Голливуд по-иркутски: как снимают новогоднее кино
© Обложка: Первый Байкальский
7 декабря 2022 #культура #Иркутск

Голливуд по-иркутски: как снимают новогоднее кино

31 декабря в интернете и на ТВ состоится премьера фильма «Маршрут: Иркутск – Новый Год». Снимает его команда Burkalo Production, причем с размахом: они привезли знаменитого актера, устроили народный кастинг на 500 человек и даже сожгли в кадре автомобиль. Мы побывали на съемочной площадке и задали команде 45 вопросов: смешных, наивных и серьезных.

Дарья Ардамина Дарья Ардамина

Про волшебный пазик, бюджет и Юрия Стоянова

Отвечает Роман Буркало – генеральный продюсер

– Про что будет фильм?
– Это комедия о новогоднем переполохе и мечтах. В центре сюжета – обычная семья: родители, дочка и дедушка. У девочки есть список добрых дел, который она хочет выполнить перед Новым годом, но по иронии судьбы все идет не по плану. Девочка Саша вместе со своим дедушкой-водителем отправляется в новогодний рейс, вот здесь и начинается чудо…

– Почему такое название?
– Символ фильма – автобус. Это сакральное место, где бывал каждый горожанин. Хотели назвать «Маршрут Новогодний», чтобы название было на слуху (по аналогии с комедией «Тариф Новогодний»), но тогда не было бы привязки к Иркутску. Пришли к тому, что должно быть две точки отправления, как у настоящих маршрутов. Получилось «Маршрут: Иркутск – Новый Год».

Действие фильма происходит в иркутском пазике. © Фото: Анастасия Токарская
Действие фильма происходит в иркутском пазике. © Фото: Анастасия Токарская
Главные герои фильма: девочка Саша и ее дедушка. © Фото: Анастасия Токарская
Главные герои фильма: девочка Саша и ее дедушка. © Фото: Анастасия Токарская
Генеральный продюсер Роман Буркало (слева) и режиссер-постановщик Михаил Козлов (справа). © Фото: Анастасия Токарская
Генеральный продюсер Роман Буркало (слева) и режиссер-постановщик Михаил Козлов (справа). © Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Ачилова
© Фото: Анастасия Ачилова

– Какой жанр фильма? 
– Это мелодрама и комедия, в которой есть все: любовь, интрига, разочарование и счастливый конец. 

– Это короткометражка? 
– Нет, мы снимаем полнометражный фильм, идти он будет около 50 минут. Берите попкорн!

– Как подбирали звезд для фильма?
– У нас в центре внимания автобус – значит, нужен водитель этого автобуса. Креативная группа составила образ (возраст, внешность, типаж), получила роль дедушки. Нашли самого известного дедушку в кино – им оказался Юрий Стоянов. Дорого! Добавили критерии: бюджет, расписание актера, наше время съемки. По моей инициативе нашли Сергея Степина и не ошиблись.

– Сколько стоит снять фильм? 
– У нас ушло примерно 15-20 миллионов рублей. 

– Кто дал денег?
– Мы снимаем фильм на свои деньги и привлекаем партнеров, которые становятся частью проекта – это типичная работа с product placement (прием скрытой рекламы, когда продукт ненавязчиво появляется в кадре – Прим. ред.). Еще нам помогает администрация Иркутска, но это поддержка не финансовая, а организационная. Те самые моменты, когда нужно снять эпизоды на улице.

Это уже второй новогодний фильм, который снимает команда Burkalo. В прошлом году 31 декабря они выпустили «Иркутские песни о главном». До этого иркутский кинопродакшн уже делал клипы звездам российской эстрады: например, Трофиму на песню «Народ» и Хабибу на мегахит «Грустинка», а также нашумевшую рекламу Actimel с итальянцами и Михаилом Пореченковым.

– Сколько человек на проекте сейчас?
– В съемочной команде около 70 человек. 

