«После
© Фото: Евгений Михайлов

«После "БайкалШлепТура" люди отрываются от дивана и идут гулять»

В 2007 году в Иркутске зародился «БайкалШлепТур» – самый массовый поход по льду озера. В начале марта сотни человек садятся в электричку, доезжают до Темной Пади, а оттуда «шлепают» 14 км по замерзшему Байкалу. Мы отправились с ними и узнали, зачем надевать на ноги мусорные пакеты, какой сюрприз ждет туристов в пути и почему шлеп-тур никогда не будет платным.

Марина Беклемишева Марина Беклемишева

Часть первая. Электричка

Суббота, 10 часов утра. Зал ожидания ж/д вокзала «Иркутск-Пассажирский» заполнен буквально до предела. Люди с рюкзаками поглядывают на табло: не появился ли номер пути для нашей электрички? Кто-то держит в руках воздушный шарик на ниточке, а кто-то – собаку на поводке. Как только показался поезд, толпа резко схлынула из зала на перрон, а затем – с перрона в теплые светлые вагоны электропоезда. 

Так начался очередной «БайкалШлепТур» – ежегодный мартовский поход от Темной Пади до Слюдянки. С 2007 года иркутянин Артем Шестаков собирает весной любителей пеших прогулок и ведет их в 14-километровое путешествие. 

Артем Шестаков знаком многим жителям Прибайкалья еще и как руководитель поискового отряда «Оберег»
Артем Шестаков знаком многим жителям Прибайкалья еще и как руководитель поискового отряда «Оберег»

– Артем, как начинался «БайкалШлепТур»?

– В 2007 году меня позвали в ледовый переход друзья. И мне так понравилось, что на следующий год уже я сам их позвал. К нам присоединились другие знакомые. И так с каждой весной нас становилось все больше: семь человек, потом 15, 50, 200, 700, 900!

– Интересно, в какой момент переход вышел за рамки дружеского? 

– Наверное, года через три. Получается, в 2010-м. Люди, которых мы приглашали, стали брать своих друзей, а те – своих. Получилась геометрическая прогрессия. 

– Откуда взялось такое забавное название? 

– Еще в 2007 году мы в шутку между собой назвали этот поход «БайкалШлепТур», потому что ходим-шлепаем. Название так и прижилось, приклеилось.

И вот сегодня шлепают 350 человек. А в 2020 году было вообще 900. 

– Почему участников стало меньше?

– Рекламы не было. Обычно я более активно пиарил поход, но в какой-то момент понял, что тысяча человек – это критическая масса, после которой нужен другой уровень подготовки. Так что в этот раз решил не рекламировать, но все равно 350 человек собралось. 

В какой-то момент поход стал таким массовым, что для участников пришлось цеплять 4-6 дополнительных вагонов
В какой-то момент поход стал таким массовым, что для участников пришлось цеплять 4-6 дополнительных вагонов

Тем временем электричка разрезала морозный мартовский воздух. Позади остались дачные поселки, мы стремительно приближались к Байкалу. Солнечные лучи скользили по свежим, предвкушающим прогулку лицам, подсвечивали пар из открытых термосов, оставляли блики на рюкзаках, из которых то и дело появлялись бутерброды, вареные яйца, яблоки, шоколадки и другие походные деликатесы.

– Маршрут у вашего тура всегда один?

– Да, и проводим мы тур один раз в год. Все остальное – это не «БайкалШлепТур», а другие проекты, которые в народе тоже стали называться шлеп-турами. И это хорошо – мы стали нарицательными (смеется).

– А чем хорош именно этот маршрут?

– Во-первых, это красиво: мы видим и горы, и лед, и Кругобайкалку. Во-вторых, это достаточно простой маршрут, его могут преодолеть даже дети 6-7 лет и пенсионеры. В-третьих, это маршрут выходного дня: целый день гуляешь по лесу и льду, общаешься с разными людьми, а вечером возвращаешься в Иркутск.

