Маршрут выходного дня: поход по КБЖД
© Фото: Первый Байкальский

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

Кругобайкальская железная дорога – один из наших любимых туристических маршрутов на Байкале. Захватывающее путешествие можно уместить в один день, оно подойдет для любого возраста и уровня подготовки. Рассказываем, как доехать, что взять с собой и как распланировать поездку.

Яна Шутова Яна Шутова

«Первый Байкальский» запускает новую рубрику «Маршрут выходного дня». Будем делиться идеями на выходные и подкреплять их подробной инструкцией: что вас ждет в походе, какие вещи взять с собой и во сколько обойдется такое путешествие. Начнем со знаменитой Кругобайкальской железной дороги.

Что за место?

КБЖД входит в список самых красивых железнодорожных маршрутов мира, по версии журнала Forbes. Она была построена в начале XX века, соединила между собой две части Транссибирской магистрали и обошлась казне в кругленькую сумму (за что получила название «золотая пряжка Транссиба»). Дороговизна объясняется тем, что строить дорогу пришлось в непроходимой местности, на обрывистом берегу Байкала, сквозь хребты и скальные породы. 

КБЖД – это 84 км старинных путей от Слюдянки до порта Байкал, 39 тоннелей, 50 галерей, колоритные станционные постройки и заброшенные поселки.

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

В сооружении КБЖД были задействованы как российские мастера, так и иностранные подданные: итальянцы, албанцы, греки, турки, австрийцы, японцы, китайцы и др. По разрешению правительства к работам допускались каторжане и ссыльнопоселенцы. 

8 сентября 1904 года по Кругобайкальскому участку прошел первый поезд. Открытие второй колеи состоялось осенью 1915 года и позволило увеличить пропускную способность дороги до 48 пар поездов в день. 

Но содержать КБЖД оказалось слишком дорого. Расчеты, произведенные в послевоенное время, показали: дешевле и разумнее развивать однопутную дорогу, которая в то время тянулась от Иркутска до Слюдянки через Олхинское плато (сегодня по ней ходят все поезда). В 1950-е годы Транссиб был переведен с КБЖД на новый участок. При запуске Иркутской ГЭС часть прежней железнодорожной дороги ушла под воду. 

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

Как добраться? 

Сегодня КБЖД представляет собой тупиковую железнодорожную ветку, попасть на которую можно с двух разных концов: из порта Байкал или со стороны города Слюдянки. 

В первом случае нужно доехать до поселка Листвянка и на причале Рогатка пересесть на паром (он стоит 80 рублей, ходит строго по расписанию и берет на борт не более 20 пассажиров). Если повезет, через 20 минут вы окажетесь в порту Байкал – сегодня это конечная станция КБЖД. Отсюда можно прогуляться по Кругобайкалке или воспользоваться нашим путеводителем «13 идей, что посмотреть в порту Байкал». Хорошее путешествие для любителей размеренного отдыха. 

Второй вариант – более активный и насыщенный. Он включает в себя поездку на электричке, прогулку по лесу, поход вдоль Байкала по старинной железной дороге и путешествие на рельсовом автобусе «Нерпочка». Его можно уложить в один день или растянуть удовольствие на все выходные. 

Маршрут: Темная Падь – Старая Ангасолка – КБЖД 

Протяженность маршрута: от 13 км
Уровень сложности: легкий, подойдет для детей и пожилых людей
Что увидим: легендарную Кругобайкальскую дорогу со старинными тоннелями и каменными мостами, Дом-музей Николая Рериха, самый модный туалет на Байкале, настоящий паровоз.
Стоимость путешествия: 737 рублей (без учета проживания).
Когда идти: в любое время года, но красивее всего ранней осенью. В начале лета на маршруте встречаются медведи. 
Мобильная связь: на КБЖД ловят все мобильные операторы.

Путешествие начинается на станции Иркутск-Пассажирский. В 09:18 садимся на электричку №6306 до Слюдянки (ходит ежедневно) и едем до ст. Темная Падь

Лайфхак №1. Если опоздаете на первую электричку, через час будет вторая. Это пригородный поезд № 6312. Он отправляется с Иркутска-Пассажирского в 10:17 только по выходным. 

Почему именно до Темной Пади? От этой станции удобнее всего спуститься на Кругобайкалку, чтобы не делать крюк через Слюдянку. Время в пути – 2 часа 43 минуты, стоимость – 197 рублей.

