«Первый Байкальский» стал первым СМИ, журналисты которого несколько дней провели на крупнейшем месторождении Восточной Сибири с работниками ИНК-ТКРС. Рассказываем в карточках, как устроены дома на колесах для вахтовиков, откуда в тайге мороженое и сало, сколько получают вахтовики и как они готовятся ко встрече с медведем.
В Иркутской области есть несколько крупных месторождений, на которых круглосуточно работают тысячи человек. В разработке Иркутской нефтяной компании (ИНК) ключевыми являются Ичединская и Ярактинская группы месторождений. Если сложить их общую площадь (2851 кв. километр), она превысит площадь Москвы! По аналогии с устройством любой страны на месторождении есть своя столица – в данном случае вахтовый поселок Яракта, а есть и провинция – небольшие поселки на «кустах». Мы побывали в одном из таких мест и привезли 10 ошеломительных фактов про передвижную сауну, заботу о нефтяных скважинах и зарплаты вахтовиков-кочевников.
Представьте себе ручей, который бьет из-под земли где-нибудь в горах Восточного Саяна. Вода устремляется вниз, где встречается с еще одним ручейком, а затем сотнями и тысячами других. Точно по таким же законам природы работает и нефтяное месторождение.
Тонкий нефтепровод с одной скважины соединяется с десятками других и образует настоящую нефтяную реку, закованную в стальную трубу. Если посмотреть на нефтепровод с высоты птичьего полета, то все месторождение будет напоминать один большой куст, где каждая ветка ведет к скважине.
И каждая из них – это результат огромной работы проделанной геологами, бурильщиками и конечно, ремонтниками.
Процесс «рождения» нефтяной скважины – дело невероятно сложное. Сначала на месторождении проводятся геологоразведочные работы. Ученые исследуют пласты земли и оценивают предполагаемый объем нефти под землей. Затем в дело вступают бригады бурения, которые несколько месяцев бурят скважины, глубина которых может достигать три километра. Когда скважина готова, на месторождение приезжают бригады текущего и капитального ремонта скважин (ТКРС).
Рабочая скважина уходит вниз на глубину около 3 км. На последнем фото – колтюбинговая установка. Ее название можно дословно перевести как колонна гибких труб («coiled tubing»). Фото: ИНК
Если говорить простым языком, то сотрудники ТКРС делают так, чтобы нефть со скважины попадала трубу. Если говорить более сложным, то в их задачи также входит работа по восстановлению скважин, ликвидации аварий, подъему и спуску оборудования. Даже консервацией полностью отработанных скважин занимаются сотрудники ТКРС. Так что они являются свидетелями полного жизненного цикла каждой скважины.
На сегодняшний день из 39 бригад КРС, которые трудятся на месторождениях ИНК, четыре работают на установке колтюбинга. Колтюбинг – это одна из самый прогрессивных и новых технологий по ремонту скважин. При работе с ней используется самое современное оборудование, а люди, выполняющие операции с гибкой трубой, обладают уникальными компетенциями и опытом.
Работники ТКРС – одни из немногих сотрудников ИНК, которые живут и работают в передвижных поселках.
В столовой бригада готовит себе еду, встречается после смены. В сушилке, помимо помещения, где можно высушить одежду, также находится сауна. По отзывам вахтовиков, сауна – лучшее средство от простуд. Нередко люди трудятся по 12 часов на открытом воздухе при температуре -35 градусов. Справляться с низкими температурами также помогают теплые кабины бурильщика, которыми оборудованы новые подъемные установки.
Вагончик вахтовиков напоминает автодом для путешествий: внутри есть кухня, спальня и даже сауна. Фото: ИНК
В вагончике «Мастер» живет и работает мастер бригады. В вагон-доме «Вахта» стоят кровати: здесь отдыхают бурильщики, помощники бурильщиков и машинисты.
Путешествовать по работе и работать в путешествии – то, о чем мечтают многие. А бригады ТКРС так и живут. Два-три раза в месяц они получают новое задание и отправляются в путь. Точнее, сначала собирают весь свой инструмент, закрепляют в вагончиках все, что может упасть или разбиться, прицепляют их к грузовикам, а переезжают на новую скважину и вновь обустраивают лагерь.
Так вахтовики готовятся к очередному переезду. Собирают весь свой скарб и цепляют вагончик к грузовику, чтобы переместить его на другую кустовую площадку.
Расстояние между кустовыми площадками может превышать 100 километров. В таком кочевом образе работы есть большой плюс – скучно здесь точно не бывает.
Жизнь и работа вдали от цивилизации накладывает свой отпечаток на многие вещи. В тайге нет магазинов, сюда не привозят готовые блюда из столовой вахтового поселка. Тогда как накормить бригаду, состоящую из девяти человек?
Для этого на месторождении придумана следующая схема: раз в неделю вахтовики звонят в Усть-Кут и оставляют заказы на необходимые продукты. Это может быть что угодно, даже мороженое! Запрет только один – алкогольные напитки.