– Где покажут фильм?
– Наша приоритетная площадка – это YouTube, но фильм покажут и по местному телевидению (телеканалу АИСТ). Фильм появится в соцсетях и на отдельных платформах наших партнеров. Мы вели переговоры с кинотеатрами, но, скорее всего, там фильм запустить не получится. Показывать фильм горожанам бесплатно – нечестно по отношению к кинотеатру, показывать фильм за деньги – нечестно по отношению к горожанам. Это подарок. Ждите его на всех экранах уже 31 декабря!

Про региональный уровень кино

Отвечает известный актер – Сергей Степин

Сергей Стёпин известен по фильмам «Водитель для Веры», «Батя» и «Простые вещи». © Фото: Анастасия Токарская
Сергей Стёпин известен по фильмам «Водитель для Веры», «Батя» и «Простые вещи». © Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская

– Почему решили согласиться на съемки?
– Я нечасто работаю в таких проектах, поэтому решил стать частью доброй новогодней истории. Сейчас время развлечений и боев, а семейного и теплого совсем мало – это уже редкое явление.

– Чувствуете разницу между региональным и федеральным кино?
– Я потрясен уровнем вашего кинопроизводства. Несмотря на то, что я еще не работал со съемочной командой, мне уже нравится атмосфера и люди. Видел несколько ваших фильмов – считаю, что уровень съемки одинаковый [с федеральным], как минимум.

Про киноляпы и КВН

Отвечает Георгий Грейзе – сценарист, скрипт-супервайзер

– Что делает скрипт-супервайзер?
– Я слежу, чтобы все съемки совпадали с написанным сюжетом и были логичными. Это важно, потому что многие сцены снимаются вразброс – сначала могут снимать 36-й эпизод, потом 12-й. Если в четвертой сцене герой снимает шапку, то в пятой он должен быть без шапки – важна каждая деталь.

Сценарист, скрипт-супервайзер фильма Георгий Грейзе (справа). © Фото: Анастасия Токарская
Сценарист, скрипт-супервайзер фильма Георгий Грейзе (справа). © Фото: Анастасия Токарская

– Сколько времени ушло на сценарий?
– У нас в команде было трое сценаристов. Писали сценарий в размеренном темпе, но начали готовиться еще в августе. Кстати, многое додумывается уже на площадке, импровизация и предложения актеров очень часто усиливают сюжет.

– Где учиться на сценариста?
– В КВН! У меня и моих коллег нет профильного образования, мы просто любили импровизировать, писать шутки и в один момент поняли, что надо идти дальше. 

– Сколько сцен в фильме? 
– Около 55, хотя точно сказать сложно – к сценарию авторов добавляется режиссерский сценарий, и сцен становится гораздо больше, почти 200 эпизодов. Я себе все помечаю, чтобы не запутаться!

Про горящее авто и спецэффекты

Отвечает Алексей Базылевский – оператор-постановщик

– Для чего понадобилось сжигать машину? 
– Это часть сюжетной линии.

– Как снять горящую машину?
– Наугад. Снимал такое впервые и не понимал, насколько ярким будет огонь. Настроить кадр и подстроиться можно только в момент поджога, когда обратного пути уже нет. Помню, я тогда сделал очень уверенное лицо и начал снимать, как будто мне все ясно.

Оператор-постановщик Алексей Базылевский. © Фото: Анастасия Токарская
Оператор-постановщик Алексей Базылевский. © Фото: Анастасия Токарская
Сцена из фильма. © Фото: Алексей Сулимов
Сцена из фильма. © Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская

– Где применять спецэффекты, а где снять вживую?
– Спецэффекты – это очень дорого, поэтому все зависит от бюджета и целесообразности. Например, в одной из сцен мы решили нарисовать взрыв петарды, потому что взрывать багажник машины было жалко. 

– Бывают вопросы со стороны закона?
– Постоянно. Снимаем на дороге – подъезжает ГАИ, едем в лес – появляется Росгвардия, фраза всегда такая: «Здравствуйте, что делаете?». Но у нас все согласовано и законно, на паре вопросов все и заканчивается.