Количество тоннелей на КБЖД в разные года менялось, до наших дней сохранилось 39 сооружений. Фото: Первый Байкальский
Количество тоннелей на КБЖД в разные года менялось, до наших дней сохранилось 39 сооружений. Фото: Первый Байкальский
Знаменитый Ангасольский мост. Подобных было построено всего три в стране. Фото: Первый Байкальский
Знаменитый Ангасольский мост. Подобных было построено всего три в стране. Фото: Первый Байкальский
Берег вдоль КБЖД достаточно обрывистый, спуск к воде будет только в нескольких местах. Фото: Первый Байкальский
Берег вдоль КБЖД достаточно обрывистый, спуск к воде будет только в нескольких местах. Фото: Первый Байкальский
Лучшим временем для посещения КБЖД считается конец лета и начало осени. Фото: Первый Байкальский
Лучшим временем для посещения КБЖД считается конец лета и начало осени. Фото: Первый Байкальский
Вдоль старинной железной дороги до сих пор живут люди. Правда, некоторые поселки насчитывают всего 5 жителей. Фото: Первый Байкальский
Вдоль старинной железной дороги до сих пор живут люди. Правда, некоторые поселки насчитывают всего 5 жителей. Фото: Первый Байкальский

Маршрут Темная Падь – Старая Ангасолка настолько популярный, что промахнуться с тропой не получится при всем желании. Выйдя из вагона, нужно перейти ж/д пути, взять немного вправо и через 100 метров углубиться в лес. Там вы заметите деревянную постройку – контрольно-пропускной пункт «Заповедного Прибайкалья». Оплачиваем посещение нацпарка (лучше оформить разрешение заранее на сайте, 160 рублей) и двигаемся дальше. 

После кордона плотный туристический поток рассасывается, и идти по тропе становится комфортнее. Первый участок пути – три километра по живописному лесу. Через 40-60 минут выйдете к железнодорожной станции Старая Ангасолка (о.п. 149 км) – это уже Кругобайлка, поздравляем!

Сверяем время: должно быть примерно 13 часов. Если у вас на путешествие только один день, сразу поворачивайте налево и шагайте по железнодорожным путям вдоль Байкала. Если в запасе пара дней – можно никуда не торопиться и задержаться на станции Старая Ангасолка: спустить на берег, искупаться, устроить пикник, заглянуть в Культурно-выставочный центр им. Николая Рериха (художник останавливался здесь во время Центрально-Азиатской экспедиции), прогуляться по легендарному Ангасольскому мосту. 

Подобных железобетонных конструкций когда-то было построено три: на КБЖД, в Санкт-Петербурге и на дороге Старая Туапсинка недалеко от Ставрополя. В первозданном виде сохранился лишь Ангасольский мост.

От Старой Ангасолки до ближайшей крупной станции Шарыжалгай – 10 км. Закладывайте на этот отрезок три часа, потому что идти предстоит по железнодорожным путям – это не одно и то же, что по пересеченной местности. Ширину шага приходится подстраивать под расстояние между шпалами.

Что будет интересного по пути: тоннель Хабартуй-3, в котором в 1946 году произошло крушение поездов, фотогеничные галереи и тоннели с «окошками», восхитительные виды Байкала. 

Лайхфак №2. Как отличить тоннель от галереи: тоннель пробивается внутри скалы, а галерея пристраивается снаружи, чтобы защитить железнодорожное полотно от обвалов.

Общая протяженность КБЖД — 84 км, некоторые туристы проходят ее полностью за 2-4 дня. Фото: Первый Байкальский
Общая протяженность КБЖД — 84 км, некоторые туристы проходят ее полностью за 2-4 дня. Фото: Первый Байкальский
Вдоль всей КБЖД установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Фото: Первый Байкальский
Вдоль всей КБЖД установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Фото: Первый Байкальский
В тоннеле №36 есть мемориальная табличка, рассказывающая о страшном крушении 1946 года. Фото: Первый Байкальский
В тоннеле №36 есть мемориальная табличка, рассказывающая о страшном крушении 1946 года. Фото: Первый Байкальский
В ясную погоду с Кругобайкалки можно разглядеть противоположный берег: Слюдянку, трубы БЦБК в Байкальске, вершины Хамар-Дабана. Фото: Первый Байкальский
В ясную погоду с Кругобайкалки можно разглядеть противоположный берег: Слюдянку, трубы БЦБК в Байкальске, вершины Хамар-Дабана. Фото: Первый Байкальский

Если успеете дойти до Шарыжалгая за три часа, можете сразу прыгнуть на обратную электричку №6204: она будет на станции в 15:57. В Слюдянку прибудет в 17:36, в таком случае успеете на стыковочный поезд до Иркутска (в 18:17). 

