Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»
© Фото: из архива галереи Бронштейна
30 сентября 2024 #Люди Озера

Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»

Побывали на творческой встрече с известным иркутским художником и автором «Крапивных сказок» Анастасией Кардашовой. Рассказываем, откуда взялся псевдоним Крапива, почему Настя отказывается уезжать из Иркутска и можно ли считать искусством рисование на планшете.

Посетители «Белой вороны» еще летом заметили на стенах кофейни завораживающие акварели – здесь образы девушек сплетаются с природными мотивами и будто растворяются в них. Это иллюстрации художницы Анастасии Кардашовой, известной под псевдонимом Крапива. Она легко жонглирует разными техниками от диджитала до акварели, но ее почерк узнается в каждой. В середине сентября Крапива провела творческую встречу в «Белой вороне», а мы записали ее разговор с публикой. 

Анастасия Кардашова известна в Иркутске как иллюстратор, художник и сооснователь творческой мастерской «Солома». Фото: телеграм-канал @krapiv_no
Анастасия Кардашова известна в Иркутске как иллюстратор, художник и сооснователь творческой мастерской «Солома». Фото: телеграм-канал @krapiv_no
Летом 2024 года ее акварели украсили стены кофейни «Белая ворона» на Карла Маркса. Фото из архива художницы
Летом 2024 года ее акварели украсили стены кофейни «Белая ворона» на Карла Маркса. Фото из архива художницы
Это первая выставка ее работ, созданных руками на бумаге. Фото из архива художницы
Это первая выставка ее работ, созданных руками на бумаге. Фото из архива художницы
До этого Крапива выставлялась в галерее Бронштейна, но с диджитал-иллюстрациями. Фото из архива художницы
До этого Крапива выставлялась в галерее Бронштейна, но с диджитал-иллюстрациями. Фото из архива художницы

– Кем ты мечтала стать в детстве?

– Я всегда знала, что буду рисовать, всегда знала, что буду художником – чем очень обескураживала взрослых, особенно в раннем возрасте. Когда у детей спрашивают: «Кем ты станешь?», они обычно отвечают что-то возвышенное, забавное или очень конкретное. Я уверена, что эти детские ответы зачастую подсказывают, к чему у ребенка есть склонность. Я даже школу воспринимала, как небольшую перемену перед нормальной работой. Мне нужно было пережить 11 классов, чтобы продолжить рисовать дальше. 

– Как твоя семья относилась к твоему увлечению?

– В какой-то момент они перестали во мне это подавлять и, наоборот, направили мой интерес в более конструктивное русло. Что самое странное – они не пытались меня научить чему-то конкретному. Я, например, удачно избежала всяких художек и школ рисования. До сих пор очень благодарна родителям за то, что не приобрела отвращение к рисованию, которое появляется у многих детей. 

Про акварели, выставленные в «Белой вороне», Крапива написала в своем телеграм-канале: «Эти работы были моей терапией, спасением и солнцем. Я рисовала их в самой мутной тьме, назло всем ветрам. Иногда каждый день, как волшебное лекарство. И рада, что в них сияет свет и цвет, радость и сказка. А еще это первая выставка моих живых работ. Руками. На бумаге».

–  Откуда взялся псевдоним Крапива?

– В школе один молодой человек пытался придумать мне ласковое прозвище. Девушка я была суровая, и все его «зайки и солнышки» мне категорически не нравились. Я попросила его включить воображение, но ничего из предложенных вариантов не подошло. 

В какой-то момент он устал, и в разгар спора у него проскочило: «Ну и крапива же ты!» Я сказала, что это мне подходит.

Это прозвище у меня с 16 лет. И я до сих пор думаю, что это то имя, которое помогло мне приобрести уверенность и определенный панцирь. До него я чувствовала себя человеком без кожи, который абсолютно не умеет взаимодействовать с миром. Это имя снижает градус значимости и дает представление о моем характере. 

– Ты получила образование по творческой специальности? 

