Знаменитый художник решился на эксперимент: в течение месяца он будет создавать скульптуру из цельного куска мрамора на карьере в Бугульдейке. Там же под открытым небом выставлены бронзовые работы мастера. За проектом «Трансформация» может понаблюдать каждый: Жигжит приглашает зрителей приехать и посмотреть на рождение белого быка
27 августа на знаменитом мраморном карьере в Бугульдейке стартовал арт-проект «Трансформация». Его автор, скульптор с мировым именем Жигжит Баясхаланов привез сюда выставку своих бронзовых работ, устроил перфоманс с участием артистов балета и объявил о начале работы над скульптурой Буха Нойона – прародителя прибайкальских бурят. Мастер будет высекать ее из байкальского белого мрамора на протяжении месяца, а затем установит на въезде в Бугульдейку. «Первый Байкальский» поговорил со скульптором о бугульдейском и итальянском мраморе, шаманских обрядах и о том, как буквально за два дня удалось очистить карьер от надписей.
Жигжит Баясхаланов – оружейник, скульптор и ювелир. Он создает эксклюзивные художественные ножи в национальном стиле, а также скульптуры по мотивам бурятского эпоса. Родился в селе Алханай Забайкальского края. В ювелирное дело пришел по стопам отца. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Входит в Союз художников России и в Гильдию оружейников Италии. В настоящее время учится в Академии изящных искусств города Каррара (Италия).
– Как и когда вы решили создавать такой масштабный арт-проект в Бугульдейке?
– Мрамор давно интересовал меня как скульптора. А три года назад я поступил в художественную академию в Карраре (Италия), именно там стал осваивать технологию обработки этого удивительного камня, полюбил работать с ним. Год назад я узнал, что у нас на берегу Байкала тоже есть потрясающий белый мрамор. Вычитал в интернете, что он подходит для создания скульптур, но признаюсь честно: приехать и пилить его, стучать, сверлить, обрабатывать мне было очень страшно! Вдруг он окажется слишком твердым? Вдруг я не смогу? Но сейчас, когда я уже несколько дней работаю с байкальским мрамором, могу сказать точно: у нас все получится.
– А какой он, мрамор Байкала?
– Очень звонкий. Когда мы отпиливаем детали и молотками отламываем маленькие кусочки, я слышу звон. Материал твердый и в то же время податливый. Мне кажется, это прекрасное сочетание. Важно, что он не сыпучий и не ломается – словом, идеальный.
– А если сравнить его с легендарным каррарским мрамором?
– Это прекрасный материал, и работать с ним – настоящее удовольствие. Но теперь я с уверенностью могу сказать: наш, байкальский мрамор ничем не уступает каррарскому. Честно! И я счастлив, что мне дали возможность воплотить мечту – создать скульптуру здесь, в Бугульдейке. Мою идею поддержали и местные жители, и администрация Ольхонского района.
– Когда вы впервые оказались на карьере в Бугульдейке, что почувствовали?
– Мощь! Мощь и красоту. Сразу захотелось прикоснуться, стать частью этого прекрасного места. Человек, который полюбил мрамор всей душой, просто обязан сделать здесь скульптуру. И вот когда я увидел этот белоснежный камень, сразу понял, что буду делать Буха Нойона – белого быка.
– Это образ из древних бурятских мифов?
– Да, это тотемный первопредок, священный образ для бурятов Прибайкалья. По легенде, от него пошли племена булагатов и эхиритов. Я решил обратиться к этому тотему в знак уважения к бурятской земле, на которой мы находимся, к здешним традициям и истории.
– Перед началом работы на Байкале бурятские мастера просят разрешения у духов, обращаются к шаманам. Проводили ли обряд в Бугульдейке?
– Конечно. Мы два раза провели обряд прямо здесь, на карьере. Попросили у духов Байкала благословения на работу с мрамором. Это крайне важно для всех нас. Здесь я чувствую хорошую ауру и поддержку. Надеюсь, что мы находимся в правильное время в правильном месте.
– Это будет скульптура из цельного куска мрамора?
– Да, из одного блока. Мы выбрали подходящий кусок и уже начали его обработку. Скульптура будет представлять собой большую голову белого быка, примерно 1,5-2 метра высотой. Мы поставим ее на пьедестал и установим на въезде в Бугульдейку.
Мраморный карьер в Бугульдейке – один из крупнейших в России. Возраст залежей составляет около 2 миллиардов лет. Месторождение разведали в 1968-1973 годах и стали активно добывать мрамор. После запрета промышленной деятельности на побережье Байкала добычу прекратили.
– Создавать скульптуру вам предстоит в одиночку?
