Мы запускаем серию материалов о жизни электромобилей в Сибири
Электромобиль часто сравнивают со смартфоном: он тоже включается с кнопки, управляется интуитивно, требует подзарядки и может замерзнуть на холоде. Первый Байкальский запускает серию материалов о «гаджетах на колесах». Вместе с экспертами выясним, действительно ли такой транспорт можно назвать экологичным и экономичным. Спросим у автовладельцев, где зимуют их «электрички» и как переносят суровый сибирский климат. Подберем несколько маршрутов для электрокаров на выходные, в том числе – на Байкал.
Количество электромобилей в Прибайкалье растет в геометрической прогрессии. В 2016 году в Иркутске появился первый электрокар. Через год их стало шесть. К середине 2020 года в городе насчитывалось 843 машины на экологичном топливе, а летом прошлого года – уже 1381.
По данным агентства Bloomberg, Иркутская область стала лидером по покупке подержанных электромобилей в январе-мае 2021 года. За этот период в Приангарье было поставлено 292 электрокара, в то же время в Приморский край – 252, в Краснодарский – 176, в Москву – 163. На сегодняшний день, по оценке Межрегиональной ассоциации по развитию экологичного транспорта, число электрокаров в Иркутской области превышает 2000 единиц.
– По динамике прироста Иркутск впереди планеты всей. Численно нас опережает только Владивосток (хотя, возможно, уже и нет), следом идет Москва, Краснодар, Хабаровск, – подчеркивает Денис Татарников, председатель Ассоциации.
Иркутянин Денис Татарников был одним из «электропервопроходцев»: он пересел с большого дизельного джипа на Nissan Leaf в 2017 году. На тот момент рынок электрокаров в России был довольно ограниченным, поэтому иркутянин заказал Nissan Leaf из Японии. Поставки оттуда были налаженными, логистика и ценообразование – понятными, стоимость автомобиля – приемлемой. К тому же, в 2017 году еще действовал беспошлинный ввоз на электромобили (с 1 января 2022 года пошлину в размере 15% вернули).
Денис признается, что в тот момент им двигало только любопытство, об экологии и экономии не задумывался. Хотя риски были существенные:
– Я не представлял, как машина поведет себя зимой, как я буду ее заряжать и обслуживать. Все мои представления основывались на немногочисленных роликах и статьях в интернете. Я так для себя так решил: если машина не подойдет, буду на ней по деревне ездить, картошку возить.
Покупка электрокара всегда начинается с вопроса: «А где я буду его заряжать?»
– Нужна розетка, которая бы отдавала хотя бы 1,5 кВт, а в идеале – 2,5-3 кВТ. Если такая есть в частном доме, в гаражном кооперативе, на парковке или на стоянке – это замечательно, можно покупать электромобиль, – рассуждает Денис Татарников.
В Иркутске цена на электроэнергию сейчас составляет 1,23 руб/кВт, а в сельской местности и того меньше – 0,86 руб/кВт. Даже если передвигаться на машине много и заряжать ее часто, это незначительно отразится на коммунальных счетах.
– Мы подсчитали, что тратим на электроэнергию 500 рублей в месяц – и это если заряжать машину каждый день, – рассказывает Елена Иванова, владелец электромобиля. – Наверное, на бензин я бы тратила 1500 рублей в неделю, а значит, экономия 5500 рублей в месяц.
Елена живет в частном доме и «заправляется» от обычной розетки. Чтобы зарядить батарею от 0 до 100%, требуется 6-7 часов. Зимой она ставит машину на зарядку каждый день, в межсезонье – раз в 2-3 дня:
– К счастью, у меня не было таких ситуаций, чтобы я «разрядилась» где-то посреди города. Даже когда остается 1% заряда, можно еще долго ехать. Это как у айфона: на 1% заряда можно успеть сделать несколько звонков и запилить пост в Telegram.