– Я закончила наш иркутский политех, кафедру краеведческого дизайна. Университет дал мне очень хорошую базу, но также оставил много вопросов, что теперь с этой базой делать. Это тот случай, когда университет дает прекрасные инструменты, но не показывает возможности. В тот момент мне стало понятно, что после обучения нужно действовать вопреки всему тому, чему научили. Потому что жизнь за пределами университета очень сильно отличается от того, что происходило внутри. 

В университете мы учимся встраиваться в систему, а творчество, наоборот, всегда выплескивается за ее границы.

У Крапивы есть так называемые повествовательные работы: они снабжены фразами, шифрами, а иногда и целым рассказом. Фото из архива художницы
У Крапивы есть так называемые повествовательные работы: они снабжены фразами, шифрами, а иногда и целым рассказом. Фото из архива художницы

– Расскажи, как ты пришла к графике? 

– Я очень долго придерживалась мнения, что художник начинает плясать от одной конкретной вещи: либо от цвета, либо от линий. В юности я была человеком, который плясал от графики. Она до сих пор остается для меня родной областью, через которую я могу расслабиться. Графика меня принимает, как родной дом.  

– Как ты относишься к своим старым работам? 

– Я очень люблю свои прежние работы, смотрю и думаю: «Я бы и сейчас сделала это так». У меня нет ощущения, что это что-то устаревшее или неадекватное. Меняются темы, образы, цвета, но я смотрю на картины, как на отдельную личность, будто их рисовал другой человек. 

– Сейчас ты предпочитаешь рисовать в диджитале, почему? 

– Я не люблю техники, которые оставляют грязь – у меня есть такой странный художественный момент. 

Диджитал стал для меня инструментом, который дает возможность прикоснуться к цвету, разным текстурам и при этом не пачкать руки.

А еще – возможность бесконечно править и экспериментировать. Буквально перед встречей мы разговаривали с коллегами о том, можно ли считать искусством рисование на планшете? Я понимаю, с чем связан этот вопрос: старый инструмент требует более глубокого погружения и сложной работы, и вдруг появляется то, что облегчает жизнь и убирает некоторые этапы. Люди, которые их прошли, конечно, за них держатся, но те, кто столкнулся с этим инструментом уже как с данностью, его используют. Это то, что сейчас происходит с нейросетями. 

Фотография1
Фотография2
Фотография3
Фотография4

Выставка диджитал-иллюстраций «Крапивные сказки» открылась в галерее Бронштейна в марте 2022 года и проработала три месяца. Осенью 2024 года эти работы вернулись в пространство галереи: теперь они украшают стены бистро. Фото: Кирилл Конин

– В Иркутске ты родилась и выросла. Что значит для тебя этот город? 

– У меня с этим городом связана длинная семейная история. Еще мои прабабушки и прадедушки жили здесь, а совсем далекие предки где-то в окрестностях. У меня есть подозрение, что самый древний слой родословной тоже где-то лежит здесь. По стечению обстоятельств моя жизнь всегда была связана с Иркутском и окружающей его природой. 

Я много путешествовала, смотрела города, и у меня сложилось личное ощущение: здесь, на этом месте, я всегда сильнее, чем там, где я приезжая. 

– Как отражается характер города в твоих работах?

– В моем творчестве многое связано с Иркутском, но не напрямую. Мне не очень нравится рисовать бабра, нерп и архитектурные достопримечательности. 

А вот маленькие улочки, старые дома, что-то потрескавшееся, довольно хрупкое и тонкое – это время от времени прорастает в творчестве. Городские домишки, лестницы и подворотни. Я их рисую, не опираясь на конкретные референсы. 

Я не всегда понимаю, откуда эти образы взялись. Они как будто существуют во мне: вот есть волосы, ногти – а есть старая крыша и окошечки.

– Байкал повлиял на твое творчество?

– Так или иначе все художники, которые живут в Иркутске, вблизи Байкала испытывают влияние этих мест: через творчество, энергию, сюжеты. Иногда мне кажется, что у Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников. Хочется смотреть на то, о чем человек думает, что он чувствует. Но красота и массивность природы это затмевает, она слишком ясно и чисто звучит. 

