Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup
Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup
© Photo: Key To Baikal
May, 28

Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup

One cannot imagine Buryat cuisine without meat. Today we are sharing a recipe of a traditional Buryat lamb bone soup. Bukhler has remained people’s favorite dish for several centuries; and it is very easy to cook it at your kitchen...

It is no coincidence that cuisine can tell pretty much about the traditions and life of any nation. Buryat cuisine is proof of this statement. The indigenous population of Baikal has engaged in cattle breeding since long ago. Severe nomadic everyday life required serious efforts that were supplied by simple but extremely nutritious meat dishes: these still occupy an important place in the diet of Buryat families.

Delicious Food Exhilarates People...

(a Buryat proverb)

Meat in Buryat Cuisine

The main ingredient of the Buryat cuisine is meat: the majority of recipes are based on this product. Buryats are professionals in raising cattle, dressing carcasses with a single knife, and in cooking meat: they do it without any frills, but get incredibly tasty meals every time.

There are several interesting features in the meat diet of this nation:

- preparation of a certain dish with the use of a certain part of the carcass;
- “seasonality” in the consumption of meat. In summer they prefer lamb, in autumn - horse meat, in winter - beef;
- preference of natural taste, which implies minimal use of onions and spices. Very salty and spicy foods are not popular;
- the predominance of the tradition of cooking and serving meat in large pieces. Only a small number of dishes are made of minced meat;
- the most part of the cuisine is represented by high-calorie fatty nourishing food.

Horse meat and lamb has long been favorite types of meat. Nowadays lamb is more accessible, besides, Buryats know about the useful properties of this meat firsthand. Lamb fat is quickly absorbed, and the presence of lecithin in lamb meat accelerates cholesterol metabolism, that is, helps to avoid the accumulation of this substance in the body.

Buryats choose to serve lamb to their guests. A wide variety of soups, sausages, broths are popular.

A Traditional Buryat Dish - “Bukhler”

Bukhler (bukhuler or bukheleer) is a national Buryat soup; its recipe has been known for several centuries. And although it is called soup, in its pure form bukhler looks more like a strong rich broth cooked of lamb meat with a bone and seasoned with wild onions.

Bukhler is quite simple to cook and is in full compliance with the food traditions of the Buryats who are accustomed to eating simply boiled meat with broth. In addition, rich lamb broth charges the body with iron and is considered a “magic cure” for relieving a hangover. That is why bukhler is served in the morning after a festive dinner on the night before.

Ingredients

Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup

The main feature of the recipe is the minimum amount of ingredients:

- pieces of lamb on the bone;
- onions;
- salt;
- water.

In modern variations, cooks may also add bay leaf, pepper, greens.

We can recommend you to use the following amount of products for 4 people:

- 1.5-2 kg of lamb;
- 1-2 onion bulbs - if there are no “wild onions”, for example, Welsh onions;
- salt (a little bit);
- “optional” ingredients (bay leaf, pepper, greens) – according to your taste.

Cooking

If you look it up on the Internet, you will find the following description of cooking bukhler, which is also the most common one.

Pieces of lamb with the bone are poured with cold water, then the broth is boiled for 40-50 minutes upon moderate heat with the lid, with the addition of onions; at the end of this process, you should add bay leaves, greens and onions chopped in small pieces.

It is interesting that the overwhelming majority of instructions say that “this soup is cooked simply and relatively quickly”. This is the main problem. You should decide it in the beginning - what you want to get: usual simple broth or national Buryat soup, close to its authentic version. If you are interested in the second option, then use our tips.

Useful tips

The first tip: How to choose meat?

- use lamb meat (of young sheep);
- the lamb must be fresh, because thawed meat will not give the proper taste effect;
- the meat should necessarily contain bones, because they make the broth so saturated;
- the pieces of meat should be taken from different parts of the carcass - brisket, ribs, gaskin, shoulder;
- the meat is not chopped into small pieces.

The second tip
Rinse the meat thoroughly, then put it in a large container (preferably a cauldron). There should be a lot of water, due to the fact that about a third of it will boil away.

The third tip
Onions for the broth should not be chopped; they are put into the broth as whole bulbs when the water begins to boil. It is often recommended to wash the onions thoroughly and not to peel them.

The fourth tip
After the broth begins to boil, reduce the heat and take off the lid from the boiling broth.

The fifth tip
Add a small amount of salt after the broth begins to boil.

The sixth tip
In the classic version, the scum is not removed from the surface of the soup.

