В 2007 году в Иркутске зародился «БайкалШлепТур» – самый массовый поход по льду озера. В начале марта сотни человек садятся в электричку, доезжают до Темной Пади, а оттуда «шлепают» 14 км по замерзшему Байкалу. Мы отправились с ними и узнали, зачем надевать на ноги мусорные пакеты, какой сюрприз ждет туристов в пути и почему шлеп-тур никогда не будет платным.
Суббота, 10 часов утра. Зал ожидания ж/д вокзала «Иркутск-Пассажирский» заполнен буквально до предела. Люди с рюкзаками поглядывают на табло: не появился ли номер пути для нашей электрички? Кто-то держит в руках воздушный шарик на ниточке, а кто-то – собаку на поводке. Как только показался поезд, толпа резко схлынула из зала на перрон, а затем – с перрона в теплые светлые вагоны электропоезда.
Так начался очередной «БайкалШлепТур» – ежегодный мартовский поход от Темной Пади до Слюдянки. С 2007 года иркутянин Артем Шестаков собирает весной любителей пеших прогулок и ведет их в 14-километровое путешествие.
– Артем, как начинался «БайкалШлепТур»?
– В 2007 году меня позвали в ледовый переход друзья. И мне так понравилось, что на следующий год уже я сам их позвал. К нам присоединились другие знакомые. И так с каждой весной нас становилось все больше: семь человек, потом 15, 50, 200, 700, 900!
– Интересно, в какой момент переход вышел за рамки дружеского?
– Наверное, года через три. Получается, в 2010-м. Люди, которых мы приглашали, стали брать своих друзей, а те – своих. Получилась геометрическая прогрессия.
– Откуда взялось такое забавное название?
– Еще в 2007 году мы в шутку между собой назвали этот поход «БайкалШлепТур», потому что ходим-шлепаем. Название так и прижилось, приклеилось.
И вот сегодня шлепают 350 человек. А в 2020 году было вообще 900.
– Почему участников стало меньше?
– Рекламы не было. Обычно я более активно пиарил поход, но в какой-то момент понял, что тысяча человек – это критическая масса, после которой нужен другой уровень подготовки. Так что в этот раз решил не рекламировать, но все равно 350 человек собралось.
Тем временем электричка разрезала морозный мартовский воздух. Позади остались дачные поселки, мы стремительно приближались к Байкалу. Солнечные лучи скользили по свежим, предвкушающим прогулку лицам, подсвечивали пар из открытых термосов, оставляли блики на рюкзаках, из которых то и дело появлялись бутерброды, вареные яйца, яблоки, шоколадки и другие походные деликатесы.
– Маршрут у вашего тура всегда один?
– Да, и проводим мы тур один раз в год. Все остальное – это не «БайкалШлепТур», а другие проекты, которые в народе тоже стали называться шлеп-турами. И это хорошо – мы стали нарицательными (смеется).
– А чем хорош именно этот маршрут?
– Во-первых, это красиво: мы видим и горы, и лед, и Кругобайкалку. Во-вторых, это достаточно простой маршрут, его могут преодолеть даже дети 6-7 лет и пенсионеры. В-третьих, это маршрут выходного дня: целый день гуляешь по лесу и льду, общаешься с разными людьми, а вечером возвращаешься в Иркутск.
– Сколько волонтеров с нами сегодня в походе? И что они должны делать?
– Сейчас 10. Это ребята из Иркутского регионального волонтерского центра, они «событийные» волонтеры, то есть участвуют в массовых спортивных мероприятиях. С радостью откликнулись на мое приглашение и очень сильно меня выручают сегодня. У них есть вся информация о переходе. Любой человек может задать им вопрос, и они ответят. Также на них организация безопасности: сейчас мы приедем [на станцию], будем переходить через железнодорожные пути, важно делать это правильно.
Мы научены чужим горьким опытом. В 2017 году вместе с участниками «БайкалШлепТура» на станции вышла группа школьников, которые путешествовали сами по себе. Ребята пошли прямо по железной дороге. А там почти сразу тоннель, поэтому приближающегося поезда не видно.
Состав выехал [из тоннеля], машинист увидел детей на рельсах и применил экстренное торможение.