– Сколько волонтеров с нами сегодня в походе? И что они должны делать?

– Сейчас 10. Это ребята из Иркутского регионального волонтерского центра, они «событийные» волонтеры, то есть участвуют в массовых спортивных мероприятиях. С радостью откликнулись на мое приглашение и очень сильно меня выручают сегодня. У них есть вся информация о переходе. Любой человек может задать им вопрос, и они ответят. Также на них организация безопасности: сейчас мы приедем [на станцию], будем переходить через железнодорожные пути, важно делать это правильно. 

Мы научены чужим горьким опытом. В 2017 году вместе с участниками «БайкалШлепТура» на станции вышла группа школьников, которые путешествовали сами по себе. Ребята пошли прямо по железной дороге. А там почти сразу тоннель, поэтому приближающегося поезда не видно.

Состав выехал [из тоннеля], машинист увидел детей на рельсах и применил экстренное торможение.

Трагедии удалось избежать, но мы поняли, что людей нужно инструктировать, как правильно переходить дорогу. С тех пор наши волонтеры следят еще и за тем, чтобы никто не шел по путям и чтобы все безопасно их пересекали. Вот сегодня выходить нам придется через первые два вагона, потому что на станции Темная Падь короткая платформа. Ребята будут еще и помогать людям аккуратно спускаться с электрички.

Волонтеры следят, чтобы все участники группы переходили железнодорожные пути в безопасном месте
Волонтеры следят, чтобы все участники группы переходили железнодорожные пути в безопасном месте

– Когда вы поняли, что нужна помощь волонтеров?

– Когда стало ходить больше 200 человек. Я понял, что нужны дополнительные вагоны в электричках, что нужны люди, которые будут организовывать народ и следить, чтобы все вовремя вышли и правильно перешли пути.

– Как вообще можно добиться, чтобы в состав электропоезда добавили дополнительные вагоны?

– Мы договариваемся с Байкальской пригородной пассажирской компанией, она идет нам навстречу и увеличивает состав поезда. Чтобы и простые пассажиры, и участники тура ехали комфортно. Сегодня вот сразу четыре вагона прицепили.

– То есть для этого даже доплачивать не нужно?

– Нет, у нас многолетние отношения с железной дорогой. Я им гарантирую, что все дополнительные места будут выкуплены, чтобы они не везли воздух. 

– Какие участники «БайкалШлепТура» вам особенно запомнились за все эти годы? 

– Была очень классная 85-летняя бабушка. Мы как-то спускаемся с горы, я замечаю ее, спрашиваю: «Вы тоже в переход?» А она говорит: «Я с вами хожу постоянно. Живу в Слюдянке и, чтобы с пользой до дома прогуляться, выхожу с вами в Темной Пади и иду домой». А в этот раз с нами идет девушка из Читы: она приехала вчера в Иркутск, а сегодня вечером у нее поезд обратно. То есть она отправилась сюда только ради нашего тура. Так же делала несколько лет подряд женщина из Усть-Илимска. После похода она ночью на автобусе уезжала домой. 

«БайкалШлепТур» можно смело назвать dog-friendly походом
«БайкалШлепТур» можно смело назвать dog-friendly походом
Возраст участников — от 5 до 85 лет
Возраст участников — от 5 до 85 лет

– А сколько лет было самым маленьким участникам?

– С нами ходили две девочки лет по пять. Они тянули за собой санки. Фотографии этих девочек я разместил на сайте проекта и подписал: «Для тех, кто боится, что им не хватит сил».

– В поход и собаку можно взять?

– Да. Мы всегда говорим, что можно брать собак с условием, что это будет безопасно для всех участников тура. И для собаки польза: такой простор, свежий воздух. Получается, мы еще и dog-friendly тур! 

