Исследовали сделали первую хромосомную сборку генома байкальской нерпы и получили интересные результаты. Выяснилось, что раньше популяция нерпы была намного больше и достигла своего пика еще до формирования Байкала в текущем виде.
Как нерпа попала в Байкал? Когда она отделилась от своих арктических сородичей? И почему ее численность намного ниже, чем у «родственников»? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, международный коллектив ученых сделал первую хромосомную сборку генома байкальской нерпы. Результаты исследования опубликованы в Genes, сообщает журнал «Наука в Сибири».
В том, что байкальская нерпа имеет арктическое происхождение, нет никаких сомнений. Об этом говорят ее арктические адаптации: строительство логовищ для потомства на льду, белый «маскировочный» мех новорожденных щенков, использование воздушных отверстий во льду, а при их отсутствии – инстинкт дышать карманами выдыхаемого воздуха, которые скапливаются подо льдом. Подобное поведение характерно и для других арктических родственников байкальской нерпы: кольчатой нерпы и каспийского тюленя.
«Ближайшим родственником байкальской нерпы является кольчатая, обитающая в Северном Ледовитом океане и некоторых субарктических морях, таких как Балтийское. У кольчатых нерп такая же связь со льдом, такая же структура снежных логовищ, и они могут сохранять отверстия для дыхания через лед толщиной не менее 1,8 метра. По предварительным оценкам, эти два вида разошлись примерно 1,15–1,7 миллиона лет назад. Однако проверить эту гипотезу удастся только после полногеномного секвенирования кольчатой нерпы и каспийского тюленя», — пишут исследователи.
А вот как нерпа попала в Байкал, находящийся более чем в 3000 км от Северного Ледовитого океана, до сих пор достоверно не известно.
По одной из гипотез, нерпа мигрировала в пресное озеро через систему рек Енисей – Ангара. По другой версии, она пришла по реке Лене, в которую, как предполагают, когда-то был сток из Байкала.
Проанализировав генетические данные, ученые выдвинули гипотезу о том, что когда-то существовала более многочисленная популяция байкальской нерпы.
«Мы можем предположить, что она достигла пикового значения в период от 4 млн до 800 тыс лет назад, – говорит магистр Университета ИТМО Алия Якупова. – По датам пика численности на реконструкции и данным геологических исследований мы также предполагаем, что это происходило до формирования озера Байкал в текущем виде».
Кроме того, ученые пытаются понять, почему же изменился размер популяции байкальского тюленя. В сравнении с другими видами численность нерпы снизилась очень резко.
«Это может быть обусловлено изменением условий окружающей среды в течение ледниково-межледниковых циклов. Мы связываем этот период со временем миграции в озеро Байкал, которая произошла около 3–0,3 миллиона лет назад. Затем популяция стабилизировалась, что свидетельствует о сбалансированных условиях обитания», – отмечают в статье ученые.
По последним оценкам, популяция байкальской нерпы колеблется от 82 500 до 115 000 особей (подсчеты сделать довольно сложно, поскольку животные много времени проводят под водой). Это доказывает, что в озере для нее достаточно ресурсов. Для сравнения, популяция кольчатой нерпы, ареал которой охватывает весь Северный Ледовитый океан и северные части Атлантического и Тихого океанов, насчитывает около 1,5 миллиона особей.