12 лет назад о бренде Inspire знал лишь узкий круг людей в Иркутске, а сейчас у них 16 магазинов по стране. Основательница Inspire Маша Ким рассказала, как они прошли путь от китайской одежды до собственного швейного производства и внедрили экопринципы среди сотрудников.
Бренд Inspire иркутяне знают еще с 2010-х годов, когда его основатели – студенты Мария Ким и Никита Коваленок – продавали стильные вещи в ВК и устраивали примерки прямо в своей квартире. Со времен «магазина на диване» прошло уже 12 лет, с тех пор Inspire открыл 16 магазинов от Владивостока до Москвы, основал собственное швейное производство и «проник» в гардеробы всех стильных девушек России.
История бренда началась в 2011 году в Китае, куда студенты из Иркутска, будущие супруги Маша Ким и Никита Коваленок приехали по университетской программе обмена. Там они впечатлились онлайн-магазинами одежды, которую можно было получить за несколько дней. Сейчас, в эпоху маркетплейсов, этим уже никого не удивишь, но 12 лет назад это был прорыв. Поэтому ребята создали группу во «Вконтакте», где начали продавать стильную китайскую одежду девушкам из России.
– На Байкале, откуда родом наша семья, тогда не было модных брендов и магазинов вроде Zara, зато был огромный спрос на яркую классную одежду. Мы увидели, что эта ниша никем не занята. В это же время в Китае была возможность пользоваться быстрой доставкой, которая предлагала широкий ассортимент модного классного товара по низким ценам, – вспоминает Мария Ким.
Первыми покупателями были друзья, знакомые и знакомые знакомых. Благодаря сарафанному радио число клиентов постепенно росло.
– Уже тогда мы использовали актуальную обработку фотографий и делали полезный контент, рассказывали о разных стилях. В то же время мы работали над сервисом: если вещь не подошла, ее можно было вернуть удобным способом. Так у нас появилась аудитория, которая уже ждала открытия нашего магазина.
Первый магазин Inspire открылся в 2013 году в Иркутске, в скромном помещении на четвертом этаже офисного центра (тогда еще никто не слышал про формат шоурумов). Мария и Никита всерьез опасались, что к ним никто не придет. В итоге еще за час до открытия у дверей скопилась огромная толпа.
Тогда не было упора на качество, признается Мария Ким. Главными клиентами были студентки, которые хотели выделяться. Сейчас Inspire – совершенно другой бренд. У него собственное швейное производство, фокус на качество и более спокойная, так называемая базовая линейка одежды. А основные покупатели – это уже не студентки, а 30-летние девушки, которые стремятся к саморазвитию и принятию себя. Аудитория выросла вместе с брендом.
– Сейчас мне 32 года, у меня двое детей. Это такой классный период, когда ты уже не ребенок. Ты становишься более осознанным, в том числе в отношениях с родителями, появляются первые возрастные изменения и кризисы.
Удивительно, но Inspire был создан без единого кредита и инвесторов. Секрет прост: все доходы супруги постоянно реинвестировали в бизнес.
– Как только открылся первый магазин, мы увидели интерес покупателей и приняли решение сразу же открывать второй. Мы не хотели ждать и сразу начали искать помещение. Все деньги, которые приносил первый магазин, были направлены на открытие второго.
Первые два магазина открылись в Иркутске, третий – в Улан-Удэ, четвертый – в Красноярске. Именно в городе на Енисее шоурум Inspire впервые появился в проходном месте.
Пятый магазин открыли в Томске, он стал первой франшизой. А потом пошло-поехало: за несколько лет ребята продали порядка десятка франшиз и быстро масштабировались по всей России.
– Сейчас у нас работает собственный цех в Иркутске, куда мы начали вкладывать деньги и расширять производство после того, как открыли пятый магазин. Часть заказов мы отдаем на изготовление производствам-партнерам.
Сибирский бренд отличает еще и то, что они одними из первых заговорили об экологичном подходе в бизнесе.
– Мы никогда не ставили целью заниматься гринвошингом и пытаться искусственно «озеленить» бренд с помощью маркетинга. Мой муж лет 7 назад стал активно интересоваться темой экологии, и все началось с нашего быта. Он стал везде ходить с сумкой, мы перестали покупать пакеты, отказались от пластиковых стаканов.
Со временем экопривычки распространились на бизнес: появилась сортировка мусора в офисе и на производстве. В какой-то момент сотрудники делили все отходы на 20 (!) фракций. В Inspire появились внутренние экопланерки, обучение сотрудников экопривычкам, исследование опыта других компаний. Ребята даже пытались использовать в тканях переработанный пластик, но быстро отказались от этой идеи.
– Чтобы решить избитый вопрос с упаковочными пакетами, мы привлекали специалистов и пришли к выводу, что самый экологичный вариант – пластиковый пакет. Сейчас мы делаем их прозрачными и наносим информацию о том, что такой пакет можно сдать в переработку.
Принципы экологичности распространились и на производство: например, остатки тканей передавали для изготовления детских игрушек, набивания боксерских груш. К сожалению, после пандемии коронавируса фокус внимания сместился на другое. Тем не менее, в компании по-прежнему придерживаются основных экопринципов: не закупают лишние ткани, а все непроданные вещи передают в благотворительные центры.
О том, как ребята привлекают локальные бренды в каждом городе и почему решили переносить швейное производство из Иркутска в Китай, читайте в полной версии материала на сайте «Сибирь работает».
В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроила тест-драйв новому «китайцу» и проверила его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.
В то время как вся молодежь стремится в мегаполисы – они сознательно переезжают в глубинку. Пока другие выпускники спешат покончить с учебой – они, наоборот, возвращаются к школьной доске. Мы поговорили с выпускниками Педагогического института ИГУ и узнали, что заставляет их перебираться из Иркутска в деревни и поселки Прибайкалья, какие «плюшки» они получают к зарплате и где сегодня готовят будущих педагогов.