Вы когда-нибудь задумывались, как люди путешествуют с лошадью? Не на лошади, а именно с лошадью. Недавно иркутские спортсмены Порошины вернулись со всероссийских соревнований в Москве. Мы выяснили, как они добирались до столицы в крепкие морозы с жеребцами в прицепе, сколько наград привезли и какую роль во всей этой истории сыграл спасенный Эн+ ипподром «Байкал».
Соревнования по конному спорту проходят в разных уголках страны. Чтобы принять в них участие, всадникам необходимо добраться до стартов самим и привезти своего верного напарника – лошадь. Порой путь от дома до места проведения турнира оказывается даже более захватывающим, чем сами соревнования. Как свозить двух породистых жеребцов в Москву в лютые декабрьские морозы и привезти с собой целую россыпь наград? Об этом нам рассказала семья Порошиных, прославившая Иркутскую область на всероссийских соревнованиях в столице.
Семья Порошиных известна в мире российского конного спорта. Супруги Александр и Анна – основатели конно-фехтовального клуба «Бретта». Она – тренер и иппотерапевт, он – чемпион России по арт-фехтованию и президент Федерации конного спорта Иркутска.
– Мы же все выращены на «Робин Гуде» и «Трех мушкетерах». Это такая романтика: балы, танцы, гитары, конный спорт, фехтование, – рассуждает Анна.
В 2007 году Александр и Анна создали фехтовальный клуб, а в 2014-м добавили к нему приставку «конно». Тогда же семья приобрела первых скакунов. Сегодня у Порошиных 15 ухоженных любимцев, а их «Бретта» – самый большой клуб иркутского ипподрома «Байкал». В нем занимаются свыше 70 человек, в том числе дети Порошиных.
На крупных соревнованиях часто звучат имена их старших дочерей, Ксении и Алины. Младшие – Валентина и Михаил (им 14 и 16 лет) – тоже уверенно держатся в седле. В декабре 2023 года Порошины снова всех удивили. Не только количеством наград, привезенных Ксенией и Алиной со всероссийских соревнований по конкуру «Виват, Россия!», но и отважным путешествием на автомобиле через всю страну с двумя конями в прицепе.
«Конюшня – это край чудес: на час зашел, на день исчез», – улыбаясь, предупреждают гостей Анна и Александр Порошины. Первым делом идем знакомиться с 26-летним Бегуном, которого они ласково зовут Бяша.
– Вы потрогайте, какая у него мягкая шкура, не бойтесь, он у нас очень общительный, – подводит Анна к спокойному буденовцу с огромными глазами. – Этот конь до сих пор один из лучших наших спортсменов. Скольких всадников он выучил, не сосчитать! Вот, дайте ему сахарок, видите, он просит!
В предвкушении лакомства Бегун грациозно вытягивает переднюю ногу. Чувствую горячее дыхание на ладони, с которой мгновенно исчезает кубик рафинада.
Следом идем угощать главных героев репортажа. Темпераментный 9-летний Покер – наполовину чистокровная английская верховая, наполовину американский рысак – и Водопад М, статный красавец ганноверской породы. Лишь после знакомства с породистыми спортсменами Порошины приглашают в тренерскую – пить чай и слушать.
Ехать на соревнования в Москву Алина и Ксения Порошины вовсе не собирались, в это время они должны были выступать в Новосибирске или Иркутске. Когда соревнования отменили, Порошины нацелились на турнир в Челябинске. Стали собираться, но оказалось, что одному из жеребцов не хватает обязательной прививки. И лишь тогда осознали: успевают только в столицу, где всероссийские соревнования по конкуру проводит один из самых крупных и известных в стране конно-спортивных клубов «Виват, Россия!».
– Стали собираться в путь. Загнали в сервис наш «Одиссей» 1999 года выпуска. И начали готовить к дальней дороге коневоз. Это уже четвертая его модификация, – объясняет Александр.
