Для иркутских велосипедистов откроют Цесовскую набережную. Летом на территории бывшей ТЭЦ уже провели велозаезд – впервые за 100 лет. Кроме того, сейчас в городе завершается установка 25 новых велопарковок по гранту En+ Group
Первые велосипеды появились в Иркутске в 1891-1892 годах. Тогда это считалось исключительной роскошью: стоимость «железного коня» колебалась от 250 до 400 рублей, в то время как средняя зарплата рабочего составляла 20 рублей в месяц, а лошадь для повозки стоила 100 рублей. Сегодня двухколесный транспорт есть у каждого четвертого иркутянина: в городе насчитывается 150-200 тысяч велосипедов. Именно поэтому велоинфраструктуре города сейчас уделяется особое внимание.
Если верить карте 2GIS, то в Иркутске сегодня создано 307 общественных велопарковок. Из них 25 изготовлены этим летом: общественная организация «ВелоИркутск» выиграла грант от компании En+ Group на эти цели. Парковочные места уже появились возле административных зданий, поликлиник, аптек, офисов «Энергосбыта» по адресам:
Остальные велопарковки появятся скоро по 13 адресам, включая ул. Напольная, 70, ул. Декабрьских Событий, 27, ул. Свердлова, 36, ул. Марата, 14, ул. Ленина, 20, ул. 5-й Армии, 22, ул. Ленина, 14Б.
– Эти велопарковки специально разработаны для Иркутска. Мы сделали парковку со скошенной дугой, чтобы ей могли пользоваться разные велосипедисты, в том числе дети на маленьких велосипедах и даже владельцы самокатов, – рассказала Ирина Ифтодий, председатель правления общественной организации «ВелоИркутск».
Вместе с тем в городе разрастается сеть велодорожек. В Иркутске, по словам Ирины Ифтодий, самое большое количество велодорожек за Уралом. Выделенные полосы для велосипедистов уже созданы вдоль улицы Декабрьских Событий, по всему острову Юность, на участке улицы Горной, в парке Академгородка. Следующей станет Цесовская набережная.
Реконструкцией этого заброшенного и закрытого участка сейчас занимается компания En+ Group: к 2025 году на набережной восстановят Курбатовские бани, возродят Дом приемов в старинном особняке, реконструируют старинный дрожжевой завод, создадут жилой квартал в японском стиле, а самое главное – благоустроят Цесовскую набережную и откроют ее для всех горожан. Она соединит общественные пространства у реки в единую нить протяженностью свыше 10 км. Вложения компании в развитие этой части города оцениваются в 25 млрд рублей.
Компания En+ Group постоянно участвует в развитии городской инфраструктуры. Необходимость в этом определил ее основатель холдинга, предприниматель Олег Дерипаска. Различные проекты делают Иркутск более комфортным для местных жителей и притягательным для туристов.
По Цесовской набережной протянется удобный и протяженный веломаршрут. Иркутские велосипедисты уже смогли представить, каким он будет: в июне, впервые за 100 лет территорию промзоны открыли для горожан и провели там велопробег.
– Мы мечтаем, чтобы в Иркутске было больше велосипедных маршрутов без выхода на дороги общего пользования: широкие тротуара либо выделенные дорожки для велосипедов, которые в перспективе будут отделены от пешеходных. Прекрасный вариант, если все набережные правого берега объединятся в одну асфальтированную, урбанистическую набережную, – считает Владимир Корнилов, организатор любительских велопробегов в Иркутске и участник велозаезда.
Однако инфраструктура подразумевает не только наличие выделенных дорожек и парковок. О том, из чего еще складывается велосипедная среда и чего не хватает Иркутску, смотрите в специальном выпуске программы «Энергия преобразований»:
Мало кто знает, но у известной писательницы и психолога Татьяны Мужицкой есть собственная резиденция прямо посреди Байкала, на острове Ольхон. Это место называется «Дом Совы»: в нем можно получить чашечку кофе с добрым намерением, погадать на знаках Вселенной и лично познакомиться с писательницей. Мы сходили в гости к Татьяне и узнали, как ее родители связаны с Иркутском, что ей пришлось продать ради участка на Ольхоне и как прошла ее свадьба с островом.
«Первый Байкальский» стал первым СМИ, журналисты которого несколько дней провели на крупнейшем месторождении Восточной Сибири с работниками ИНК-ТКРС. Рассказываем в карточках, как устроены дома на колесах для вахтовиков, откуда в тайге мороженое и сало, сколько получают вахтовики и как они готовятся ко встрече с медведем.