Сибирская семья Клочковых вместо «двушки» в Новосибирске купила яхту «Леди Мэри» и уже 8 лет путешествует под парусом. Завершая вторую кругосветку, экипаж проехал через Иркутск и рассказал о своих странствиях
В копилке у Клочковых уже много рекордов. Они первыми совершили самое южное в истории кругосветное плавание с детьми. Это единственная в мире семья, достигшая Антарктиды под парусом. Клочковы являются членами Русского географического общества и номинантами Книги рекордов России.
Состав экипажа: Андрей (капитан корабля и глава семейства), Марина (старший помощник капитана и по совместительству мама), старший матрос Анастасия (21 год), юнга Лада (11 лет). Вместе они обогнули Землю два раза, посетили все материки, гостили у полярников, удирали от акул на экваторе и пять раз пересекали океаны нон-стопом. В финальной части кругосветки, во время автопробега из Владивостока в Новосибирск, команда проехала через Хабаровск, Читу, Улан-Удэ, Иркутск. 23 мая они вернулись домой после восьми лет странствий и тем самым завершили свое второе кругосветное путешествие.
Марина с детства зачитывалась книгами Жюля Верна и уже в десять лет загорелась мечтой совершить кругосветное путешествие. Но к 30 годам ее жизнь была далека от приключенческого романа: дом, работа, дети. Ее муж Андрей в то время руководил бизнесом и даже не мыслил о дальних странствиях.
Андрей: Я не занимался в детстве парусным спортом, я пришел в яхтинг после 30 лет. Мы с Мариной путешествовали по Таиланду и увидели на пальме прибитую бумажку, на которой было нацарапано по-английски: «Возьму в экипаж парусной яхты 2-4 человека, еда и топливо в складчину, пойдем на Филиппины». В тот момент я подумал: «А что, так можно было?» Живя посреди России, в Новосибирске, мы даже не подозревали, что такой мир существует.
Клочковы посмеялись, что лет через 20-30 выйдут на пенсию, купят лодку и отправятся в кругосветку. Но в итоге уже через пять лет они переехали жить на собственную яхту.
Андрей: Мой главный успех в карьере – то, что в 34 года я «вышел на пенсию». Мы просто взяли и остановились. Вместо того, чтобы переехать из Новосибирска в Москву, открыть там офис (к этому были предпосылки) и увеличить доход в сто раз, мы перебрались в деревню с население 2500 человек. Большую часть бизнеса я просто раздал людям, с которыми вместе начинал. Понял, что не смогу больше этим заниматься.
На это была серьезная причина: старшая дочь Настя сильно болела, у нее диагностировали тяжелую бронхиальную астму. Поэтому Марина и Андрей решили сбежать от городской жизни в климат Горного Алтая, стали проводить больше времени вместе, дарить дочери любовь и заботу.
Андрей: Но алтайского климата и любви все-таки не хватало. Поэтому мы стали ездить на море, потом случился Таиланд, записка на пальме, море, яхты – так и закрутилось.
В 2010 году Андрей получил шкиперскую лицензию, отучившись в яхтенной школе в Черногории. Там он познакомился с интересными людьми, стал быстро прогрессировать, участвовать в гонках. В общем, получил концентрированный опыт, который в дальнейшем помог ему принимать уверенные решения на своем судне. Уже в то время у Андрея сложилось четкое понимание, какая лодка нужна им для кругосветного плавания. Так в 2013 году в семье появилась «Леди Мэри».
Андрей: В мой фильтр по финансам попали две лодки: одна в Испании, другая в Бельгии. Я прилетел в Испанию, посмотрел яхту, на первый взгляд понравилась. Провел в ней трое суток – и в Бельгию даже не полетел.
«Леди Мэри» – это двухмачтовый кетч, модель Nauticat-40, 1988 года постройки. Длина яхты – 12 метров, а максимальная ширина – четыре. Для длительных океанских плаваний Андрей дооборудовал ее сам (например, поставил солнечные панели).
В 2013 году по стоимости яхта была эквивалентна двухкомнатной квартире в Новосибирске. Но вместо квартиры мы купили 40-футовую яхту, в которой было две спальни, два санузла, кухня, гостиная, большая терраса (она же палуба). И весь мир в придачу!
Для Клочковых парусная яхта – это и транспорт, и жилье. Приходя в любую страну, путешественники живут в своем плавучем доме. И у них для этого есть все необходимое.
В камбузе (кухня на судне) есть газовая плита с духовым шкафом, раковина и столы. В шкафчиках хранится посуда и продукты для частого пользования. Остальные съестные припасы лежат в рундуках. Раньше в камбузе был встроенный в стол холодильник, но он сломался пять лет назад.
