Побывали на открытии персональной выставки «Род» дизайнера и архитектора Анастасии Байкаловой в галерее Бронштейна. Рассказываем, как создаются панно из коряжек Байкала, настоящая ли фамилия у автора и каким известным арт-проектом Анастасия занималась на острове Ольхон.
В галерее современного искусства Виктора Бронштейна 25 января открылась персональная выставка «Род». На ней представлены панно, созданные из плавника Байкала – веток и корней деревьев, омытых озером и выброшенных на берег, а также авторская графика. По задумке автора экспозиции Анастасии Байкаловой, арт-объекты отражают идею единения человека с природой. Мы познакомились с дизайнером и узнали, как коряги, сплетенные друг с другом, образуют связь человека с родом, детством и космосом, где на Байкале можно найти самые красивые «природные сувениры» и почему Анастасия вернулась в Иркутск после пяти лет жизни в Санкт-Петербурге.
Анастасия Байкалова – интерьерный и графический дизайнер, архитектор, ее проекты известны аутентичной связью с байкальской природой. Работы Анастасии можно встретить в арт-отеле «Порт Ольхон» (на острове Ольхон на территория бывшего рыбзавода). Кроме того, она участвовала в большой реконструкции галереи Бронштейна, ее почерк заметен в экспозиционном оформлении практически всех выставочных проектов, меняющихся каждый сезон.
– Анастасия, давно вы занимаетесь созданием таких панно?
– Уже 22 года. Весь мой творческий процесс протекал параллельно с работой дизайнера и архитектора, но как художник я рождаюсь только сейчас. Эта выставка – манифест меня как художника.
Более того, это моя первая выставка на родной земле, и она очень символична. Я хотела создать пространство, в котором каждый человек сможет почувствовать себя в объятиях природы.
– В каких местах Байкала вы собирали ветки и коряги?
– Удивительно, но течение и морфология Байкала таковы, что коряжки находятся далеко не в каждой бухте. В Бурятии, ближе к Усть-Баргузину есть очень красивые места – родители начали привозить меня туда с раннего детства. Сначала мы отдыхали там дикарями, а затем купили дачу – это дом мне достался от родителей. Как раз в том месте огромное обилие коряжек.
Каждый элемент, каждая коряжка в прошлом были частью дерева – веточкой, корнем. В какой-то момент веточка обломилась, случился шторм, дерево унесло в воду Байкала, и для меня до сих пор тайна – сколько времени каждый деревянный элемент находился в воде. Это глубинный творческий процесс Байкала и его секрет. После этого я нахожу на берегах эти элементы, каждый отзывается по-разному. В этой коллекции семь лет моей работы по сбору коряжек.
– Сложно ли работать с природным материалом?
– Сбор панно – это как раз самый быстрый процесс. В момент, когда я начинаю выкладывать форму, начинается интуитивный процесс, у которого нет изначальной задумки. Буквально за несколько часов я собираю одну большую форму.
– Почему экспозиция называется «Род»?
– «Род» – это емкое слово, которое показывает нашу связь с корнями, с природой, а глубже – с Богом. Выставка, как два колена рода, состоит из двух частей. Одна ветвь – это элементы земли, коряжки, вторая ветвь – это графика, космос. В центральной инсталляции они собираются воедино. Как и род человеческий.
Анастасия Байкалова: «Я чувствую, что композиция, собранная из коряжек, закручивает пространство как энергетическая точка, которая его в дальнейшем оберегает». Фото: Первый Байкальский и архив героя.
– Как графики и панно соединены по смыслу?
– Как я уже говорила, коряжки – это энергия земли, а графика (круглые энергетические элементы, похожие на снимок Вселенной) – это энергия космоса. Хаотичное множество элементов я стремлюсь собрать в цельные композиции. Это своеобразные энергетические обереги, которые я переношу в мир людей. Они как охранный тотем, как хранитель пространства, как зеркало шамана. Вообще шаманы убеждены, что природа – это наш самый большой защитник и наша опора. Я хочу поделиться чувством, которое вызывает во мне природа. Наверное, это моя основная внутренняя миссия и задача.
– В свое время вы переехали в Санкт-Петербург, но затем вернулись в Иркутск. Почему?
– Я переехала в Питер из-за стремления развиваться в профессии дизайнера. Но, прожив там пять лет, я генетически стала чувствовать внутреннее угасание из-за отсутствия родной природы. Там все совершенно другое – начиная от отсутствия солнца и заканчивая цветом воды. То чувство, когда тебе плохо на физическом уровне.
И как только я приняла решение вернуться, Виктор Иванович Кондрашов (основатель отеля Port Olkhon на острове Ольхон, бывший мэр Иркутска. – Прим. ред.) предложил мне заняться проектом «Порт Ольхон».
В арт-отеле «Порт Ольхон», расположенном на территории бывшего Маломорского рыбзавода, Анастасия Байкалова создала аутентичный интерьер отеля, ресторана и кафе, подчеркивающий ландшафт острова. В работе дизайнер использовала натуральные материалы, в основном – дерево. На открытии выставки основатель отеля Виктор Кондрашов поделился историей:
– Я шокирован, что получилось из маленькой девочки, которая пришла в 18 лет работать дизайнером к нам в компанию. В 2009 году мы продали ее первое панно, а затем она уволилась, стала знаменитой и уехала в Питер. Мы не виделись 15 лет. А потом я случайно увидел в соцсетях сидящую на берегу Байкала Настю Байкалову – это было так символично. Она призналась, что мечтает жить на Байкале, а я ей говорю: «Мы для тебя уже купили целый завод» (имеется ввиду рыбзавод на Ольхоне. – Прим. ред). Мы взяли огромный корабль, погрузили старые ящики из-под рыбы, поехали по побережью Байкала и везде собирали камни, коряги, бутылки – из них родились первые работы. Сейчас они украшают номера, ресторан, кофейню, а также территорию отеля.
В интерьере «Порт Ольхона» отчетливо виден почерк Анастасии Байкаловой. Она не только разработала весь проект арт-отеля, но и собственноручно создала светильник для кофейни из плавника Байкала диаметром 1,6 метра. Фото: https://prorus.ru
– Ваша фамилия – это псевдоним или удачное совпадение?
– Это, можно сказать, прекрасное стечение обстоятельств. Для меня эта выставка в том числе некое соответствие собственному значению фамилии и выражение смыслов.
► Увидеть уникальные природные арт-объекты на выставке «Род» можно с 25 января по 30 марта 2025 года в галерее Бронштейна по адресу: Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 3. Стоимость билетов – от 100 до 300 рублей, их можно приобрести на месте или онлайн.
Еще больше удивительных историй и эксклюзивных материалов – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Угадайте, кто из наших авторов прятался в ванной от Деда Мороза? Кто подхватил вирус от песни «Снежинка»? Кто каждый год менял амплуа в новогодних спектаклях, при этом не меняя платья? Мы решили поделиться с читателями историями о том, как мы отмечали Новый год в детстве. Наши воспоминания оказались теплыми, трогательными и смешными.
Илья Сибиряков — иркутянин и краевед, созданный нейросетью. Он стал главным героем первого медиакомикса в России, внутри которого есть музыка, клипы, мистические истории и интересные факты об Иркутске. Ничего не понятно, но очень интересно — «Первый Байкальский» взял интервью у несуществующего человека и во всем разобрался.