кедр. Еще несколько комнат выходят широкими окнами прямо на Байкал и реку Куркавку.
В интерьере каждой комнаты есть неповторимые детали: столик, сделанный из старинной машинки «Зингер», маленькая тумба с мозаичной росписью на столешнице, крючки для одежды в виде головы оленя. Все это найдено и привезено в Кедровую из абсолютно разных городов и деревень.
Однажды Иван доставлял в «Устье» огромные арочные окна из московской сталинской многоэтажки (потому что их там меняли на пластиковые и хотели выбросить). На просторном крыльце бани стоят комоды, буфеты и ящики – «трофеи» из вылазок в заброшенные деревенские дома.
– Эти дома стоят уже полуразрушенные, а внутри можно найти, например, старый сундук. Бывает, он уже и восстановлению не подлежит, зато у него ручка красивая. Забираю мебель или ее детали, привожу сюда, реставрирую. Конечно, перед тем как что-то взять, сначала спрашиваю соседей. Чаще всего они говорят: «Забирайте, что хотите, это все равно скоро пойдет на дрова».
Как-то в Москве Иван нашел склад, в котором продавали старинные стулья по 300 рублей за штуку. Он забрал все, что смог. Оттуда же вывез резные столовые ножки.
– Откуда такая тяга к старинным вещам? Не знаю... Это эстетика. Люди в прошлом явно понимали в красоте больше, чем мы, и окружали себя красивыми вещами, – рассуждает Иван. Он примеряет элементы декора со львами, найденные в бурятском улусе, к старому буфету из Танхоя и по-детски радуется: «Будто всегда здесь и были».
Иван Кравченко знаком иркутянам по проекту «Заплатки для города». С 2018 года он чинит выбоины на асфальте с помощью авторской керамической плитки. В Москве асфальт украшают около 60 его произведений, а вот в Иркутске плитки не пережили зиму: дворники отбивали керамику вместе со льдом.
В «Устье» есть и собственная баня. Иван с гордостью рассказывает, что построил ее на историческом месте – точно там, где стояла баня прабабушки. А главный, самый большой дом он собирается возводить на месте разобранного. Но сначала займется восстановлением и реставрацией соседнего здания, которое принадлежало двоюродному деду Ивана.
– Я хочу пристроить к нему большую веранду, как на старых московских дачах. У нас в Сибири все такое суровое, а я мечтаю привнести немного изящества в деревню. Здесь, конечно, тоже есть красивые дома, но другой стилистики. Получится еще одна прекрасная часть арт-резиденции.
Рядом Иван планирует поставить мастерские: керамическую, столярную, ювелирную и кузню. Чтобы у художников и мастеров была возможность работать здесь, проводить мастер-классы, осуществлять свои проекты, при этом не привозя с собой инструменты и оборудование. Ведь глобальная идея «Устья» – создать «движуху» для иркутского и улан-удэнского сообщества художников.
– Надо, чтобы приезжали художники из Москвы, Японии, откуда угодно. Ведь Байкал сам по себе – классная точка притяжения. Можно предложить художнику: хочешь бесплатно пожить на Байкале, а взамен ты дашь нам мастер-класс по кинцуги? (японская техника реставрации керамических изделий с использованием золота. – Прим. авт.). Этому можно научиться либо в Японии, либо у единственного мастера в России. И вот представь: его можно будет пригласить в Кедровую-Сибирскую! Моя мечта – это многофункциональная площадка для обмена опытом, в том числе и жизненным.
А пока мастерские в «Устье» – это чердак и крыльцо бани. Там Иван проводит мастер-классы по гончарному делу.
На протяжении трех лет в «Устье» приезжают художники из разных городов: на пленэры или, как говорят, за вдохновением. Туристы выбирают арт-резиденцию для семейного отдыха. В основном это иркутяне и москвичи, но были гости из Томска, Самары, Калининграда, Санкт-Петербурга, Казани, с Камчатки.
– Однажды мы даже попали в американский путеводитель для творческих путешествий. Не знаю, каким образом, наверное, благодаря моему проекту с заплатками. Обо мне писали американские издания, а в Испании даже по телевидению показывали.
С какой бы целью человек ни приехал в «Устье», он всегда может стать частью творческой команды. Например, помочь художнику с реставрацией и покрыть лаком столешницу. Или с благоустройством территории: носить камни с берега и выкладывать из них тропинки к домикам. За это в «Устье» можно бесплатно взять доску для сапсерфинга или металлоискатель.
Название для арт-резиденции пришло не сразу. Вариантов было много, но ни один не отзывался. Помогла подруга-художница, которая первая произнесла короткое слово «устье».
– Оно звучит, как ветерочек. Емкое, легко запоминается. И именно здесь Куркавка впадает в Байкал, – объясняет Иван. – А потом я рассказал о названии отцу, который вырос в Кедровой, и он вспомнил, что местные так всегда и говорили: «Пойдем рыбачить на устье». Тогда я понял, что мы попали в точку.
Сегодня на территории «Устья» восемь домиков, в которых может разместиться 24 человека. Четырехместный стоит 4 000 рублей в сутки, трехместный – 3 000. А чердак, рассчитанный на пять человек, компания может арендовать за 5 000 рублей. Есть еще совсем новые двухместные домики на первой линии (те самые, с видом на Байкал), они тоже стоят по 5 000 рублей.
– Больше всего гостей у нас в июле и первой половине августа. Зарабатывать, конечно, можно, но за эти три года я еще ни рубля отсюда себе не забрал. Наоборот, все вкладываю в «Устье«. И даже то, что за зиму зарабатываю в Москве, тоже инвестирую сюда. Так что о прибыли речи не идет. Мне важно, чтобы это место стало суперкрутым. И деньги мне нужны только для того, чтобы развивать арт-резиденцию. Сейчас это цель моей жизни.
Средства на развитие проекта Иван трижды собирал на краудфандинговой платформе. В общей сложности единомышленники перечислили молодому художнику около 150 тысяч рублей. Грант от Росмолодежи – 200 тысяч – керамист потратил на гончарный круг и 12 матрасов для гостей. Все остальное Ваня приобрел на собственные деньги.
– Я нащупал свою линию в «Устье». Я чувствую ценность и потенциал этого места. Если заниматься туризмом на Байкале, то только так – красиво. Я на земле своих предков. Это моя линия, мой верный путь.
► На автомобиле. Расстояние от Иркутска до Кедровой-Сибирской по Култукскому тракту – 222 километра. На проходимой машине можно подъехать прямо к арт-резиденции (от станции до «Устья« небольшой отрезок пути лежит по воде). Либо можно оставить автомобиль на парковке у станции и пройти 500 метров пешком.
► На поезде. Из Иркутска до станции Кедровая-Сибирская можно доехать на междугородних поездах №070, 422, 362. В пути – 4-5 часов, билеты от 760 рублей на сайте РЖД.
► На маршрутке. Автобусы по маршруту «Иркутск – Улан-Удэ» отправляются от железнодорожного вокзала ежедневно.
► Узнать программу летних событий и мастер-классов и забронировать домик можно на сайте арт-резиденции.
Секретное место для туристов и местных: ресторан, который находится в 200 м от иркутского аэропорта, работает круглосуточно и выполнен в стилистике лайнера. Здесь можно позавтракать в любое время суток, вкусно скоротать время на пересадке и полноценно пообедать за 500 рублей. Из чего готовят десерт «Земля в иллюминаторе» и какое отношение к авиации имеют основатели?