Трагедии удалось избежать, но мы поняли, что людей нужно инструктировать, как правильно переходить дорогу. С тех пор наши волонтеры следят еще и за тем, чтобы никто не шел по путям и чтобы все безопасно их пересекали. Вот сегодня выходить нам придется через первые два вагона, потому что на станции Темная Падь короткая платформа. Ребята будут еще и помогать людям аккуратно спускаться с электрички.
– Когда вы поняли, что нужна помощь волонтеров?
– Когда стало ходить больше 200 человек. Я понял, что нужны дополнительные вагоны в электричках, что нужны люди, которые будут организовывать народ и следить, чтобы все вовремя вышли и правильно перешли пути.
– Как вообще можно добиться, чтобы в состав электропоезда добавили дополнительные вагоны?
– Мы договариваемся с Байкальской пригородной пассажирской компанией, она идет нам навстречу и увеличивает состав поезда. Чтобы и простые пассажиры, и участники тура ехали комфортно. Сегодня вот сразу четыре вагона прицепили.
– То есть для этого даже доплачивать не нужно?
– Нет, у нас многолетние отношения с железной дорогой. Я им гарантирую, что все дополнительные места будут выкуплены, чтобы они не везли воздух.
– Какие участники «БайкалШлепТура» вам особенно запомнились за все эти годы?
– Была очень классная 85-летняя бабушка. Мы как-то спускаемся с горы, я замечаю ее, спрашиваю: «Вы тоже в переход?» А она говорит: «Я с вами хожу постоянно. Живу в Слюдянке и, чтобы с пользой до дома прогуляться, выхожу с вами в Темной Пади и иду домой». А в этот раз с нами идет девушка из Читы: она приехала вчера в Иркутск, а сегодня вечером у нее поезд обратно. То есть она отправилась сюда только ради нашего тура. Так же делала несколько лет подряд женщина из Усть-Илимска. После похода она ночью на автобусе уезжала домой.
– А сколько лет было самым маленьким участникам?
– С нами ходили две девочки лет по пять. Они тянули за собой санки. Фотографии этих девочек я разместил на сайте проекта и подписал: «Для тех, кто боится, что им не хватит сил».
– В поход и собаку можно взять?
– Да. Мы всегда говорим, что можно брать собак с условием, что это будет безопасно для всех участников тура. И для собаки польза: такой простор, свежий воздух. Получается, мы еще и dog-friendly тур!
Еще за полчаса до прибытия на станцию Темная Падь в электричке начинается оживление: все, что было компактно и заботливо упаковано на верхние полки, перемещается вниз. Шелестят пуховики, щелкают застежки, складываются в сумки книги и настольные игры. Начинается «миграция» в первые четыре вагоны: именно оттуда будет производиться высадка пассажиров. Еще несколько томительных минут, электропоезд замедляет ход... Открываются двери, и 350 человек начинают выплывать из тамбуров бесконечным потоком. Машинист терпеливо ждет, дает путешественникам несколько протяжных гудков на удачу и отправляется дальше.
От Темной Пади до Старой Ангасолки – всего три километра. Зато каких! Веселье начинается с первых же минут. С крутой заснеженной горы кто-то скатывается сидя, кто-то бежит, часто перебирая ногами и хватаясь за деревья, а кто-то садится на корточки и аккуратно сползает вниз. Крики, визг, смех!
– Спуск достаточно скользкий. Случались ли травмы?
– Народ идет [в поход] ради этого спуска! Это же самые яркие эмоции. Скоро мы будем монотонно шагать по Байкалу: это просто ровный снег и лед. А здесь экстрим и восторг! Ни разу никто не получил травмы. Вообще у нас в туре за все время его существования не было происшествий и форс-мажоров. Один раз у мальчика закружилась голова, его забрали сотрудники МЧС на машине, он отдохнул и спокойно дождался нас на вокзале. А вообще у нас простой маршрут. Иногда на льду бывают торосы высокие, их переходим аккуратно. В этом году торосов нет.
