Мы посчитали – как минимум восемь. От машиниста драглайна на угольном разрезе до инженера-энергетика на Ново-Иркутской ТЭЦ. Мы проследили всю цепочку, собрали удивительные факты и теперь хотим познакомить вас с людьми, которые обеспечивают нам новогоднее настроение.
Если елки зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Оказывается, мощность Ново-Иркутской ТЭЦ позволяет зажечь в час больше 70 млн гирлянд. «Первый Байкальский» узнал, сколько людей стоит за этим одновременно сложным и волшебным процессом.
Машинист вскрышного экскаватора
Вы удивитесь, но создание новогоднего настроения начинается за несколько сотен километров от Иркутска, на угольном разрезе. Здесь машинисты вскрышного экскаватора (так называемого драглайна) вскрывают уголь, т.е. убирает горную массу над «черным золотом». Высота машины почти с десятиэтажный дом.
Таких редких специалистов, как Алексей Герцик, в «Востсибугле» около 150 человек. И каждый из них умеет мастерски управлять 1700-тонным драглайном.
«Работа несложная и даже творческая. Это только кажется, что делаешь одно и то же, но у каждого свои секреты и приемы. Когда дело по душе, то все нравится».
Интересный факт: емкость ковша шагающего экскаватора – 20 кубометров, длина стрелы – 90 метров.
Машинист добычного экскаватора
После этого эстафету принимает машинист добычного экскаватора Дмитрий Габдрашитов. У него одна из самых востребованных рабочих профессий в угледобыче. Задача машиниста гидравлического экскаватора – погружать топливо в углевозы, которые ритмично один за одним «встают под ковш». За смену Дмитрий грузит до 2000 тонн угля – далее топливо увозят на склад и затем отправляют потребителю. «Я свою работу люблю. Главное – держать темп и выполнять план. Радует, что руководители ценят и обращаются за советом. Значит, считаются с моими знаниями и опытом».
Водитель автосамосвала
Следующим в дело вступает водитель автосамосвала. Эдуард Жеглов работает на разрезе Черемховуголь и перевозит добытый уголь из забоя на угольный склад.
«В моей работе важны такие качества, как внимательность. Все-таки это не легковушка. Тут параметры совсем другие. Но и масштабы тоже. А сложное самое у нас – это нести ответственность. Работы мы не боимся, ее всегда выполним. А вот подвести страшно. Поэтому и сам всегда к себе строг, и от других прошу ответственно относиться к делу».
В смену Эдуард делает около 30 рейсов, проезжает до 250 км и перевозит до 1000 тонн угля. Оттуда топливо отправляется в железнодорожных вагонах на ТЭЦ.
Машинист центрального теплового щита управления паровыми турбинами 7 разряда Ново-Иркутской ТЭЦ
Следующее важное звено в «гирлянде» – это сотрудники Ново-Иркутской ТЭЦ. Немного физики за 5 класс: во время сгорания угля нагреваемая топливом вода превращается в пар и под температурой около 500 градусов подается на турбины. Устройства вращаются с огромной скоростью, поэтому даже малейшие отклонения от заданных параметров недопустимы. Егор Нефедьев как раз и обеспечивает контроль за работой турбогенераторов и следит за соблюдением электрического и теплового графика нагрузки.
«Важно работать внимательно и аккуратно, избегать аварийных ситуаций, быстро и правильно действовать в любой самой сложной ситуации. Интересно управлять механизмами, чувствовать ответственность перед людьми, которым нужен свет и тепло. Не так давно мы несли на станции электрическую нагрузку 708 МВт/ч, а это, между прочим, чуть меньше, чем вся Иркутская ГЭС».
Инженер-энергетик 2 категории электрического цеха Ново-Иркутской ТЭЦ
А дальше, чтобы зажечь новогоднюю елку, нужно превратить механическую энергию в электрическую. Для этого на Ново-Иркутской ТЭЦ огромная турбина, вращаясь на огромной скорости, задействует ротор и генератор. Получаемый ток по проводам уходит на распределительные устройства и уже потом направляется в город, в дома иркутян.
Собственно, инженер-энергетик занимается тем, что отвечает за бесперебойную работу электротехнического оборудования станции. Кроме того, Никита Огородников осуществляет технический надзор за сосудами, работающими под избыточным давлением – таких как ресивер водорода, азота и станционная электролизная установка.
«Моя работа не прощает ошибок. В электроэнергетике важна каждая деталь и не бывает лишних пунктов ни в правилах, ни в инструкциях. Все сотрудники после смены должны вернуться здоровыми и невредимыми в свои дома».
Диспетчер филиала АО «ИЭСК» «Южные электрические сети»
Чтобы новогодние чары не рассеялись в самый неподходящий момент, на следующем этапе подключаются работники «Южных электрических сетей». Именно они обеспечивают стабильную работу всей электросистемы и быстро устраняют аварийные ситуации.
Главный в этой цепочке – диспетчер филиала. Виктору Владимирову нельзя допустить ошибку, так как он отвечает не только за оборудование подстанций, но и за людей, которые отправлены на место работ.
«У всех энергетиков есть одна мечта – чтобы электроснабжение было в каждом доме ВСЕГДА. Именно поэтому мы трудимся в круглосуточном режиме, чтобы в ваших домах был свет».
Электромонтер оперативно-выездной бригады распределительной сети АО «ИЭСК» «Южные электрические сети»
Электромонтер оперативно-выездной бригады распределительной сети – за этим сложным и длинным названием скрывается опасная профессия. Это именно те люди, которые первыми приезжают на место аварий, устраняют их, а также работают по заявкам потребителей. Даже в новогоднюю ночь!
«Конечно, мы бы хотели, чтобы электроснабжение было бесперебойным, но оборудованию свойственно выходить из строя, у всего есть свой срок службы. Мы днем и ночью, в любое время года работаем».
Электромонтер оперативно-выездной бригады подстанций АО «ИЭСК» «Южные электрические сети»
Итак, наша гирлянда почти зажглась… Осталось убедиться, что электроснабжение всего города (или района) под надежным контролем. И здесь нам нужен Николай Борисов.
Работа у него в прямом смысле слова напряженная – каждый день он имеет дело с напряжением 35-220 кВ. Электромонтер оперативно-выездной бригады подстанций — профессия важная и ответственная, так как требует большого объема знаний. Такие специалисты отвечают за электроснабжение целых районов, городов, а также поселков, сел и деревень.
«Мы работаем, чтобы в каждом доме были свет, ужин и горячий чай».
Счастливого Нового 2025 года, друзья!
Полгода назад на российских дорогах появился новый персонаж, который заставил всех оборачиваться вслед. Выразительный кроссовер с пристальным взглядом, смелым дизайном и геймерским характером – OMODA C7. Автор «Первого Байкальского» сел за руль нового азиатского кроссовера и выяснил, как город ощущается из кабины футуристичного автомобиля и за что можно влюбиться в C7 зимой.
Новый #дневникволонтера нам доставили из недосягаемого и строго охраняемого места на Байкале – поселка Давша, где находится полевая база Баргузинского заповедника. Писательница Светлана Бурдинская, автор романа «Прощание с Ольхоном», прожила там две недели волонтером, изучила повадки медведей, побывала на Сырном камне и описала свои приключения.
Все лето команда «Первого Байкальского» провела в путешествиях: мы ходили в походы, танцевали на фестивалях, наблюдали за звездами, кольцевали птиц и купались в теплом Байкале. В конце сезона решили собрать короткие рассказы о своих приключениях, а еще о том, как оператор связи T2 выручал нас в отдаленных местах и позволял в моменте делиться впечатлениями с читателями.