Когда заряд батареи становится критически низким, всегда можно заехать на электрозаправку. В Иркутске, по данным 2GIS, открыто уже 22 зарядные станции, средняя цена – 15 рублей за кВт/час. То есть в 15 раз дороже, чем дома.
– Для большинства электрокаров общественные зарядные станции – это «выручайки». Здесь не заправляются регулярно, как на обычных АЗС, – подчеркивает Денис Татарников. – Во-первых, их мало, во-вторых, там есть очередь, в-третьих, они платные. Если заряжаться там постоянно, это будет сопоставимо с расходами на бензин. Поэтому так никто не делает. Кстати, все места зарядки можно найти в приложении PlugShare: там отмечены не только станции быстрой зарядки, но также и кафе, отели, стоянки и сервисы, где за определенную плату дают доступ к розетке.
Скорость зарядки, расход электроэнергии и запас хода (сколько километров машина может проехать на одном заряде батареи) зависят от марки электрокара. Например, расход «топлива» может составлять от 10 до 60 кВт/час на 100 км. А запас хода варьируется от 100 км (у стареньких Nissan Leaf) до 600 км (у новеньких Tesla).
– Мой первый Nissan Leaf был 2014 года выпуска. Спустя два года я поменяла его на «лиф» 2017 года. Он более стильный и редкий, но самое главное – запас хода составляет уже не 120 км, а 275 км, – рассказывает Елена Иванова.
– Как показали исследования компании Nissan, более 50% водителей не проезжают в день и 40 км. Дом, работа, детский сад, магазины – вот и весь маршрут, поэтому для жителей небольших городов электромобиль крайне интересен, – говорит Денис Татарников. – Даже в пробках стоять приятнее: летом электрокар ничего не потребляет, разве что на кондиционер.
А вот зимой расход энергии увеличивается как минимум вдвое. То есть заряжаться придется чаще, а ездить – на более короткие расстояния. И это не единственная трудность, с которой владельцы электрокаров сталкиваются зимой.
«Выдержит ли машина 40-градусные морозы, на сколько сократится запас хода и какой тюнинг понадобится?» – этим вопросами задавался каждый владелец электромобиля в преддверии первой зимы.
– В Иркутске были случаи, когда при -40 градусах машина замерзала в буквальном смысле слова и отказывалась включаться. Это связано с тем, что электрокар оборудован литий-ионным аккумулятором, который при температуре ниже -20 градусов защищает батарею и не позволяет ее запитывать, – объясняет Денис Татарников. – Но сразу подчеркну: чтобы добиться замораживания батареи, нужно пару суток продержать машину на улице на морозе. Это не массовая проблема.
Тем не менее местные Кулибины быстро придумали, как не допустить замораживания батареи. Первым делом начали утеплять ее. В ход пошли простейшие стройматериалами – например, вспененный полиэтилен, которым обшивают здания. Затем мастера смекнули, что раз у машины есть доступ к розетке, то можно протянуть саморегулирующийся греющий кабель и сделать «теплый пол» для батареи.
Помимо обогрева аккумулятора требуется еще и обогрев салона. А печка, разумеется, работает от заряда батареи, тем самым еще больше уменьшая запас хода. Чтобы избежать этого, владельцы электрокаров стали использовать автономные отопители.
– На обычные авто давно разработаны дополнительные обогреватели салона, которые работают от традиционного жидкого топлива (дизель или бензин). Их стали устанавливать и в электрокары, такой тюнинг обходится в 20-25 тысяч рублей в сервисе, – приводит цифры Денис Татарников. – Смысл такой: в электроавтомобиле устанавливается небольшой бак топлива на 5-10 литров, от которого отапливается салон. Расход небольшой: бака хватает на две недели.
– Первый Leaf у меня жил на улице. Вместе с ним [при покупке] шел и подогрев батареи, и подогрев салона (так называемая Webasto), – делится опытом Елена Иванова. – У второго Leaf нет ничего этого, он спокойно ночует в неотапливаемом гараже. Зимой ни разу не подвел.