– Посвящала ли ты свои работы озеру?

– Их очень много, но я никогда не рисую озеро напрямую. Мне кажется, что обилие зеленого цвета, леса и воды в некоторых моих работах продиктовано именно любовью к Байкалу. 

Фотография1
Фотография2
Фотография3
Фотография4

Работы Крапивы, выполненные в разные годы и в разных техниках. Источник: телеграм-канал @krapiv_no

– Как изменился твой подход к созданию работ? 

– Очень долго эстетика и техника превосходили идею, то есть казалось, что самое главное – сделать хорошо, сделать красиво, сделать по-новому. А сейчас мне стало понятно, что важны контекст, нарратив, дух и история. 

– Так появились твои повествовательные работы? (серия иллюстраций, в которых, помимо арта, есть текст. – Прим. ред.)

– Вообще, когда готовились «Крапивные сказки», моя мама попросила назвать работы, чтобы было понятно, что на них изображено. Потом я стала дополнять названия парой строчек, какой-то шифровкой. Затем вывела сюжет в полноценный текст, чтобы можно было понять, о чем эта история. Работы, по моему внутреннему ощущению, стали сложнее по эмоциям и настроению. 

– Ты сублимируешь свои эмоции в искусстве? Положительные или отрицательные? 

– В какой-то момент стало понятно, что в искусство можно выносить не только светлое и радостное. Можно вкладывать в него то, что тревожит. То, что окружает и является подпиткой. То, что чувствуешь только ты и это больше никому недоступно. 

Вынося эти эмоции на лист, я вдруг обнаруживала, что кто-то еще их понимает и разделяет. Особенно было заметно в соцсетях, когда люди писали, что эта работа про них. Я до сих пор ощущаю, что художник рисует не только про себя, но и про весь человеческий мир, который его окружает. До какого опыта ты можешь дотянуться – настолько твоя работа и вызывает отклик.  

На полотнах я рассказываю очень личные вещи, которые не смогла выразить словами и поделиться ими с близкими.

Творческий язык мне помог. И этот период мне открыл ворота для нового этапа, когда стало понятно, что даже твой уникальный опыт может быть разделен со всеми остальными. 

– Что заложено в твоем художественном методе?

– Внутри моего творческого метода всегда заложено эгоцентричное внимание к собственным реакциям и переживаниям и личному опыту. Творческий метод, вдохновение – это то, что является инстинктивно. И я до сих пор считаю, что работа художника больше не в том, чтобы чему-то научиться, а в том, чтобы прислушиваться, ловить моменты, идти на поводу у собственных эмоций и вдохновения. 

Акварельные работы Крапивы можно увидеть сейчас в залах кофейни «Белая ворона«, а ее диджитал-иллюстрации «Крапивные сказки» – в бистро галереи Бронштейна. 

Дарья Александрова


Еще больше удивительных историй и эксклюзивных материалов – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь! 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»

В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроили тест-драйв новому «китайцу» и проверили его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.

Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»

А вы знали, что 8 из 10 предметов вокруг нас состоят из полимеров? Одежда, автомобили, посуда и даже контактные линзы... Список можно продолжать бесконечно. Предлагаем проверить свои знания и узнать, что же таит в себе мир полимеров.

Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»

Байкал – это не только самое глубокое озеро мира, но и гигантский кинопавильон под открытым небом. Здесь снимали знаменитые комедии, научно-популярные сериалы, документальное кино, французские и советские драмы. Запасайтесь попкорном — мы нашли 15 фильмов на 28 часов просмотра!

Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»

В то время как вся молодежь стремится в мегаполисы – они сознательно переезжают в глубинку. Пока другие выпускники спешат покончить с учебой – они, наоборот, возвращаются к школьной доске. Мы поговорили с выпускниками Педагогического института ИГУ и узнали, что заставляет их перебираться из Иркутска в деревни и поселки Прибайкалья, какие «плюшки» они получают к зарплате и где сегодня готовят будущих педагогов.

Крапива: «У Байкала настолько мощный и громкий голос, что он подавляет голоса художников»