Но мы рекомендуем пройти еще километр до следующей станции (о.п. 137 км), чтобы увидеть источник Деда Мороза, самый навороченный (и при этом бесплатный) туалет на Байкале и прокатиться на поезде «Нерпочка». 

Источник Деда Мороза – это ключ, который бьет в скале. Находится буквально в 100 метрах за турбазой Шарыжалгай, возле него есть симпатичный указатель. Обязательно наберите здесь ледяной воды и напейтесь от души! 

На станции 137-й км вас ждет потрясение – ультрамодный общественный туалет, которому нет аналогов на Байкале.

Музыка, сенсорное управление, автоматическая замена сидений, комната матери и ребенка, ночная подсветка и безукоризненная чистота – нам это точно не снится? Стоимость посещения – ноль рублей ноль копеек. Построил и обслуживает этот чудо-туалет компания РЖД, похожий санитарный модуль установлен еще и в порту Байкал.

Туалеты — это главная боль туристов на Байкале, поэтому данный объект вызывает столько восторга и уважения. Фото: Первый Байкальский
Туалеты — это главная боль туристов на Байкале, поэтому данный объект вызывает столько восторга и уважения. Фото: Первый Байкальский
Санузел установили еще в 2022 году, но он все еще выглядит, как новенький. Фото: Первый Байкальский
Санузел установили еще в 2022 году, но он все еще выглядит, как новенький. Фото: Первый Байкальский
Сенсорное управление, автоматическая смена сидений, музыкальное сопровождение — кажется, это первый умный туалет на Байкале. Фото: Первый Байкальский
Сенсорное управление, автоматическая смена сидений, музыкальное сопровождение — кажется, это первый умный туалет на Байкале. Фото: Первый Байкальский
Хочется верить, что скоро такие модульные туалеты станут нормой для Байкала. Фото: Первый Байкальский
Хочется верить, что скоро такие модульные туалеты станут нормой для Байкала. Фото: Первый Байкальский

На этой станции можно дождаться пригородного поезда №6801/6802 – это рельсовый автобус «Нерпочка», запущенный по КБЖД в 2021 году. По комфорту он приближен к туристическим поездам (мягкие кресла, розетки, мини-бар, w-fi, биотуалет), но билет стоит, как в обычной электричке, – 180 рублей.

Рельсовый автобус – это не электричка, а дизельный поезд, ведь Кругобайкальская железная дорога так и осталась неэлектрифицированной. У этого поезда два мерседесовских двигателя, каждый по 600 лошадиных сил. В теории он может развивать скорость до 100 км/час, но на КБЖД ему нельзя превышать 45 км/час (а местами и 25 км/час). Это связано с угрозой обвалов.

Голубой вагон выходит из порта Байкал в 14:52. На станции 137-й км она будет в 17:51, а в Слюдянке – в 19:04. На «Нерпочке» можно прокатиться как в первый, так и во второй день путешествия – поезд ходит ежедневно, кроме среды. Так что есть возможность переночевать на КБЖД и на следующий день с комфортом отправиться домой (с любой станции).  

В «Нерпочке» 222 сидячих места. Учтите, что она работает по правилам электрички, так что в час-пик, возможно, придется ехать стоя. Фото: Первый Байкальский
В «Нерпочке» 222 сидячих места. Учтите, что она работает по правилам электрички, так что в час-пик, возможно, придется ехать стоя. Фото: Первый Байкальский

Лайфхак №3. А еще по КБЖД ходит ретропоезд на паровозной тяге. Путешествие на таком стоит от 8400 рублей, но во время похода сможете сфотографироваться с ним бесплатно на одной из станций. Он курсирует только по субботам и воскресеньям. 

Где остановиться? 