Часть вторая. Штурм Темной Пади

Еще за полчаса до прибытия на станцию Темная Падь в электричке начинается оживление: все, что было компактно и заботливо упаковано на верхние полки, перемещается вниз. Шелестят пуховики, щелкают застежки, складываются в сумки книги и настольные игры. Начинается «миграция» в первые четыре вагоны: именно оттуда будет производиться высадка пассажиров. Еще несколько томительных минут, электропоезд замедляет ход... Открываются двери, и 350 человек начинают выплывать из тамбуров бесконечным потоком. Машинист терпеливо ждет, дает путешественникам несколько протяжных гудков на удачу и отправляется дальше. 

От Темной Пади до Старой Ангасолки – всего три километра. Зато каких! Веселье начинается с первых же минут. С крутой заснеженной горы кто-то скатывается сидя, кто-то бежит, часто перебирая ногами и хватаясь за деревья, а кто-то садится на корточки и аккуратно сползает вниз. Крики, визг, смех! 

Спуск к Ангасолке — самый опасный и в то же время самый веселый участок маршрута
Спуск к Ангасолке — самый опасный и в то же время самый веселый участок маршрута

– Спуск достаточно скользкий. Случались ли травмы?  

– Народ идет [в поход] ради этого спуска! Это же самые яркие эмоции. Скоро мы будем монотонно шагать по Байкалу: это просто ровный снег и лед. А здесь экстрим и восторг! Ни разу никто не получил травмы. Вообще у нас в туре за все время его существования не было происшествий и форс-мажоров. Один раз у мальчика закружилась голова, его забрали сотрудники МЧС на машине, он отдохнул и спокойно дождался нас на вокзале. А вообще у нас простой маршрут. Иногда на льду бывают торосы высокие, их переходим аккуратно. В этом году торосов нет. 

Буквально через полчаса среди деревьев показывается арочный мост Кругобайкалки, а за ним – необъятный, ослепительно белый, величественный Байкал. Поселок Старая Ангасолка – место первого привала в «БайкалШлепТуре». Есть время, чтобы насладиться видом, выпить чаю и найти туалет. С последним пунктом справиться не удалось: оказалось, туалетов для туристов в Старой Ангасолке нет. А впереди – еще 11 км пути по снежной равнине.

– Артем, здесь всегда была такая проблема?

– Раньше мы договаривались с местной турбазой, чтобы они нас пустили в свой туалет. Но сейчас они отказывают. Вся проблема в откачке [стоков]. Автомобильной дороги сюда нет, а по льду машинам ездить запрещено. Так что проблема действительно серьезная: за зиму такой переход совершают десятки тысяч туристов.

– А вообще какие разрешения необходимо получить, чтобы организовать такой поход? 

– Мы регистрируем группу в Байкальском поисково-спасательном отряде МЧС. Сейчас спасатели знают, что группа находится на берегу. Я должен отзвониться, когда мы выйдем на лед, а затем еще раз в 15 часов. Если произойдет какой-то несчастный случай, они готовы быстро выехать. 

Кроме того, так как часть маршрута проходит по территории Прибайкальского национального парка, каждому участнику необходимо получить разрешение на посещение. Для этого мы и собирали взносы. Я оформил групповое разрешение на всех. В итоге при прохождении контрольного пункта группа шла практически без остановки, что позволило не так сильно растянуться.

Артем заранее оформляет группу, поэтому проход через кордон нацпарка занимает не более 10 минут
Артем заранее оформляет группу, поэтому проход через кордон нацпарка занимает не более 10 минут

– А бывают сильно отстающие, кто не успевает дойти к моменту отправления электрички из Слюдянки?

– Чтобы таких не было, у нас есть волонтеры. Они идут замыкающими. Иногда бывает, что дети устают. Тогда я прошу спасателей МЧС приехать, забрать детей и довезти до вокзала. И они приезжают. Еще ни разу не было, чтобы кто-то не успел на электричку. 

– Перед походом смотрите прогноз погоды?

