Есть ли на Байкале пятизвездочные отели? Сколько стоит самый дорогой тур по озеру? Что такое глэмпинг и избинг? Задали любопытные вопросы отельеру и тревел-маркетологу Екатерине Костенко.
Об этом не принято спрашивать у местных. Об этом не пишут в путеводителях. Об этом умалчивают гиды. Мы собрали самые неудобные, наивные, наболевшие вопросы об отдыхе на Байкале и обратились с ними к эксперту Екатерине Костенко. Она занимается организацией туров премиум-класса, входит в состав правления Иркутской региональной Ассоциации гостиничной индустрии «Пять звезд», а еще работала управляющей в отелях Иркутска, Ольхона и Листвянки – в общем, мы по адресу.
– Прямо на побережье Байкала я знаю только один такой – в Северобайкальске. Цены стартуют от 1,5 млн рублей за три дня в низкий сезон – это за целый комплекс с допуслугами и питанием. В бухте Ая стоит четырехзвездочный отель. В самом Иркутске есть три отеля пять звезд: «Амурский», «History» и «Baikal Forest», а также около 20 четырехзвездочных отелей.
– Самая большая статья расходов – это зарплата сотрудникам, которых нанимают на сезон работать без выходных. Есть и другие постоянные расходы: предметы индивидуального пользования, стирка, всевозможные маркетинговые затраты, ремонт, паспорт антитеррористической безопасности и прочее. А еще чем дальше находится отель, тем сложнее доставить туда продукты и вещи.
Поэтому проще выращивать микрозелень прямо при отеле. И таких нюансов очень много.
Кроме того, на Байкале крайняя сезонность. Ты работаешь два месяца, чтобы потом жить десять. А еще это бизнес, чувствительный к переменам извне. В любой момент турпоток может упасть.
– У нас разные экономики и совсем другая конкуренция. Логичнее сравнивать нас с Алтаем или Камчаткой. И у нас, и у них суровый туризм из-за отсутствия инфраструктуры. А еще на Байкале низкая конкуренция между отелями, потому что их мало. Оттого и цены выше.
Плюс играет роль короткий сезон, большие расстояния, труднодоступность объектов. Но даже при таких ценах на Байкале москвичи уже летом бронирует зиму, а зимой – лето.
– Земельный вопрос. Нужно провести колоссальную работу по возведению коммуникаций, особенно если отель стоит на охраняемой природной территории. Сейчас эта проблема частично решена благодаря некапитальному строительству: глэмпингам или избингам.
Например, у человека была старая дача и он ее переделал в базу отдыха. Ничего не нужно строить, но придется перевести объект из индивидуального жилого строительства в коммерческую недвижимость, а это тоже сложно. Нужно пройти через множество разных инстанций, в том числе природоохранную прокуратуру.
Вообще интересно, что некоторые отели на Байкале называют себя экоотелями, хотя на берегу озера любой отель – эко. По-другому им просто не разрешат работать. Там должны быть очистные, сделанные по строгим стандартам, а отходы нужно обязательно вывозить на полигон. Например, с Ольхона все отходы (жидкие и твердые) везут на материк. Это затратно, но по-другому нельзя.
– У жителей нашего региона есть такой стереотип: «Зачем я буду платить оператору, если это мой Байкал, моя земля». Но по факту это плата за объемную работу, за те качественные ощущения, которые ты получаешь в путешествии.
У людей могут быть абсолютно разные запросы. Кого-то интересует этнотуризм, который прекрасно представлен на Ольхоне и в Бугульдейке. Изучать культуру, когда гид – местный житель, вдвойне интереснее: он покажет тебе музей тарасуна, отведет на мраморный карьер, расскажет про шаманизм. Ты можешь просто сходить в поход в горы, а можешь отправиться с гидом, который утром приготовит тебе невероятную овсянку с ягодами, заварит чай с горными травами, расскажет байкальские легенды. Можешь каждый день ходить по улице Карла Маркса, но так и не узнать об иркутских купцах-миллионерах, которые здесь жили. Это абсолютно другой опыт, который доступен только при обращении к туроператору.