Коневоз – прицеп, оборудованный для перевозки лошадей, – Александр собрал сам. Сначала конструкция вмещала одну лошадь. Затем глава семьи сделал повозку двухместной. Перед декабрьским путешествием коневоз подготовили к морозам.
– Мы его утеплили изнутри. Обтянули строительным материалом. С одной стороны там вспененный полиэтилен, с другой – серебристая пленка, которая отражает тепло. Убрали все щели, откуда могло поддувать. Перебрали подвеску, усилили рессоры, чтобы грузоподъемность соответствовала двум этим «слонам». Общая масса двух лошадей примерно 1100 килограммов, – рассказывает Александр.
В автопутешествие до Москвы отправиться по плану должны были Александр и Алина. Ксения добиралась на самолете. То, что происходило дальше, достойно сюжета приключенческого фильма...
– Мы выехали, но под Усольем у нас сломалась коробка передач. Пришлось вернуться в Иркутск. Снова поставили машину в сервис. Три дня искали исправную коробку, – продолжает Александр.
– Не зря говорят, что приключения – это правильно понятые неприятности, – улыбается Анна. – Нужно понимать, что спортсмены не могут приехать в день соревнований. Нужно, чтобы лошадки отдохнули, привыкли к новому месту. Плюс перед стартами необходимо пройти ветеринарную выводку (оценку готовности лошади к выступлению. – Прим.ред).
Чтобы успеть на соревнования, Порошиным пришлось искать второго водителя, отозвался друг семьи. До первой большой остановки – Челябинска – доехали за двое с половиной суток. Там лошади почти сутки отдыхали в конюшне.
– Лошадь может ехать стоя достаточно долго, даже спокойно спать. Нужно только ненадолго останавливаться раз в 4-5 часов, чтобы они могли сходить в туалет. Потому что в пути кони держат равновесие и не могут расслабиться, чтобы сходить по-маленькому, – поясняет Александр. – Поим мы их прямо в коневозе. Сено они на протяжении всего пути щипают из рептуха. Это такая сетка, похожая на огромную авоську.
Внутри коневоз устроен довольно просто. Есть передняя дверь для кормления лошадей и откидной трап сзади, по которому скакунов заводят внутрь. На время пути в передней части устанавливают планку – грудные упоры, на которые может опираться лошадь. Внутри коневоза лошадей привязывают так, чтобы они не могли мордами дотянуться друг до друга – во избежание конфликтов. Покера и Водопада разделяла невысокая перегородка.
– С собой в дорогу мы взяли 10 тюков сена, каждый размером примерно 90х50х40 сантиметров. На пять дней пути им хватило семи кубиков, три осталось, – ведет подсчеты Александр.
Дорога до Москвы заняла у Порошиных пять суток. Обратно ехали уже не торопясь – девять суток. Фото из архива семьи
Когда Порошины покидали Иркутск, столбик термометра держался на отметке -35 градусов даже днем. Морозы догоняли их и в дороге. Тепло стало только в Москве, но перед этим семья попала в ужасный снегопад и застряла в большой пробке перед Нижним Новгородом. А вот температура внутри коневоза всю дорогу была плюсовая. К тому же ехали Покер и Водопад в одежде – флисовых попонах.
– Вы представьте: в маленьком коневозе две огромные «печки» температурой 38 градусов каждая и весом почти тонну. Они сами себе отапливали помещение, – смеется Анна.
Когда на заснеженной трассе машине немного тряхануло, Покер умудрился упасть и пробить ногой бок коневоза. Сам конь не пострадал, его подняли и поехали дальше.
– Вижу, из коневоза торчит нога – он так психовал и затыкал пробитое отверстие, – рассказывает Александр.
На новой, едва открывшейся автодороге, где еще нет инфраструктуры и заправок, Александру пришлось экстренно искать, чем починить стену коневоза. На одной из строящихся АЗС спортсменам помог земляк – мужчина из Ангарска поделился куском фанеры. Так и устранили сквозняк, нервирующий Покера.
В попонах Водопад и Покер ходили с осени. Одевали их для того, чтобы кони не обросли густым зимним мехом. Иначе выступать на крытом манеже скакунам было бы слишком жарко.