Андрей: Мы и без холодильника уже привыкли. Сырого мяса на борту нет, только консервы. Запас по продуктам у нас обычно на 6-7 месяцев вперед, так что мы привезли во Владивосток 320 банок консервов.
Марина: Мы уже знаем, что надо брать и когда это съедать. В первую очередь помидоры, огурцы, сливы, персики. Из фруктов дольше всего живут яблоки и апельсины. У нас сейчас в машине лежат яблоки, которые мы купили на Таити три месяца назад.
В кают-компании Клочковы устроили учебный класс. Стол-парта трансформируется в кровать, где при желании могут спать двое, но только на стоянке или левом галсе (движение судна относительно ветра). Под детскую комнату приспособлена носовая каюта. Она похожа на суженое купе поезда, только без стола. Два односпальных места внизу и верхняя полка – третье спальное место. На ней у детей шкаф и домик для кукол.
Кормовая каюта – это полноценная спальня с потолком в полный рост и двуспальной кроватью. Кровать с обеих сторон ограничена бортами с рундуками, поэтому падать с нее некуда. В каюте есть туалетный столик, шкафчики и рундуки, набитые едой и одеждой.
Рубка – это эпицентр яхтенной жизни. В холода это и столовая, и гостиная с кинозалом, и кабинет. В рубке семья принимает гостей, работает, музицирует на гитаре или синтезаторе.
Андрей: Предвосхищая вопрос про доходы. У нас осталось чуть-чуть коммерческой недвижимости в Новосибирске, там сдается пара офисов и склад – это наша базовый доход. Плюс мы построили дом в Горном Алтае, который тоже сдаем туристам, а Марина ведет блог, пишет для «Моей планеты» и «Yaht Russia». Живем достаточно скромно, но в океане много денег и не нужно. Мы общались с разными путешественниками, все сходятся на том, что в месяц достаточно 500 долларов на человека и 500 долларов на яхту. На нормальные продукты и мелкие поломки.
На карте мира Клочковы нарисовали две опоясывающие линии: синюю и красную. Синяя – это маршрут первой экспедиции: на запад, по суше и теплым морям. Она началась в Черногории в ноябре 2014 году и завершилась вот только сейчас, 23 мая 2022 года. Красная линия – это рекордное кругосветное плавание: на восток, через три Великих мыса, совершенное в 2018-2021 гг.
Марина: Все началось в ноябре 2014 года, мы вышли из Черногории в кругосветку по теплым широтам, шли четыре года до «перекрестка» в районе острова Таити (показывает карту). И как раз после Таити началось все самое интересное: настоящие приключения и старт второй кругосветки. 22 ноября 2018 года мы пошли по красной линии. Это никакой не сверхсложный маршрут. Это такая «старая смоленская дорога» для всех, кто водит круизы в Антарктиду. Только круиз стоит от 7 тысяч евро, и это одна из мотиваций, почему мы отправились на парусной яхте самостоятельно.
Почему Клочковы прервали первую кругосветку и вдруг начали вторую, повернув в обратную сторону? Дело в том, что они «опоздали» в Новую Зеландию, там начался сезон ураганов. Поэтому решили взять курс на юг и отправиться в первое кругосветное плавание через Великие Мысы и Антарктиду с детьми. Три Великих мыса – это мыс Горн (Чили), мыс Доброй Надежды (ЮАР), мыс Луин (Австралия). Их прозвали Великими за высокую концентрацию штормов, аномальных волн и течений.
Новый 2019 год семья встретила на Океанском полюсе недоступности. Это точка в Мировом океане, равноудаленная от какой-либо суши. Через 19 дней Клочковы прошли «великий и ужасный мыс Горн», который считается самым штормовым местом планеты.
Марина: Точка невозврата наступила именно здесь. После этого мы двинулись в Антарктиду под парусом. Наш поход совпал с 200-летием открытия континента.
Пройдя пролив Дрейка, Клочковы добрались до станции «Беллинсгаузен».
Марина: На станции находится самый южный действующий храм мира, служба по воскресеньям ведется сразу на двух языках: испанском и русском. Но у батюшки это не основное занятие, вообще-то он работает на полярной станции на бульдозере. На «Беллинсгаузене» мы встретили знаменитых отважных полярных капитанов. Они не разуверили нас идти в Антарктиду, а только дали валенки, сапоги и карты.