– Что самое сложное в работе оператора?
– Работа оператора – наука неточная и очень условная. Никогда не можешь предугадать, что в кадре потеряется, что в нем будет выглядеть круто, где отразится предмет, а где не отразится – во всем спонтанность и загадка, интерес и сложность.

– Как научиться снимать?
– Я самоучка, меня воспитал YouTube и курсы. Просто нужна очень большая насмотренность, чутье и опыт. Допустим, я впервые снимал в автобусе и освещал ночное поле, но через два года уже буду разбираться в этом. То же самое будет и в 50 лет – всегда есть чему учиться. Важно запомнить ошибки и в следующий раз сделать лучше.

Про четкую картинку

Отвечает фокус-пуллер – Алексей Голдобин

– Что делает фокус-пуллер?
– Просто представьте, что вы смотрите фильм и ничего не видите: кто говорит, откуда говорит, что делает. Чтобы такого не произошло, я прихожу на площадку и «кручу» фокус, настраиваю картинку. Так в кадре появляется конкретика, акценты на важные моменты.  

– В Иркутске много специалистов по фокусу?
– Знаю двоих, один из них я. Второй парень очень здорово «крутит» фокус, но в проектах почти всегда работает видеооператором. Кстати, наш гафер тоже умеет настраивать фокус и даже не смотреть в камеру – это большой опыт в кино.

Фокус-пуллер Алексей Голдобин и актер Сергей Стёпин. © Фото: Анастасия Токарская
Фокус-пуллер Алексей Голдобин и актер Сергей Стёпин. © Фото: Анастасия Токарская
Художник по свету (он же гафер) Глеб Степанов. © Фото: Анастасия Токарская
Художник по свету (он же гафер) Глеб Степанов. © Фото: Анастасия Токарская

Про свет и тьму

Отвечает гафер – Глеб Степанов

– Кто такой гафер?
– Гафер – это художник по свету, вся осветительная аппаратура в моем подчинении. А еще я бригадир осветителей – специалистов, которые помогают мне создавать нужные ракурсы и акценты в кадре.

– Как много зависит от света на площадке? 
– Очень многое. Свет показывает характер героев, раскрывает драматургию фильма, прячет или обличает эмоции тогда, когда лицо остается неподвижным. В фильме можно обойтись без слов, без света – нет.

– В чем сила света?
– Он может сделать самую красивую девушку уродливой и самого мерзкого человека – добрым. Нужен только художественный взгляд и источники света.

Про секонд-хенды и норковую шапку взаймы

Отвечает стилист – Александра Буркало

Стилист Александра Буркало. © Фото: Алексей Сулимов
Стилист Александра Буркало. © Фото: Алексей Сулимов

– Как придумываете образ героя?
– Сценарий определяет характер персонажа, потом «наслаивается» одежда. Если человек веселый, то в образ можно добавить подтяжки, если умный – очки и т.д. Это очевидные акценты, которые помогают зрителю понять человека изнутри, взглянув на него снаружи. Важный момент – цветовая схема фильма, под которую подбирается цвет одежды. Если картинка приглушенная, новогодняя (как у нас), то одежда мягкая, уютная, в коричневых, бордовых и зеленых тонах.

– Где искать вещи для героя?
– «Авито», секонды, магазины, прокаты. Кино должно быть похоже на жизнь: купить новую куртку герою, у которого по сценарию нет денег, неуместно. У каждой вещи должен быть характер. Роль дедушки-водителя – значит, устаревшая удобная одежда и акцент в образе. Например, легендарная норковая шапка.

– Где взяли шапку?
– На помощь пришла мама продюсера, она и дала шапку. Сказала, что мы отвечаем за нее головой!

– Бывает так, что нужной одежды нет?
– В этом проекте у нас снимался актер Андрей Свиридов, его рост – 212 см. Когда я это узнала, была небольшая паника: где искать одежду, как подобрать обувь?! К счастью, Андрей взял свои туфли, а всю одежду мы нашли в секондах. Если бы ее не оказалось, то сделали бы заказ швее – это тоже нормальная практика.

