Часто по дороге на Байкал можно увидеть столбы с яркими лентами. Называются они сэргэ и устанавливаются в святых для бурят местах. Испокон веков они символизировали связь рода с землей, олицетворяли древо жизни, а также имели прикладное значение – служили коновязью. Сейчас самое известное место с ритуальными столбами – скала Шаманка на острове Ольхон.
Сэргэ – это знак, определяющий родовое место. Своеобразная метка, указывающая, что у земли есть хозяин. В старину сэргэ ставили у каждой юрты: коновязь символизировала, что семья живет и процветает, а их род продолжается. Сэргэ нельзя было разрушать до того, как оно придет в негодность. Уничтожить его можно было лишь после того, как род прервался.
Коновязь в былые века имела огромное значение для кочевых народов, жизнь которых была связана с лошадьми (а буряты коней почитали особенно). Культ сэргэ встречается также у якутов, алтайцев и других родственных народов.
Считается, что коновязь объединяет три мира, которым соответствуют три вырезанные на столбе горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней божеств, средняя – для лошадей людей, а нижняя — для скакунов подземного мира.
Кочевые народы старались обустроить сэргэ как можно красивее, ведь это означало глубокое уважение к лошадям своих гостей. Если у юрты не было коновязи, путники могли пройти мимо, а хозяева двора – прослыть негостеприимными.
Три сэргэ в жизни мужчины
Установкой ритуальных столбов традиционно занимались мужчины. Обычно в жизни бурята было три коновязи. Первое появлялось при его рождении. Второе – после женитьбы: молодым ставили новую юрту, а сэргэ устанавливали с правой, мужской стороны дома. Оно символизировало зажженный очаг новой семьи. Третью коновязь сооружали потомки уже после смерти главы семейства.
Но количество сэргэ могло быть и больше трех. Состоятельные буряты устанавливали коновязи по количеству сыновей – продолжателей рода.
Традиция устанавливать сэргэ на родовых местах прерывалась в советское время, а возродилась лишь 20 лет назад.
«Я родилась в 60-е годы в Иркутске. Наше поколение не видело сэргэ – советская власть активно боролась с религией, были гонения на верующих, запрет на шаманские обряды, – вспоминает Анжелика Алсаткина, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского округа. – Впервые сэргэ в регионе я увидела в 2005 году. Примерно в это время буряты начали возвращаться к своей вере, корням, искать родовые места».
Коновязь сооружали и во время важных обрядов, связанных с верованиями бурят. Часто их можно было встретить в местах захоронения шаманов, причем там устанавливали очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Это означало присутствие на этой земле хозяина.
Сейчас самое известное место с ритуальными столбами – скала Шаманка на острове Ольхон. По легенде, на острове расположена летняя ставка 13 божеств-нойонов. И столбы установлены в их честь. В 2021 году один из 13 ритуальных столбов упал. По одной из версий, он разрушился по естественным причинам – просто сгнил, как любое дерево. Но верующие уверены: это недобрый знак.
«В последнее время на Ольхоне происходит десакрализация: толпы туристов ведут себя неподобающе в святом месте. Кричат, ругаются, употребляют алкоголь, запускают фейерверки, – рассуждает Анжелика Алсаткина. – Мне кажется, падение сэргэ – это выражение недовольства духов этих мест, проявление гнева. Шаманы говорят, что божества сейчас уходят на север Байкала – подальше от шумного острова».
Сегодня сэргэ устанавливают в общественных святых местах, которые называются обоо или бариса. Их можно встретить, например, по дороге на Байкал или же в каждом районе Усть-Ордынского бурятского округа. Часто они расположены на обочинах дорог. По древним традициям, у каждого обоо есть хозяин – эжин. Путникам, туристам или просто проезжающим мимо следует поклониться ему, провести обряд подношения – оставить монету у сэргэ, капнуть молоком или положить к основанию кусочек пищи (чаще всего – конфету, печенье). Если нет возможности остановиться, водитель должен посигналить либо бросить из окна на ходу монету или разломанную сигарету.
Украшают коновязи разноцветными ленточками – хадаками или залаа. Белые символизируют чистоту и молочную пищу, священную для бурят. Синие – вечное синее небо. Желтые – солнце. Зеленые – урожай. Красные – власть и величие. Во время обрядов буряты повязывают на сэргэ залаа, чтобы попросить у духов благ. Если есть необходимость в гармонии и душевном спокойствии, вешают синий хадак. Для плодородия, жизненной силы – зеленый, для достатка – желтый.
Но не стоит во время посещения обоо бездумно вешать на сэргэ ленты – это не туристическая фишка, а религиозный обряд. И делается это с разрешения шамана.
В таких местах категорически запрещено кричать, ругаться, выражаться нецензурно, вести себя неуважительно по отношению к святому месту.
Элина Халтанова