Андрей: Наш поход в Антарктиду был самым сложным этапом с точки зрения навигации и технической подготовки. Никогда в жизни я не чувствовал такой усталости, как в эти 3,5 недели. Чувство ответственности круглосуточное. 24 часа в сутки мы несли вахту: независимо от того, идем или стоим на месте. Потому что ветер меняется, лед двигается. Порой ночью приходилось вставать и всем вместе отталкивать льдины, потому что у подплывающего айсберга внизу еще метров пять льда, если под винт попадет – мало не покажется.
В мае 2019 года «Леди Мэри» вошла в состав флотилии, встречающей весельную лодку «Акрос» Федора Конюхова у мыса Горн, где была единственной яхтой под флагом России. Девятого мая Клочковы прошли мыс Горн во второй раз.
После этого был нелегкий переход до Мыса Доброй Надежды, пять штормов, знакомство с пингвинами и китами в Южной Африке. Оттуда Клочковы направились в Индийский океан.
Андрей: Мы переходили его, как парусники старых эпох. Через неделю после выхода из Кейптауна попали в штормовые условия, не сработала трюмная помпа, вода попала в трюм. Когда мы заглянули внутрь, у нас двигатель плавал в воде. Помпу включили, воду откачали, но залило стартер и двигатель, так что весь оставшийся Индийский океан, до самой Австралии мы шли только на парусах, как в старые добрые времена.
Марина: А когда мы добрались до Австралии – это было 18 марта 2020 года – началась пандемия. Через два дня Австралия закрыла границы. Мы застряли в очень дорогой стране, у нас забрали провиант (по правилам забирают все, что может прорасти или перенести жуков), на яхте было много поломок, которые предстояло ремонтировать. К счастью, русская диаспора приняла в свои объятия и как давай помогать изо всех сил!
В Австралии семья планировала пробыть две недели – а осталась на полтора года. Из-за коронавируса. Клочковы потом признались: по совокупности всех факторов это самая комфортная для проживания страна.
Марина: Из Австралии мы перебрались в Тасманию, оттуда начали свой самый длинный изолированный переход – 85 дней – до Французской Полинезии. Обошли Новую Зеландию с юга (см. красную линию), пересекли экватор, спустились обратно и пришли в точку старта в районе острова Таити.
Таким образом, 26 ноября 2021 года сибиряки завершили первое кругосветное плавание через Великие мысы и Антарктиду с детьми. А через три месяца, 28 февраля 2022 года, экипаж яхты «Леди Мэри» вышел с Таити, чтобы «закрыть гештальт» – свое первое кругосветное путешествие. Так как в Тихом океане до сих пор действуют ограничения из-за ковида, Клочковы настроились на плавание нон-стоп. Они шли до Владивостока 57 дней безостановочно. Там они оставили «Леди Мэри» (в октябре семья прилетит ее ремонтировать) и отправились в автопробег до Новосибирска. 23 мая Клочковы вернулись домой – после восьми лет странствий и с двумя кругосветками в кармане.
Места, в которые не удалось попасть?
Андрей: Полярная станция Вернадского (12 миль не дошли из-за льдов). Остров Тристан-да-Кунья. Дважды не попали в Новую Зеландию: в первый раз сезон ураганов помешал, во второй раз – ковид. И половина Тихого океана осталась не исследована: в планах посетить острова Тонга, острова Кука, Фиджи, Новую Каледонию, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы острова.
Самая вкусная кухня?
Настя: Русская, мы по ней все время скучали. По пути во Владивосток думали: приедем, купим себе пельмени и будем их есть целый день.
Марина: Так и получилось. Во Владивостоке нам подарили пельмени и птичье молоко. Первую неделю на завтрак я съедала полкоробки птичьего молока, а на ужин – полкило пельменей.
Как девочки получали образование все это время?
Настя: Мы учимся дистанционно в Географической школе имени апостола Андрея Первозванного, я в одиннадцатом классе, Лада – в пятом. Программу средней школы я уже прошла, мне нужно сдать экзамены, но за границей этого сделать нельзя, только очно в России. В ближайшее время буду этим заниматься, совмещая с работой. В Кейптауне я уже получила профессию: капитанские права начальной степени. Через три недели лечу работать в Арктику, на парусную экспедиционную яхту.
Если вы думаете, что социологи – это люди с анкетами в руках и вопросом во взгляде, вы сильно недооцениваете их профессию. Современные социологи ведут большую невидимую работу, наблюдая за людьми, их паттернами поведения и отношениями в разных слоях общества. Мы задались вопросом, кто и как исследует общество, и пошли за ответом к выпускникам Института социальных наук ИГУ.
В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроили тест-драйв новому «китайцу» и проверили его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.