– Да. Вот сегодня мы «проплатили» хорошую погоду. Обещали минус 11 градусов, но потом нам сделали скидочку, и сейчас на улице минус семь (смеется). Погода каждый раз великолепная, ни разу не переносили [поход] еще. Один раз я даже шел по Байкалу в шортах и кроссовках. Фотографии из того похода выкладываю для тех, кто боится замерзнуть. 

А отмены «БайкалШлепТура» случались дважды: в 2021 году из-за сложной ледовой обстановки и в 2022-м – из-за еще бушевавшего ковида. Не хотелось три часа ехать в переполненных вагонах во время пандемии. Зато я сбегал по этому маршруту один. И это было так здорово! Голова не была занята никакими организационными вопросами.  

Часть третья. Прогулки по воде 

Еще не уставшие, согретые ходьбой и весенним солнцем «шлептуровцы» растянулись по байкальскому снегу длинной вереницей. Удивительно, как в походе незнакомые люди вдруг заводят задушевные беседы, вспоминают юность, делятся историями о детях, собаках, поездках, фотографируют друг друга и затягивают песни. Шлепаем по застывшей воде и мы, продолжая расспрашивать Артема об особенностях перехода. 

Традиции «БайкалШлепТура»:
1. Пить чай на середине Байкала
2. Складывать из людей фразу «БайкалШлепТур»
3. Играть в «Я вижу мишку» (правила нельзя раскрывать)
4. Раньше была традиция ходить с воздушными шарами. «Это выглядело празднично, но мне написали экоактивисты и объяснили, почему шарики – это неэкологично. Поэтому мы отказались от этой традиции», – объяснил Артем. 

– В чате участники пишут, что берут с собой пакеты, чтобы надеть на ноги. Зачем?

– Это такой лайфхак на случай, если промокнут ноги. Запасные ботинки тащить тяжело, а вот пару сухих носков и два пакета – легко. Бывает, что в марте реки и ручьи в лесу уже вскрываются, ноги промокают. Тогда можно снять мокрые носки, надеть сухие, сверху – пакеты и затем ботинки. Так нога останется сухой и будет в тепле. 

Одна из любимых традиций похода — строить на середине Байкала живую надпись
Одна из любимых традиций похода — строить на середине Байкала живую надпись

– Какие еще лайфхаки придумали?

– Перед походом я всем рекомендую купить кошки – такие приспособления с шипами, которые надеваются на ботинки, чтобы не скользить. А мой личный лайфхак – угощать всех на берегу своим чаем и бутербродами. Тогда 11 километров будешь идти налегке, – шутит организатор тура. – Так, подождите, мне Дед Мороз звонит...  

Это не розыгрыш. Артему действительно звонит Байкальский Дед Мороз, который уже ждет нас на середине пути между Старой Ангасолкой и Слюдянкой.  

– Будем через полчаса, – отвечает Артем, глядя на часы.

Часть четвертая. Дед Мороз

Через обещанные полчаса на горизонте вырастает знакомая фигура сказочного волшебника. Дедушка со стихами и песнями встречает путников, играет с ними в зимние игры и фотографируется, вызывая восторг даже у взрослых.

– Давно Дед Мороз участвует в туре?

– Мы приглашаем его уже второй раз, и он с удовольствием соглашается, – рассказывает Артем. – Это шикарный Дед Мороз. Он даже по телефону разговаривает, как настоящий волшебник, никогда не выходит из образа. 

– А в этих местах бывает чистый лед?

– Да, в 2020 году на протяжении всего пути не было снега. Мы это знали, взяли коньки, лыжные палки и от души накатались. Вообще чистый лед бывает раз в 4-5 лет. Остальное время здесь лежит снег. Иногда он рыхлый, и идти очень тяжело. А сейчас дорожка натоптанная: просто шагай и любуйся!

Вот мы сейчас идем и не отдаем себе отчет в том, что под нами 300-400 метров воды, что нас со всех сторон окружают потрясающие горы, что уже через пару месяцев на этом месте будет бушевать стихия.