В Москву Порошины прибыли каким-то чудом за три дня до стартов. На соревнованиях Алина, Ксения, Покер и Водопад взяли пять наград. На счету сестер – золото в категориях 100, 105 и 120 см (высота барьера. – Прим. ред.), серебро в категории 110 см и бронза на 115 см.
С турнира в Москве Ксения и Алина привезли целую россыпь наград: три золота, серебро и бронзу. Фото из архива героев
Ученики и коллеги Порошиных с трепетом и восхищением наблюдали за путешествием. Теперь ясно: полный приключений путь через зимнюю Россию заслуживает еще одного золотого кубка и уже вошел в историю конного спорта Иркутска.
– Таких результатов не ожидали и сами девчонки. Для Алины это вообще были первые всероссийские соревнования, – с гордостью говорит Анна Порошина.
К трудностям и неприятностям Порошины относятся легко и, возможно, поэтому умеют их преодолевать. Но было время, о котором семья вспоминать не любит.
Иркутский ипподром несколько лет находился в состоянии банкротства и был на грани закрытия. В 2019 году ситуация обострилась до предела – землю решено было продать. Тогда Анна Порошина с семьей решила присоединиться к команде защитников ипподрома и бороться за дело всей жизни.
– Я стала собирать подписи в защиту ипподрома, согласовывать и проводить митинги, звать прессу, водить сюда экскурсии, чтобы как можно больше людей узнали о том, что у Иркутска отнимают важный спортивный объект с историей! Решила так: если приедут бульдозеры и попрут на конюшню, я буду знать, что сделала все, что могла.
Иркутский ипподром – уникальный конно-спортивный центр. Официально его история началась в 1900 году, хотя первые конные состязания прошли на этой территории еще в 1858-м. За это время здесь были установлены десятки всесоюзных и всероссийских рекордов.
Благодаря упорной борьбе активистов к вопросу о сохранении объекта подключились общественники, эксперты и компания Эн+, основанная Олегом Дерипаской. Именно она взяла шефство над ипподромом, пожалуй, в самый важный момент за всю его историю. Территорию отстояли и дали новое новое имя – «Байкал».
Про спасение ипподрома и его новую историю даже снят фильм. Посмотреть его можно по ссылке.
На спасенном ипподроме появились новые гостевые конюшни, трибуны, соревновательные барьеры и входная группа. Сейчас здесь тренируются сотни спортсменов. «Байкал» принимает городские, областные и межрегиональные соревнования.
– Конный спорт воспитывает характер, наверное, поэтому мы и не сдались, – рассуждают Порошины. – Когда человек учится тому, чтобы совладать с животным, которое в 10 раз его тяжелее и сильнее, развиваются навыки самообладания и быстрого принятия решений в экстремальной ситуации.
На финальный вопрос, отправились бы в такое путешествие Порошины снова, Александр не задумываясь отвечает:
– Так мы и отправимся, скоро же сезон начнется. Вот только коневоз нужен побольше. Не самодельный прицеп, а грузовик. Так мы сможем возить на соревнования большую команду и наконец разбить стереотип, что побеждать можно, тренируясь лишь в столице. У нас тоже есть чемпионы!
Еще больше удивительных историй, редких фактов и лайфхаков для путешествий по Байкалу – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Как познакомились «угонщики» льдины на Байкале? Чья любовь переросла в бренд байкальских подарков? Кому Байкал «нагадал» отношения длиной в четверть века? Вместе с мобильным оператором T2, который обеспечивает регион надежной (как отношения наших героев) связью, рассказываем истории любви на Байкале.
Угадайте, кто из наших авторов прятался в ванной от Деда Мороза? Кто подхватил вирус от песни «Снежинка»? Кто каждый год менял амплуа в новогодних спектаклях, при этом не меняя платья? Мы решили поделиться с читателями историями о том, как мы отмечали Новый год в детстве. Наши воспоминания оказались теплыми, трогательными и смешными.