The seventh tip
The meat should be boiled for a long time (for at least two hours)!!! Readiness is indicated by the fact that meat can easily be divided from the bone.

The eighth tip –  Optional Ingredients:
- Add bay leaf and peppercorns five minutes before the soup is ready. Bay leaf should be removed from the soup when the dish is ready;
- One minute before the soup is taken away from the heat, put chopped onion and greens in the dish;
- Finely chopped onions and greens can simply be put on the table, so that everyone could add them to their taste and desire.

The ninth tip
Eat the soup when it is still hot. The feature of lamb fat is that it acquires unpleasant taste when it cools down.

The tenth tip
Don’t forget to put a wooden cutting board and a meat knife on the table when serving the soup.

Enjoy your meal!

Tell friends
Related articles
Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup

We continue to acquaint you with the outstanding villages of Lake Baikal. This article will be dedicated to the village of Kachug. This place was inhabited by people many thousands of years ago. “Key to Baikal” will tell you about the traces left here by the ancient people and why it is better to come here in September.

Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup

National costume is a code for modern people. It helps to perceive and understand the past of a nationality, its traditions and features of self-actualization. Let alone the special energy conveyed by hand-made things. “Key to Baikal” tells you about the peculiarities of the costume of the ancient people who lived around Lake Baikal and about the way the lake influenced their fashion...

Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup

A dinner or a lunch for the ancient peoples of Lake Baikal was not just a meal, but an entire rite with its own rules and traditions. “Key to Baikal” will tell you how to cook Tungus-style meat and how the eating habits of the ancient people of the lake changed depending on the season.

Baikal Recipes: Cooking “Bukhler” Soup

The waters of the only sea lake on the planet have always required respectful attitude. Baikal does not fit into the framework of being “good or bad”. It is just indifferent to human lives and can easily take them away as a sacrifice…We will tell you a story about this in our new horror article.

Рецепты Байкала: готовим суп бухлёр
© Фото: Первый Байкальский

Рецепты Байкала: готовим суп бухлёр

Бурятская кухня немыслима без мяса. Сегодня делимся рецептом традиционного бурятского супа из бараньей косточки. Бухлёр уже несколько веков остается любимым блюдом, и его очень просто приготовить у себя на кухне…

Неслучайно говорят, что кухня очень хорошо может рассказать о традициях и быте любого народа. Бурятская кулинария тому подтверждение. Издавна коренные жители Байкала занимались скотоводством. Суровая кочевая повседневность требовала серьезных сил, восполняли которые незатейливые, но чрезвычайно питательные мясные блюда, до сих пор занимающие важное место на столах бурятских семей.

Вкусная еда человека веселит…

(бурятская пословица)

Мясо в бурятской кулинарии

Основной ингредиент бурятской кухни – мясо, вокруг которого, собственно, и «строится» основное количество рецептов. Буряты – профессионалы и в выращивании скота, и в разделывании туши одним ножом, и в приготовлении мяса, причем без особых изысков, но невероятно вкусно.

Есть в мясном питании этого народа несколько интересных черт:

– приготовление определенного яства из определенной части туши;
– «сезонность» в употреблении видов мяса. Летом в приоритете баранина, осенью – конина, зимой – говядина;
– предпочтение натурального вкуса, что предусматривает минимальное использование лука и специй. Не пользуется популярностью сильносоленая и острая пища;
– преобладание практики приготовления и подачи мяса крупным куском. Незначительное количество блюд из рубленого мяса;
– наличие, в большинстве своем, высококалорийной жирной сытной еды. 

Издавна любимым мясом были конина и баранина. В настоящее время более доступна баранина, о полезных свойствах которой буряты знают не понаслышке. Бараний жир достаточно быстро усваивается, а наличие лецитина в бараньем мясе ускоряет метаболизм холестерина, то есть не приводит к его задержке в организме.

Именно баранину буряты подают своим гостям. Популярностью пользуются самые разнообразные супы, колбасы, бульоны.

Традиционное бурятское блюдо бухлёр

Бухлёр (бухулер или бухэлеэр) – это национальный бурятский суп, рецепт которого известен уже несколько веков. И хотя его называют супом, в чистом виде это больше похоже на крепкий наваристый бульон, сваренный из бараньего мяса с косточкой и заправленный диким луком.

Бухлёр достаточно прост в изготовлении и полностью отвечает пищевым традициям бурят, привыкшим есть просто отварное мясо с бульоном. Ко всему, наваристый бараний бульон насыщает организм железом и считается «волшебным средством» для снятия похмельного синдрома. Именно поэтому бухлёр подают утром после праздничного вечернего застолья.