Кстати, каждому работнику ИНК на питание выдается 1500 рублей в сутки! Эти деньги являются надбавкой и не высчитываются из зарплаты сотрудника.
Как ни крути, вахта – сложный метод работы. Сотрудники бригады целый месяц (а то и больше!) проводят друг с другом 24 часа в сутки. Конечно же, людям необходима разгрузка и отдых. И здесь как нельзя кстати приходится интернет, который есть на многих кустовых площадках.
После смены рабочие могут пообщаться с родными и друзьями, посмотреть видео на YouTube или просто скачать себе новую книгу. Хотя, признаемся, для чтения времени здесь практически не остается.
Один из самых необычных документов, содержание которого должны знать все вахтовики, называется инструкция ОИ-3. За этой аббревиатурой скрываются правила безопасности при встрече с медведем.
С разрешения Иркутской нефтяной компании цитируем некоторые пункты:
«Пункт 3.5. Ни в коем случае НЕ БЕГИТЕ. Вы не сможете убежать от медведя. Этот зверь принимает бегущее от него животное за жертву и с легкостью убивает в 90% случаев из 100. Часто медведи запугивают, не пытаясь совершить нападение. Продолжайте махать руками и разговаривать с медведем. Если медведь подошел слишком близко, повысьте свой голос и станьте более агрессивными. Стучите в любые емкости, металлические предметы. Никогда не имитируйте рычание медведя и не кричите пронзительно. Медленно размахивайте руками в воздухе, держа руки с чем-нибудь как можно выше над головой, визуально увеличьте свои размеры, подавая при этом голос – кричите, говорите».
Несмотря на все описанные выше плюсы, не стоит идеализировать вахту. Работа по текущему и капитальному ремонту скважин – невероятно тяжелый труд. Тридцать пять дней по 12 часов в сутки без выходных и праздников рабочие выходят на улицу и делают свое дело. Все бригады работают в две смены.
Вахтовая работа – это не отпуск. Работать приходится каждый день, без выходных, по 12 часов в сутки. Фото: ИНК
Бывает, что молодые сотрудники не выдерживают и недели такого режима работы. Тем не менее, подавляющее большинство остается. «Сложно первую неделю, затем привыкаешь и вахта начинает нравиться», – признался помощник бурильщика.
Зарплата в бригаде ТКРС зависит от должности работника. Например, максимальную сумму получает мастер по ремонту скважин – до 400 000 рублей. Примерно 320 000 рублей платят бурильщику, 280 000 – помощнику бурильщика шестого разряда. Меньше всего получает помощник бурильщика пятого разряда – 250 000 рублей. Но эта должность является самой первой ступенью в карьере нефтяника, и очень быстро работник переходит на более высокооплачиваемую должность.
В указанную сумму уже входит оплата ночных часов и вахтовой надбавки, а также НДФЛ. Кроме того, для бригад ИНК-ТКРС действует прогрессивная шкала премирования: при высокой производительности есть возможность дополнительно увеличить свой доход.
Еще один инструмент мотивации – ежемесячный рейтинг бригад, пять лидеров которого получают дополнительную премию от 5 до 20%.
По итогам года каждого ждет приятный бонус – 13-я зарплата. Также сотрудникам ИНК оплачивается полис ДМС и санитарно-курортное лечение, а еще они могут рассчитывать на заботу компании при возникновении трудных жизненных ситуаций.
Практически все, кто сегодня занимает высокие должности в Иркутской нефтяной компании, начинали свою трудовую деятельность, как говорится, «с полей». На одной из кустовых площадок мы встретились с Дмитрием Зотовым, начальником центральной инженерно-технологической службы.
Более 20 лет назад он устроился работать помощником бурильщика 4-го разряда в ТКРС. Уже через год Дмитрий получил повышение, а затем еще следующее и следующее. Сегодня он – руководитель всего Ярактинского месторождения. Но несмотря на высокую должность он до сих пор общается с коллегами из своей первой бригады. Говорит, что «в нефтянке по-другому нельзя».
► Если вы вдохновились работой нефтяников-кочевников и хотите попробовать свои силы в нефтяной промышленности, посмотреть все вакансии ИНК-ТКРС можно на сайте www.irkutskoil.ru.
Реклама
ООО «ИНК-ТКРС»
Еще больше интересных мест, удивительных фактов и лайфхаков для путешествий – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Если вы думаете, что социологи – это люди с анкетами в руках и вопросом во взгляде, вы сильно недооцениваете их профессию. Современные социологи ведут большую невидимую работу, наблюдая за людьми, их паттернами поведения и отношениями в разных слоях общества. Мы задались вопросом, кто и как исследует общество, и пошли за ответом к выпускникам Института социальных наук ИГУ.
В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроили тест-драйв новому «китайцу» и проверили его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.