Буквально через полчаса среди деревьев показывается арочный мост Кругобайкалки, а за ним – необъятный, ослепительно белый, величественный Байкал. Поселок Старая Ангасолка – место первого привала в «БайкалШлепТуре». Есть время, чтобы насладиться видом, выпить чаю и найти туалет. С последним пунктом справиться не удалось: оказалось, туалетов для туристов в Старой Ангасолке нет. А впереди – еще 11 км пути по снежной равнине.
– Артем, здесь всегда была такая проблема?
– Раньше мы договаривались с местной турбазой, чтобы они нас пустили в свой туалет. Но сейчас они отказывают. Вся проблема в откачке [стоков]. Автомобильной дороги сюда нет, а по льду машинам ездить запрещено. Так что проблема действительно серьезная: за зиму такой переход совершают десятки тысяч туристов.
– А вообще какие разрешения необходимо получить, чтобы организовать такой поход?
– Мы регистрируем группу в Байкальском поисково-спасательном отряде МЧС. Сейчас спасатели знают, что группа находится на берегу. Я должен отзвониться, когда мы выйдем на лед, а затем еще раз в 15 часов. Если произойдет какой-то несчастный случай, они готовы быстро выехать.
Кроме того, так как часть маршрута проходит по территории Прибайкальского национального парка, каждому участнику необходимо получить разрешение на посещение. Для этого мы и собирали взносы. Я оформил групповое разрешение на всех. В итоге при прохождении контрольного пункта группа шла практически без остановки, что позволило не так сильно растянуться.
– А бывают сильно отстающие, кто не успевает дойти к моменту отправления электрички из Слюдянки?
– Чтобы таких не было, у нас есть волонтеры. Они идут замыкающими. Иногда бывает, что дети устают. Тогда я прошу спасателей МЧС приехать, забрать детей и довезти до вокзала. И они приезжают. Еще ни разу не было, чтобы кто-то не успел на электричку.
– Перед походом смотрите прогноз погоды?
– Да. Вот сегодня мы «проплатили» хорошую погоду. Обещали минус 11 градусов, но потом нам сделали скидочку, и сейчас на улице минус семь (смеется). Погода каждый раз великолепная, ни разу не переносили [поход] еще. Один раз я даже шел по Байкалу в шортах и кроссовках. Фотографии из того похода выкладываю для тех, кто боится замерзнуть.
А отмены «БайкалШлепТура» случались дважды: в 2021 году из-за сложной ледовой обстановки и в 2022-м – из-за еще бушевавшего ковида. Не хотелось три часа ехать в переполненных вагонах во время пандемии. Зато я сбегал по этому маршруту один. И это было так здорово! Голова не была занята никакими организационными вопросами.
Еще не уставшие, согретые ходьбой и весенним солнцем «шлептуровцы» растянулись по байкальскому снегу длинной вереницей. Удивительно, как в походе незнакомые люди вдруг заводят задушевные беседы, вспоминают юность, делятся историями о детях, собаках, поездках, фотографируют друг друга и затягивают песни. Шлепаем по застывшей воде и мы, продолжая расспрашивать Артема об особенностях перехода.
Традиции «БайкалШлепТура»:
1. Пить чай на середине Байкала
2. Складывать из людей фразу «БайкалШлепТур»
3. Играть в «Я вижу мишку» (правила нельзя раскрывать)
4. Раньше была традиция ходить с воздушными шарами. «Это выглядело празднично, но мне написали экоактивисты и объяснили, почему шарики – это неэкологично. Поэтому мы отказались от этой традиции», – объяснил Артем.
– В чате участники пишут, что берут с собой пакеты, чтобы надеть на ноги. Зачем?
– Это такой лайфхак на случай, если промокнут ноги. Запасные ботинки тащить тяжело, а вот пару сухих носков и два пакета – легко. Бывает, что в марте реки и ручьи в лесу уже вскрываются, ноги промокают. Тогда можно снять мокрые носки, надеть сухие, сверху – пакеты и затем ботинки. Так нога останется сухой и будет в тепле.
– Какие еще лайфхаки придумали?
– Перед походом я всем рекомендую купить кошки – такие приспособления с шипами, которые надеваются на ботинки, чтобы не скользить. А мой личный лайфхак – угощать всех на берегу своим чаем и бутербродами. Тогда 11 километров будешь идти налегке, – шутит организатор тура. – Так, подождите, мне Дед Мороз звонит...