Нужно ценить, что мы можем просто перейти Байкал с одного берега на другой. Попить чай на середине. Встретить Деда Мороза. Это же круто!

Тот самый сюрприз, который поджидает путников на середине маршрута. И это в начале весны!
Тот самый сюрприз, который поджидает путников на середине маршрута. И это в начале весны!

– А вы не думали сделать дополнительные шлеп-туры по другим маршрутам?

– Мне предлагали летом по тому же маршруту, но я отказался... (смеется) Нет, пусть будет один «БайкалШлепТур» раз в год. Иногда обращаются коммерческие организации с просьбой устроить для сотрудников корпоративный переход, но я говорю: «Нет, ребят, просто присоединяйтесь к нам в общий тур».

– Это же бесплатный поход, включающий только символический оргвзнос. На что идут эти 300 рублей? Думали сделать переход платным?

– Оргзнос идет на оформление разрешений нацпарка, проезд в электричке для волонтеров и билетики, которые мы выдаем на память всем участникам. А в остальном люди ведь все делают сами: собираются, идут, веселятся. Все вместе получают удовольствие. Нет, наш тур платным не будет. 

Часть пятая. Домой. 

Утесы Старой Ангасолки становились все менее различимы, зато дома Слюдянки обретали очертания. Полупрозрачный дымок из труб, палатки рыбаков на льду и машины на федеральной трассе виднелись все отчетливее, но приближались очень плавно, как в замедленной съемке. Еще каких-то тысяча шагов – и сотни уставших, одурманенных свежим байкальским воздухом путников ступили на материк.

Показался знаменитый мраморный вокзал Слюдянки и послышался гул поездов.

...Электричка мчит нас в Иркутск уже в сумерках, а затем и в кромешной темноте, какая бывает только под очень звездным небом после самого солнечного дня. Приключение завершается. А домой мы возвращаемся уже немного другими – людьми, которые пешком пересекли Байкал. 

На обратном пути в электричке царит уже практически домашняя атмосфера
На обратном пути в электричке царит уже практически домашняя атмосфера

– Зачем вы вообще это делаете, если гораздо легче и спокойнее шлепать по Байкалу одному? 

– Чтобы люди радовались. И чтобы радоваться вместе с ними. Иногда я вижу, как участники тура заводят здесь друзей и на следующий год приходят вместе. Как формируется целая тусовка походников. Летом они ходят на Витязь, на пик Черского, по ББТ. После «БайкалШлепТур» люди отрываются от дивана и идут гулять. Это же здорово! 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«После

Мировая премьера коллекции Даши Намдакова «Ясновидение» состоялась в Иркутске 12 июня. Мастер лично представил 16 деревянных скульптур-масок из сухой сосны. Почему премьеру коллекции перенесли из Венеции в Иркутск, как вышло, что автор не видел свои работы больше двух лет, и ради какого проекта Даши Намдаков продал дом в Англии?

«После

Поговорили с документальным фотографом, автором нашумевшей выставки «Глубокая вода». В рамках проекта Антон Климов снимал Байкал, его жителей и гостей на протяжении девяти лет. Мы узнали, какие места удивили его больше всего и почему Байкал похож на его тестя.

«После

Как архитектурный музей «Тальцы» связан с геологией? Кто из иркутских ученых подтвердил существование сверхматерика на Земле? Как геологи помогают прокладывать новые ветки метро? Спросили у выпускников геологического факультета ИГУ.

«После

Камчадалка Алиса Воронова и сибиряк Георгий Шевчук стали первыми, кто пересек Байкал с юга на север на собачьей упряжке. За 13 дней команда из двух каюров и 14 собак преодолели 700 км на нарте по льду и снегу. Зачем собакам тапки и попоны, как команда осталась ночевать под открытым небом и что такое голосовое управление упряжки?

«После