Установка автономной системы обогрева – это тот редкий случай, когда владельцу электрокара приходится ехать в сервис. Техническое обслуживание таким машинам практически не требуется.
– Ни с первым, ни со вторым «лифом» я ни разу не была в СТО. Как говорит мой муж, «скучная машина, даже отремонтировать нечего», – смеется Елена Иванова.
– С электромобилем не нужно приезжать в сервис через каждые 10 тысяч км и отдавать 8-20 тысяч рублей на масло, фильтры, прокладки. Да, замена салонного фильтра требуется, но это копейки. Все обслуживание сводится к тому, что раз в 50-60 тысяч км необходимо поменять масло в редукторе. С этим любой сервис справится. Элементы подвески выходят из строя так же, как у обычного автомобиля, все легко и элементарно ремонтируется, – перечисляет Денис Татарников. – Самое частое, что вам придется менять – это жидкость для омывания стекол.
Но нельзя забывать, что электрокар устроен совсем иначе, чем обычный автомобиль. И когда возникает проблема по электротехнической части, помочь смогут далеко не в каждом СТО. Сейчас в Иркутской области открылось немало специализированных сервисов для электрокаров, но хорошие специалисты по-прежнему на вес золота.
– Поломки на ДВС (двигателе внутреннего сгорания – прим. ред) встречаются гораздо чаще, там сотни узлов и деталей, а электродвигатель устроен проще и гораздо надежнее, – отмечает Денис Татарников. – Кстати, Nissan Leaf дает гарантию на аккумулятор до 8 лет. Это говорит о том, что производитель высокого мнения о своей тяговой батарее. Ведь это не «пальчиковая» батарейка, которую прикрепили к машине – это «сердце электрокара», серьезный технический блок. Несколько сервисов в Иркутске уже делают перепаковку батареи – то есть меняют старые внутренние элементы, в результате емкость батареи значительно увеличивается.
Сейчас у Дениса Татарникова уже пятый по счету электрокар. Сначала он сменил несколько моделей Nissan Leaf, затем взял BMW i3, а в декабре 2021 года купил китайский электрокар – полноприводный кроссовер BYD Tang. Емкость батареи у него более 80 кВт/час, а прогнозируемый пробег летом – около 500 км.
– Почти все электрокары напичканы какими-то новинками. Бесключевой доступ, камеры заднего хода и кругового обзора, круиз-контроль, автопилот – это уже воспринимается как обязательный атрибут. Есть возможность управления с пульта: например, если машину «заблокировали» и водитель не может сесть за руль, электрокар сам выедет с парковки, – объясняет Денис Татарников. – Друзья первое время шутили, что это гаджет на колесах. Так и есть. Электроавтомобиль работает и передвигается бесшумно. Легко ускоряется и первый стартует со светофора. И визуально всегда выделяется из общего потока.
Где удобно заправляться электричеством и куда можно рвануть на выходные на электрокаре – читайте в следующем материале Первого Байкальского.
Байкал – это не только самое глубокое озеро мира, но и гигантский кинопавильон под открытым небом. Здесь снимали знаменитые комедии, научно-популярные сериалы, документальное кино, французские и советские драмы. Запасайтесь попкорном — мы нашли 15 фильмов на 28 часов просмотра! Кстати, многие из них можно посмотреть онлайн бесплатно.
В то время как вся молодежь стремится в мегаполисы – они сознательно переезжают в глубинку. Пока другие выпускники спешат покончить с учебой – они, наоборот, возвращаются к школьной доске. Мы поговорили с выпускниками Педагогического института ИГУ и узнали, что заставляет их перебираться из Иркутска в деревни и поселки Прибайкалья, какие «плюшки» они получают к зарплате и где сегодня готовят будущих педагогов.