Это не розыгрыш. Артему действительно звонит Байкальский Дед Мороз, который уже ждет нас на середине пути между Старой Ангасолкой и Слюдянкой.
– Будем через полчаса, – отвечает Артем, глядя на часы.
Через обещанные полчаса на горизонте вырастает знакомая фигура сказочного волшебника. Дедушка со стихами и песнями встречает путников, играет с ними в зимние игры и фотографируется, вызывая восторг даже у взрослых.
– Давно Дед Мороз участвует в туре?
– Мы приглашаем его уже второй раз, и он с удовольствием соглашается, – рассказывает Артем. – Это шикарный Дед Мороз. Он даже по телефону разговаривает, как настоящий волшебник, никогда не выходит из образа.
– А в этих местах бывает чистый лед?
– Да, в 2020 году на протяжении всего пути не было снега. Мы это знали, взяли коньки, лыжные палки и от души накатались. Вообще чистый лед бывает раз в 4-5 лет. Остальное время здесь лежит снег. Иногда он рыхлый, и идти очень тяжело. А сейчас дорожка натоптанная: просто шагай и любуйся!
Вот мы сейчас идем и не отдаем себе отчет в том, что под нами 300-400 метров воды, что нас со всех сторон окружают потрясающие горы, что уже через пару месяцев на этом месте будет бушевать стихия.
Нужно ценить, что мы можем просто перейти Байкал с одного берега на другой. Попить чай на середине. Встретить Деда Мороза. Это же круто!
– А вы не думали сделать дополнительные шлеп-туры по другим маршрутам? – Мне предлагали летом по тому же маршруту, но я отказался... (смеется) Нет, пусть будет один «БайкалШлепТур» раз в год. Иногда обращаются коммерческие организации с просьбой устроить для сотрудников корпоративный переход, но я говорю: «Нет, ребят, просто присоединяйтесь к нам в общий тур». – Это же бесплатный поход, включающий только символический оргвзнос. На что идут эти 300 рублей? Думали сделать переход платным? – Оргзнос идет на оформление разрешений нацпарка, проезд в электричке для волонтеров и билетики, которые мы выдаем на память всем участникам. А в остальном люди ведь все делают сами: собираются, идут, веселятся. Все вместе получают удовольствие. Нет, наш тур платным не будет.
Утесы Старой Ангасолки становились все менее различимы, зато дома Слюдянки обретали очертания. Полупрозрачный дымок из труб, палатки рыбаков на льду и машины на федеральной трассе виднелись все отчетливее, но приближались очень плавно, как в замедленной съемке. Еще каких-то тысяча шагов – и сотни уставших, одурманенных свежим байкальским воздухом путников ступили на материк.
Показался знаменитый мраморный вокзал Слюдянки и послышался гул поездов.
...Электричка мчит нас в Иркутск уже в сумерках, а затем и в кромешной темноте, какая бывает только под очень звездным небом после самого солнечного дня. Приключение завершается. А домой мы возвращаемся уже немного другими – людьми, которые пешком пересекли Байкал.
– Зачем вы вообще это делаете, если гораздо легче и спокойнее шлепать по Байкалу одному?
– Чтобы люди радовались. И чтобы радоваться вместе с ними. Иногда я вижу, как участники тура заводят здесь друзей и на следующий год приходят вместе. Как формируется целая тусовка походников. Летом они ходят на Витязь, на пик Черского, по ББТ. После «БайкалШлепТур» люди отрываются от дивана и идут гулять. Это же здорово!
Как познакомились «угонщики» льдины на Байкале? Чья любовь переросла в бренд байкальских подарков? Кому Байкал «нагадал» отношения длиной в четверть века? Вместе с мобильным оператором T2, который обеспечивает регион надежной (как отношения наших героев) связью, рассказываем истории любви на Байкале.
Угадайте, кто из наших авторов прятался в ванной от Деда Мороза? Кто подхватил вирус от песни «Снежинка»? Кто каждый год менял амплуа в новогодних спектаклях, при этом не меняя платья? Мы решили поделиться с читателями историями о том, как мы отмечали Новый год в детстве. Наши воспоминания оказались теплыми, трогательными и смешными.