Ингредиенты

Рецепты Байкала: готовим суп бухлёрСамая основная особенность рецепта – минимальное количество ингредиентов:

– куски баранины на кости;
– лук;
– соль;
– вода.

В современных вариациях повара добавляют лавровый лист, перец, зелень.

Можно порекомендовать следующую раскладку продуктов из расчета на 4-х человек:

– 1,5-2 кг баранины;
– 1-2 головки лука репчатого – если нет «дикого» лука, такого, например, как батун;
– соль (немного);
– «факультативные» ингредиенты (лавровый лист, перец, зелень) – по вкусу.

Приготовление

Если вы обратитесь к интернету, то найдете там следующее, самое распространенное описание приготовления бухлёра.

Куски баранины с косточками заливаются холодной водой, отвариваются 40-50 минут на умеренной температуре при закрытой крышке с несколькими головками лука, в конце добавляются лавровый лист, зелень и мелконарезанный репчатый лук.

Интересно, что в подавляющем большинстве инструкций записано «готовится этот суп просто и сравнительно быстро». В этом основная проблема. Вам следует изначально определиться, что вы хотите получить «на выходе» – обычный незатейливый бульон или близкий к аутентичному варианту национальный бурятский суп. Если заинтересовала вторая позиция, то воспользуйтесь нашими советами.

Полезные советы

Первый совет Выбор мяса: 
– используется мясо молодого барашка;
– баранина должна быть свежая, так как размороженное мясо не даст должного вкусового эффекта;
– мясо должно быть обязательно с косточками, потому что их использование и делает бульон таким насыщенным;
– выбираются куски мяса из разных частей туши – грудинка, ребрышки, задняя нога, лопаточная часть;
– мясо не рубится на мелкие куски.

Второй совет
Хорошо промойте мясо и сложите в большую емкость (предпочтительно казан). Воды должно быть много, из расчета, что примерно треть ее выкипит.

Третий совет
Лук для бульона не режется, а после закипания опускается в бульон целиком. Часто рекомендуют его тщательно промыть и не очищать от кожуры.

Четвертый совет
После того, как бульон закипит, сделать маленький огонь и варить при открытой крышке.

Пятый совет
Незначительное количество соли добавить после закипания бульона.

Шестой совет
В классическом варианте пенку с поверхности супа не снимают.

Седьмой совет
Мясо должно вариться долго (не менее двух часов)!!! Показатель готовности – мясо легко отваливается от кости.

Восьмой совет: факультативные ингредиенты

– за пять минут до готовности добавить лавровый лист и перец горошком. Лавровый лист по готовности супа удалить;
– за минуту до того, как суп снимается с огня, засыпать нарезанный лук и зелень;
– мелко порезанные лук и зелень можно просто поставить на стол, чтобы каждый положил их себе по вкусу и желанию.

Девятый совет
Суп есть только горячим. Специфика бараньего жира – появление неприятного привкуса при застывании.

Десятый совет
Не забудьте при подаче супа положить на стол деревянную разделочную доску и нож для мяса.

Приятного аппетита!

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Рецепты Байкала: готовим суп бухлёр

20-21 августа иркутяне будут обновлять фасады старинных домов. За пять лет волонтеры уже вернули былой лоск 112 деревянным усадьбам, на очереди – еще 13. Посмотрите, как они выглядят сейчас, выберите понравившийся и запишитесь на акцию до 15 августа

Рецепты Байкала: готовим суп бухлёр

12 августа исполняется 313 лет со дня рождения талантливейшего немецкого натуралиста, ботаника, этнографа, исследователя Восточной Сибири Иоганна Георга Гмелина. Почему его книга о местных жителях Байкала была строжайше запрещена в царской России?

Рецепты Байкала: готовим суп бухлёр

Бурят-монгольская кухня держится на трех китах: мясо, молоко, тесто. Десерты в ней представлены не так обширно, однако наряду с буузами и бухлером в заведениях национальной кухни часто заказывают выпечку – боовы. Это жаренные во фритюре кусочки теста, от которых невозможно оторваться. Рассказываем, в чем сакральный смысл боов и их отличие от русского хвороста

Рецепты Байкала: готовим суп бухлёр

Он начинал простым учителем, а впоследствии стал первым директором СИФИБРа и член-корреспондентом АН СССР. Федор Эдуардович Реймерс всю жизнь посвятил физиологии растений, научился выращивать овощи в Сибири и вывел сорт зимостойкой пшеницы