В палатке: 
✔️ За станцией Шарыжалгай (137 км). Из плюсов: в вашем распоряжении будет уже упомянутый чудо-туалет, есть спуск к Байкалу. 

✔️ На мысе Киркирей (123 км). Здесь есть питьевая вода (ручей Киркирей), большие равнинные участки под палатку и даже беседка с видом на Байкал. Палатку не ставить под скалами! Обвалы здесь не редкость. 

✔️ На станции Половинная (110 км). Есть выход к Байкалу, беседки, на станции местные жители торгуют домашней едой. Здесь же расположен самый протяженный тоннель КБЖД – Половинный (№ 12), его длина составляет 778,75 метра. 

На турбазе: 
✔️ турбаза «Шарыжалгай», 138 км, от 500 руб/сутки (есть номера-купе в бывшем вагоне поезда);

✔️ турбаза «Шумиха», 102 км, от 900 руб/сутки;

✔️ база отдыха «Хвойная», 98 км, от 700 руб/сутки;

✔️ порт Байкал, 72 км, гостиница в здании старинного вокзала, от 1000 руб/сутки. 

До любой из станций можно доехать на «мотане» (пригородный поезд №6201/6203 Слюдянка – Байкал, курсирующий по КБЖД). Ходит каждый день, кроме вторник и среды. Отправляется из Слюдянки в 14:37. 

А можно коротко?

1) Туда: на электричке Иркутск – Слюдянка, отправление от ст. Иркутск-Пассажирский в 09:18 (№6306, ежедневно) или в 10:17 (№6312, по выходным). Прибытие в Темную Падь в 12:01 или 12:53. Цена билета – 197 рублей.

2) Прогулка пешком по лесу от Темной Пади до Старой Ангасолки. Нужно пройти 3 километра со спуском, 40-60 минут в пути. Попадаем на территорию Прибайкальского национального парка, стоимость посещения – 160 рублей, можно оформить онлайн

3) Прогулка по КБЖД вдоль Байкала от Старой Ангасолки до станции 137-й км. Нужно пройти 11 километров по прямой, 3-4 часа в пути. 

4) Обратный путь: в этот же (или на следующий) день садимся на рельсовый автобус «Нерпочка» №6802 на любой станции. Поезд отходит от станции порт Байкал в 14:52, и будет, к примеру, на Хвойной в 15:58, на Половинной – в 16:01, на Шарыжалгае – в 17:53. Стоимость проезда – 180 рублей за весь отрезок. 

5) Прибытие на ст. Слюдянка-1 в 19:04. Электричек до Иркутска в это время уже нет, но можно уехать на маршрутке от главной площади Слюдянки, проезд стоит около 200 рублей. 

Итоговая стоимость путешествия – 737 рублей (без учета проживания).

Что взять с собой?

➕ Треккинговые палки (пригодятся при спуске по лесу)
➕ Дождевик (погода на Байкале непредсказуема) 
➕ Разрешение на посещение Прибайкальского нацпарка 
➕ Купальник (по пути будет возможность искупаться в Байкале)
➕ Питьевая вода (на первом участке не будет ручьев)
➕ Термос с чаем и перекус
➕ Головной убор 
➕ Средство от комаров
➕ Теплая одежда на вечер

 

Еще больше туристических лайфхаков, удивительных фактов и советов для путешествия на Байкал – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь! 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

«Первый Байкальский» проехал по всем районам Иркутска, собрал 16 свежих идей для променада и нагулял более 100 тысяч шагов. Открывайте карту и отправляйтесь по неизведанным местам!

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

На северном Байкале есть песчаные пляжи, красивые бухты, горячие источники, горные хребты и малопроходимая тайга. Опытная путешественница и писательница, автор книги «Прощание с Ольхоном» Светлана Бурдинская прошла в одиночку с рюкзаком вдоль северной части озера и составила емкий путеводитель.

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

Исчерпывающий гид по самому популярному месту на Байкале: будет полезен и туристам, и местным жителям. Обещаем, что после этого материала вы откроете для себя Листвянку с новой стороны.

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД

Иркутск – старинный купеческий город, с которого начинаются все путешествия на Байкал. Рассказываем, почему здесь нужно задержаться на 1-2 дня, куда сходить, что попробовать и где купить сувениры. В материале есть интерактивная карта: включайте и отправляйтесь гулять!

Маршрут выходного дня: поход по КБЖД