– Нет, я приехал с командой. Мрамор – тяжелый материал, его нужно передвигать, переносить, мне понадобится помощь.
– Трансформация – это изменения. О каких изменениях говорите в своем проекте вы?
– Если говорить обо мне, то «трансформация» – это мой переход от классической бронзы к мрамору. Изменения, которые происходят в художнике, когда он открывает новые материалы, новые формы творчества. Если мыслить более масштабно, то наш проект о мире, который сегодня тоже трансформируется. Меняются ценности: мы стали обращать внимание на то, чего раньше не замечали. Эти перемены витают в воздухе, и я рассказываю о них.
– Трансформация произошла и с мраморным карьером. Он был весь исписан и разрисован, а сейчас здесь чисто, ни одной надписи! Это тоже дело рук вашей команды?
– Мы все почистили! Привезли электростанцию и шлифовальными машинами убрали с мрамора все рисунки и надписи. Два дня работали вместе с парнями из Бугульдейки. Было непросто избавить белоснежный камень от черных пятен.
А еще мы привезли три водовоза и отмыли карьер так, что теперь здесь можно ходить в белых носках.
Это была колоссальная подготовка. Так что сейчас мы говорим всем, кто приезжает: пожалуйста, только не пишите здесь ничего.
– На открытии «Трансформации» зрители увидели ваши бронзовые скульптуры, которые эффектно смотрятся на фоне мрамора. Они тоже останутся в Бугульдейке?
– Это шесть моих крупных работ, созданных в течение нескольких лет. Они останутся здесь на месяц. Пока я буду работать над Буха Нойном, люди смогут не только увидеть процесс создания скульптуры из мрамора, но и выставку под открытым небом.
– Значит, вашим скульптурам не страшен ни ветер, ни дождь?
– Вот и посмотрим... (смеется)
– На открытии выступали артисты Бурятского театра оперы и балета. Вы сами создавали образы, в которых они появились перед зрителями?
– Да, я специально придумал одежду, мы сшили ее прямо в моей мастерской и устроили открытие в формате дефиле. Хотелось показать, как бронзовые скульптуры оживают в объятиях байкальского мрамора. Эта коллекция получилась, можно сказать, мировой. В ней есть образ Минотавра (быка из древнегреческой мифологии) и Буха Нойона (быка из бурятского эпоса). И вот они ожили на одной площадке. Здорово, когда проект объединяет мир. Я считаю, что все люди – братья, нам нужно вдохновлять друг друга и наполняться друг от друга светом.
– В мире сейчас как раз проявляют огромный интерес к бурятскому искусству. Как вы считаете, почему?
– Востребован тот, кто много трудится. Нам Даши Намдаков такой уровень задал, что мы теперь должны эту планку держать. Вот мы и стараемся. (улыбается)
Авторские ножи Жигжита выставлялись в Эрмитаже. В 2019 году в его мастерской были созданы медали специально для Одиннадцатого чемпионата мира по боксу среди женщин. Художник является постоянным участником выставок в России, Германии, Франции, Италии, Казахстана, Китая, Монголии.
– После такого погружения в работу с мрамором вы останетесь оружейником?
– Конечно, это же моя база, начало начал! Оружейная тема всегда будет со мной, она дает мне возможность заниматься другими видами творчества. Раньше ведь так и было. В эпоху возрождения, например, все художники были универсалами. Они и изобретатели, и скульпторы, и архитекторы. Может, и я не раскрылся еще, а только в начале пути.
– Ваш роман с бугульдейским мрамором одной скульптурой наверняка не ограничится?
– Моя мечта – открыть в Бугульдейке мраморную мастерскую. И проект «Трансформация» – только первый шаг. Ведь культуру мрамора одной выставкой не создашь, ее нужно нести людям каждый день. Значит, все только начинается.
Байкал – это не только самое глубокое озеро мира, но и гигантский кинопавильон под открытым небом. Здесь снимали знаменитые комедии, научно-популярные сериалы, документальное кино, французские и советские драмы. Запасайтесь попкорном — мы нашли 15 фильмов на 28 часов просмотра! Кстати, многие из них можно посмотреть онлайн бесплатно.
В то время как вся молодежь стремится в мегаполисы – они сознательно переезжают в глубинку. Пока другие выпускники спешат покончить с учебой – они, наоборот, возвращаются к школьной доске. Мы поговорили с выпускниками Педагогического института ИГУ и узнали, что заставляет их перебираться из Иркутска в деревни и поселки Прибайкалья, какие «плюшки» они получают к зарплате и где сегодня готовят будущих педагогов.