Красота — воистину страшная сила, если применять это выражение к Байкалу. Его ветра и бури считаются опаснее океанских, особенно в самом сердце озера — районе острова Ольхон. Из 100 дней в октябре-декабре 58 несут особую угрозу судоходству…
О жутких последствиях байкальских штормов из века в век передаются среди жителей ужасающие предания, но то, что произошло на озере в середине октября 1901 года, стало самой трагической страницей истории мореплавания в регионе.
Основой нашего рассказа о данной трагедии станут материалы местных газет того времени – «Восточного обозрения» и «Иркутских губернских ведомостей» (стилистика сохранена).
Пароход «Яков» ведет из Верхнеангарска в Иркутск караван судов, на которых разместились в основном рабочие, завершившие омулевую путину. Но их толпу «разбавляют» женщины и дети. Увеличение количества желающих покинуть места промысла объясняется не только окончанием работ, но и непривычным для этих дней холодом, достигающим минус 17 градусов.
Караван выглядел следующим образом. «Яков» с командой и пассажирами, имевшими билеты на рейс. Далее судно «Потапов», принадлежащее пароходству наследников А.Я. Немчинова, нагруженное 549 бочонками с соленой рыбой. На этом же судне возвращались 161 человек рабочих. Было и 15 человек команды. За «Потаповым» следовало судно рыбопромышленницы А.И. Могилевой с ее рабочими и рыбой до 250 бочонков. Затем судно В.Н. Шипунова с его рабочими и грузом в 250 бочонков с рыбой. И, наконец, три бурятские лодки-мореходки.
14 октября «Яков» с буксируемыми судами, при сравнительно тихой погоде, зашел в Малое море. Но в 15 верстах (верста=1066, 8 метра) от маяка на мысе «Кобылья голова» примерно в 4 часа дня караван встретила сильнейшая буря.
Сарма – это один из самых грозных байкальских ветров, возникающий в долине Приморского хребта и в буквальном смысле врывающийся в пролив Ольхонские ворота со скоростью до 145 км/час.
Именно Сарма оказалась на пути каравана. Налетевшие ураганы накреняли суда и клали их совершенно на бока. Мишина парохода («Яков») работала на полный передний ход, нo пароход бросало и тянуло назад. Ветер крепчал все сильнее и сильнее, играя судами, как игрушками. На пароходе и судах невозможно было стоять на ногах. Капитан Казимиров дважды едва не был снесен с капитанского мостика.
По информации, буря была так сильна, что даже ледоколы («Ангара» и «Байкал») стояли у Мысовой, потому что не могли тронуться с места. Капитан «Якова» говорил, что попал в шторм внезапно, но, по другим источникам, его предупреждали еще утром, 14 октября, указывая на сильное падениe барометра как на предвестника бури; но он надеялся пройти через Малое море. Буря застигла в самом опасном и узком месте, по обеим сторонам которого поднимаются скалы.
Видя угрожающую опасность всему каравану, капитан приказал отцепить от буксира заднее судно с тремя лодками. Оно скоро скрылось из вида за снежным вихрем и брызгами воды. Ветер крепчал. Волны перебрасывались через палубу. Пароход с двумя оставшимися баржами несло назад. Стало темнеть. Борьба с расходившейся стихией была невозможна. По очереди пришлось отпустить оба судна, и Могилевой, и «Потапов». Освободившийся «Яков» начал прибиваться к правому берегу. Только на третьи сутки буря начала стихать. И 17 октября в 8 часов утра спасшийся пароход отправился на поиски барж.
При приближении к улусу Улунхсон, на острове Ольхон, с парохода было уже видно, что какое-то судно погибло: разбитые бочки, части судна, щепы, лохмотья одежды носились по морю. А ближе к берегу моряки заметили в воде мёртвых людей. Когда присутствующие на «Якове» приблизились к скале, их охватил ужас – в каменную поверхность утеса, на высоту около 20 метров, оказались буквально «вбиты» несколько обледенелых человеческих тел.
Судьба отпущенных с буксирного каната судов была различна.
Судну Могилевой чудом удалось спастись. Оно было выброшено на берег, рабочие и груз оказались целы. Судно обледенело до половины мачт.
Судно Шипунова как-то сумело удержаться на якоре не более чем в 30 саженях (сажень – 2, 134 метра) от острой береговой скалы.
И именно об эту семисосенную скалу в ночь на 15 октября разбился в щепки «Потапов», отпущенный с буксира последним. За шумом бури, воем и свистом ветра и непроглядной темнотой гибель этого судна осталась неизвестной для тех, кто спасся. Все рабочие и члены экипажа погибли.
Из бурятских лодок две вынесено волнами на сушу, одна погибла.
Когда 20 октября в Иркутских газетах появились известия о жуткой судьбе каравана, руководство губернии отправило к месту трагедии не только становых приставов и мирового судью, но и журналистов, дабы их сообщения развеяли гуляющие по городу слухи. Поэтому сохранилось много деталей того страшного происшествия.
Журналисты «Иркутских губернских ведомостей», в которых 31 октября 1901 года был опубликован список погибших, описывали увиденное так. «В саженях 10 от берега, на бугре, оказались сложенными в два ряда 21 труп погибших на судне “Потапов” людей, из коих 19 трупов мужского пола и 2 – женского; все трупы почти полунагие, с кусками оборванной одежды; большая часть их сильно изуродована – с разбитыми головами, изломанными руками и ногами. 20 и 21 октября розыскниками найдено в воде и извлечено из-под осколков судна и льда еще шесть трупов мужского пола. Всего на судне “Потапов” погибло 143 человека мужчин, 11 женщин и четверо детей».
Количество человеческих жертв, называемых в печати, разнится. Ведь точного числа «безбилетников», да и пассажиров на трех буксируемых судах подсчитать было невозможно. В ходе судебного следствия заговорили о цифре, приближающейся к 280.
И неудивительно: буря была настолько сильной, что метеорологическая станция, находящаяся на «Кобыльей голове», на высоте 20 сажен, оказалась во льду. Такой высоты были волны.
По пути на Байкал часто можно видеть людей, которые брызгают молоком в разные стороны или завязывают ленты на столбах. Здесь, на Байкале, это называется «бурханить» – то есть задабривать духов места. Кому можно и кому нельзя проводить этот ритуал, какие существуют правила и почему «бурханить» – не совсем подходящее для этого слово? Разбираемся с шаманом Виталием Балтаевым.
Недавно Мишель Йео стала первой актрисой-азиаткой, получившей «Оскар» за лучшую женскую роль. Красавица-китаянка прошла долгий и тернистый путь к заветной награде. А как обстоят дела у нас? Сложно ли добиться успеха и равноправия бурятским девушкам? «Первый Байкальский» нашел несколько вдохновляющих историй.