– Здесь нет предела фантазии и стоимости. Индивидуальный туризм тем и отличается, что в нем нет типовых туров, каждое путешествие в премиум-сегменте – уникальное, придуманное для конкретного человека в зависимости от его желаний и возможностей.
Выбирая индивидуальное путешествие, ты покупаешь приватность и возможность пространственного и временного маневра. Например, это шанс увидеть мыс Хобой с вертолета или жить на приватной вилле. Это личный повар, который всюду будет следовать за тобой и на любой вершине приготовит изысканное блюдо (потому что холодильник с продуктами у него тоже с собой). Это не просто экскурсоводы, а гиды, имеющие ученую степень.
Как правило, отдых премиум-сегмента выбирают очень эрудированные люди, которые уже побывали везде. Приходится удивлять их и прыгать выше головы. Это многоплановая серьезная работа, для которой требуется отдельная команда, продуманный сценарий и огромная подготовка. Такие туры покупают в основном бизнесмены и топ-менеджеры крупных корпораций из городов-миллионников, самые платежеспособные – москвичи. Обычно они везут на отдых семью.
– Есть два сегмента туристов: из региона и приезжие. И это абсолютно разные люди.
Например, ехать на Байкал с маленькими детьми не боятся только жители Иркутской области. Если говорить о втором сегменте, в основном, это пары или компании друзей.
Самой платежеспособной до сих пор считается категория «мужчина 50+». Они выбирают экспедиции, рыбалки, дикий северный Байкал, а это дорого.
– Что такое сервис? Это когда у тебя возникает ощущение, что ты попал куда надо. Почему говорят, что его нет? Наверное, потому что многие до сих пор считают работу в сфере услуг не престижной. И заведения нанимают в основном молодых неопытных сотрудников, которых еще нужно учить.
В отелях 4-5 звезд персоналу уделяют пристальное внимание. Администратор должен знать несколько языков, а официант – понимать этику делового общения. Чем дороже сервис, тем он незаметнее.
Я считаю, что на Байкале сервис есть, потому что я сама его воплощение. Но могу отвечать только за отели со звездностью.
– Четкого определения нет, так как это новый тренд. Я для себя определяю осознанный туризм так: приехать на отдых, зная себя и свои желания. Поэтому к осознанному туризму я отношу арт-туры, спортивные и музыкальные фестивали. Сейчас стали появляться научные туры, в которых ты открываешь свой регион с точки зрения науки. Понятно, мы все знаем легенды о Байкале и Ангаре. Но когда тебе рассказывают о движении тектонических плит, о том, как образовался Байкал, о спящем вулкане в Тункинской долине – это удивительно!
Мы, например, однажды делали туры с саунд-дизайнером. Он ходил с группой и записывал треск байкальского льда, потом они вместе создали из этого свою песню. Байкал помогает лучше узнать и раскрыть себя с помощью природы.
– Скорее всего, это тот отель, куда хочется возвращаться. Если есть приятное впечатление, значит, что вся «цепочка прикосновений» с клиентом (сайт – сервис – интерьер и т.д.) сработала хорошо. Поэтому тебе не жалко денег и хочется вернуться.
Конечно, я как сторонник нормативов считаю, что лучше всего выбирать еще и безопасность: пожарную, антитеррористическую, защиту персональных данных.
Такую гарантию можно получить только от отеля, состоящего в реестре аккредитованных организаций. Проверить это можно на сайте: классификация-туризм.рф.
– Мы уже приблизились к этому. Если брать Малое Море или Хужир, то там высокие цены, очень много людей и сервис не всегда на высоте. Поэтому свой отдых нужно планировать заранее, пользоваться услугами туроператора, выбирать классифицированные отели.
Но я точно знаю, что мы никогда не станем Анапой. У нас другое «море», другая культура, другие люди. И точно другой путь. Особенно если развивать осознанный туризм.
Беседовала Марина Беклемишева
Еще больше событий, удивительных фактов и лайфхаков для путешествия на Байкал – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!