Про народный кастинг и связку сосисок

Отвечает кастинг-продюсер – Юлия Русанова

– Какие должны быть актеры?
– Нужно внимательно изучить сценарий. Если у нас семейная линия, то мы ищем мужчину и женщину, которые будут смотреть друг с другом гармонично. Дети должны быть на них похожи. Важно подбирать голоса, потому что иногда, когда голос актера не совпадает с образом героя, приходится переозвучивать.

– Как обычному человеку пройти кастинг?
– Самое главное – внимательно прочитать требования к видеовизитке. К нам на «Народный кастинг» пришли более 500 человек, еще около 200 хотели, интересовались, писали, но так и не отправили визитки. Кто-то сбросил только фото, кто-то не указал данные. К такому нужно подходить серьезно.

В героях фильма иркутяне наверняка узнают известных горожан. © Фото: Анастасия Ачилова
В героях фильма иркутяне наверняка узнают известных горожан. © Фото: Анастасия Ачилова
В народном кастинге приняло участие более 500 иркутян. © Фото: Анастасия Ачилова
В народном кастинге приняло участие более 500 иркутян. © Фото: Анастасия Ачилова
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Алексей Сулимов
© Фото: Алексей Сулимов

– Самая запоминающаяся визитка от актеров из народа?
– Мужчина бегал за своей дочкой со связкой сосисок. Она была не в восторге… Кто-то отправлял стихи, и это было здорово. Нам очень понравилось.

– Профессиональные актеры тоже проходят кастинг?
– Обязательно! Мы отправляли каждому актеру текст на самопробу и запрашивали видео, потому что актерские навыки важны не меньше подходящей внешности. Это долгий процесс – мы отсмотрели около 200 человек на роль родителей и больше 30 – на дочку.

– В фильме есть профессиональные актеры из Иркутска?
– Да, наши актеры – супер, но под Новый год у них очень большая занятость. Многие играют в театрах, гастролируют, работают на новогодних проектах. В нашем фильме задействовано около 15-20 профессиональных актеров из Иркутска, но не в главных ролях.

– Кого из известных иркутян мы увидим на экране?
– У нас есть сцена, где медийные люди Иркутска объединяются, чтобы решить проблему. В одном из эпизодов играют ведущие радио MCM, блогеры и даже федеральные лица. А еще в одной из сцен шоумен Денис Гук играет сам себя. Остальных узнаете уже 31 декабря.

Про импровизацию и запреты для массовки

Отвечает режиссер-постановщик – Михаил Козлов

– Режиссер-постановщик и второй режиссер – в чем разница?
– Ох, без второго режиссера очень сложно жить! Он делает огромную работу: пишет раскадровки, составляет расписания, контролирует все процессы на съемочной площадке. Что снимаем, что сняли, что убираем, что ставим – видит все, подсказывает и злобно смотрит, если я делаю что-то не так. «Камера! Мотор! Начали!» – тоже слова второго режиссера! Я как режиссер-постановщик слежу за другим: мне важна игра актеров, их мимика, действия, настроение, интонации, постановка сцены. Мне нужно, чтобы на площадке была подходящая атмосфера, все были настроены на работу и позитив.

Режиссер-постановщик Михаил Козлов. © Фото: Анастасия Токарская
Режиссер-постановщик Михаил Козлов. © Фото: Анастасия Токарская

– Актер импровизирует и меняет реплики. Что делать?
– Радоваться! Это очень крутой опыт. Чаще всего актеры предлагают креативные и уместные фишки, но если нам кажется, что их предложение лишнее – спокойно объясняем. Профессионалы все понимают.

– Что больше всего бесит во время съемки?
– Собственная горячность. Когда в процессе съемок что-то не получается, начинаются споры, эмоции, и хочется все исправить, сделать лучше. Все не так, все не то, другой план, не та фраза! Потом камера выключается – отпускает, извиняешься, и все хорошо.

– Как настроить массовку?
– Главное – передать атмосферу, разогреть и не забыть рассказать правила поведения на площадке! Никаких телефонов, в камеру не смотреть!

Про спущенные колеса и стюардессу в команде

Отвечает линейный продюсер – Ольга Леонова

– Чем занимается линейный продюсер?
– Организует все вокруг – локации, рабочее место, удобства для съемочной команды. Это постоянный поиск, переговоры, встречи, подбор, работа с заказчиками и подрядчиками, органами власти. Все технические моменты на мне.

Команда фильма в неполном составе. Всего в съемках задействовано более 70 человек. © Фото: Алексей Сулимов
Команда фильма в неполном составе. Всего в съемках задействовано более 70 человек. © Фото: Алексей Сулимов
Линейный продюсер Ольга Леонова. © Фото: Анастасия Токарская
Линейный продюсер Ольга Леонова. © Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Токарская
© Фото: Анастасия Ачилова
© Фото: Анастасия Ачилова
Для съемок одного эпизода создателям пришлось загнать фуру в арт-завод «Доренберг»
Для съемок одного эпизода создателям пришлось загнать фуру в арт-завод «Доренберг»
Экран, имитирующий улицы Иркутска за окном автобуса. © Фото: Алексей Сулимов
Экран, имитирующий улицы Иркутска за окном автобуса. © Фото: Алексей Сулимов

– Где нашли главный атрибут – пазик?
– «Здравствуйте, а я к вам с необычным предложением!», –  так начинаются мои разговоры с людьми. Для продюсеров нет ничего невозможного. Дали сложное задание – придумай, как его выполнить. Не помещается фура в здание – спусти колеса или убери лишнее с потолка, не подходит салон авто – измени комплектацию. Кстати, с автобусом все было просто: нашла на «Авито», объяснила наши цели и тут же договорилась на аренду. 

– Чью машину сожгли в кадре? 
– В фильме участвовали два автомобиля – один для съемки, второй для поджога. Искали в группах небольших поселков, где отдают авто на запчасти, смотрели на «Авито» и металлоломах. Нашли на авторазборке, но нам повезло только с четвертого раза: пока мы обсуждали, подходит ли машина, ее уже забирали на распил и запчасти. 

– Самое главное качество в твоей работе?
– Умение общаться с людьми. Я не училась по профилю, раньше была бортпроводником – перенесла все свои навыки из прошлой профессии.

Про виртуальный Иркутск

Отвечает Артем Бухаров – технический директор компании VID MEDIA

– Что это за проектор?
– Это модульный проекционный экран, его собрали специально для съемок новогоднего фильма. Через компьютер и лазерный источник света (проектор) на него вывели зацикленное видео с улицами Иркутска, чтобы во время съемки создать эффект реального движения машины. 

– А на улице снять было не проще? 
– Виртуальный продакшн сильно упрощает работу всей съемочной команде, потому что кадры движения всегда можно вернуть, повторить, изменить и поменять через специальную программу. В Иркутске всего четыре таких модуля, и все у нашей компании. 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Голливуд по-иркутски: как снимают новогоднее кино

Искусство в стиле ню, интерактивный проект «Внутри человека» и песни «Кино» в живом исполнении – рассказываем, чем заняться в Иркутске 3-5 февраля

Голливуд по-иркутски: как снимают новогоднее кино

19-20 января в Иркутске проходил главный робототехнический фестиваль Сибири. В нем приняли участие 700 начинающих инженеров от 4 до 18 лет из разных городов. «Первый Байкальский» побывал на площадке, выбрал несколько удивительных изобретений и поговорил с их авторами

Голливуд по-иркутски: как снимают новогоднее кино

В Иркутске закатят большое грузинское застолье, покажут фильмы Гайдая на большом экране и устроят «зачОтную» вечеринку для всех, кто сдал сессию

Голливуд по-иркутски: как снимают новогоднее кино

«Первый Байкальский» придумал, чем заняться в эти морозные дни. Покататься в ретро-трамвае под саксофон, покормить гуанако, блеснуть знаниями на киноквизе и узнать, кто скрывается под именем Пелевина