Вершина: маленькая Польша на бурятской земле
© Фото: Первый Байкальский

Вершина: маленькая Польша на бурятской земле

Откуда среди бурятских улусов взялось польское село? Почему соседи старались не просить у вершининцев сливки? И что здесь посмотреть туристам? Рассказываем в нашей любимой рубрике «Байкальская деревня»

Марина Беклемишева Марина Беклемишева

Если путешествовать по Боханскому району Иркутской области, то посреди бурятской степи можно вдруг услышать польскую речь и наткнуться на католический костел. Это значит, вы добрались до деревни Вершина. Основали ее в 1910 году переселенцы из Царства Польского, входившего тогда в состав Российском империи. Люди бежали из Петроковской и Келецкой губерний от голода и нищеты. И привезли в Сибирь не только надежды на лучшую жизнь, но и католицизм, народные ремесла и польский язык. 

Чужая земля

Польские переселенцы оказались в далекой Сибири благодаря столыпинской аграрной реформе. Первые годы дались им особенно тяжело. Выделенная земля не подходила для возделывания, а традиции и уклад жизни соседних бурятских сел казались абсолютно чужими. Поначалу поляки жили в землянках. Некоторые не выдержали таких условий и отправились обратно на родину. Оставшиеся же осваивались как могли. 

Село Вершина расположено в Боханском районе Усть-Ордынского Бурятского округа. © Фото: varandej.livejournal.com
Село Вершина расположено в Боханском районе Усть-Ордынского Бурятского округа. © Фото: varandej.livejournal.com
Расстояние от Иркутска – 175 км по Александровскому тракту. © Фото: Google Maps
Расстояние от Иркутска – 175 км по Александровскому тракту. © Фото: Google Maps
Сопка, которую местные прозвали Мирумир. Возможно, за нее село и получило название Вершина. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Сопка, которую местные прозвали Мирумир. Возможно, за нее село и получило название Вершина. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru

Через несколько лет образовали сельское общество, выбрали старосту, построили дома, водяные мельницы, кузницу и школу. К 1915 году возвели деревянный римско-католический костел. Но богослужения в нем проводили редко, только когда в село приезжал священник из Иркутска. А в 1938 году, в разгар советской антирелигиозной кампании, храм и вовсе закрыли.

Переселенцы не знали ни русского, ни бурятского языка. Межнациональное общение налаживалось постепенно. Вскоре поляки и буряты из соседних улусов Хонзой и Нашата стали дружить семьями. 

«Бабушка вспоминала, как соседи просили друг у друга одно, а получали совсем другое, потому что путали русские и польские слова. Например, кто-то попросил сливки, а по-польски это значит помои –  вода, которая осталась после мытья посуды. Так и путались, а потом смеялись вместе», – рассказала «Первому Байкальскому» жительница деревни Людмила Вижентас.

Сегодня в Вершине уверены: поселиться среди бурят для поляков было удачей. Коренные жители научили переселенцев скотоводству и земледелию в сложных климатических условиях, помогли выжить. Чужеземцы, в свою очередь, искусно владели плотницким делом. В годы Великой Отечественной войны народы держались вместе: делились хлебом, вместе работали и даже забирали осиротевших детей в семьи. 

Почему Вершина?

Точных данных о том, почему деревне дали такое имя, нет. Участок земли, который в начале XX века выделили для переселенцев из Польши, поначалу назывался Трубачеевским – по фамилии человека, распределявшего территории. 

Жители деревни считают, что их родина обязана своим названием рельефу: село лежит среди высоких сопок, за которыми простирается тайга. Заметнее всего выделяется гора, которую местные называют Мирумир (от советского лозунга, выложенного на ней много лет назад). 

Польское наследие: язык, вера, кухня

Вероятность услышать польскую речь, приехав в Вершину, – стопроцентная. Местные жители, особенно представители старшего поколения, говорят на польском языке. А молодые вершининцы, даже если свободно не владеют языком, все равно понимают его. Правда, вдали от исторической родины язык с годами стал отличаться от оригинала и превратился в вершининский диалект.

Сибирские поляки сохранили не только язык, но и песенные традиции. В  1985 году в деревне основали фольклорный ансамбль «Яжомбэк». Уже спустя три года коллектив получил звание народного и по сей день выступает как в родном селе, так и на районных и даже областных праздниках. Поют в ансамбле и взрослые, и дети. Послушать лирические песни «Яжомбэк» можно даже онлайн, на портале «Культура».  

В 1938 году первое здание костела было разрушено. Новый храм построили только 55 лет спустя. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
В 1938 году первое здание костела было разрушено. Новый храм построили только 55 лет спустя. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Восстановление католического костела в Вершине, 1992 год. © Фото П. Трыка
Восстановление католического костела в Вершине, 1992 год. © Фото П. Трыка
Фольклорный ансамбль «Яжомбэк» хранит традиции польской песенной культуры с 1985 года. © Фото: www.culture.ru
Фольклорный ансамбль «Яжомбэк» хранит традиции польской песенной культуры с 1985 года. © Фото: www.culture.ru
Клуски, или картофельные клецки – польское блюдо, которое готовят в Вершине. Фото из открытых источников
Клуски, или картофельные клецки – польское блюдо, которое готовят в Вершине. Фото из открытых источников

Культурным и духовным центром села всегда был костел. После его закрытия в 1938 году вершининцы на полвека остались без храма, пока в 1990-е костел не отстроили заново. В селе возобновились обряды крещения, венчания, воскресные службы. Сегодня в деревне живет настоятель храма – миссионер из Польши отец Кароль Липинский. 
 
Праздники в Вершине отмечают по католическому календарю. В Рождество и Пасху проводят богослужения. В день поминовения усопших читают молитвы на кладбище, зажигая на могилах свечи, которые горят до утра. А весну встречают, спуская по реке соломенную куклу Можанну, символизирующую зиму. 

«У нас в Вершине сохранилась простая деревенская польская кухня», – объясняют сельчане. Например, здесь готовят блюда из картофеля: клуски (похожи на русские клецки), копытку – вареный перетертый с мукой картофель, варят журэк – суп на закваске из ржаной муки с домашней колбасой. 

Современная деревня

Сегодня в селе живет около 500 человек. У каждой семьи есть свое подсобное хозяйство. В деревне разводят кур, коров, свиней, лошадей. В основном сельчане трудятся за пределами Вершины, мужчины зарабатывают вахтовым методом. 
 
В местной школе дети учатся лишь до четвертого класса. Старшие каждый день ездят в соседнюю деревню Дундай на школьном автобусе. 

Долгое время для детей из Вершины действовала программа по обучению в университетах Польши. Некоторые после окончания вузов оставались жить на исторической родине. 

Что посмотреть в Вершине?

«До пандемии, – говорят вершининцы, – туристов в деревне было много. Чаще всего приезжали путешественники из Польши. Сейчас село посещают в основном жители Иркутской области».

Первым делом туристы отправляются в старинный костел. Служба здесь до сих пор проводится на польском языке. Рядом с костелом есть мемориальная доска, установленная в память жителей, расстрелянных во время Большого террора – тогда Вершина потеряла 29 мужчин (из 130 семей). В 1957 году их реабилитировали.

Табличка в память о жертвах политических репрессий. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Табличка в память о жертвах политических репрессий. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Вершининские дома отличаются особой аккуратностью и нарядностью. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Вершининские дома отличаются особой аккуратностью и нарядностью. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Изба Зелинского, первого переселенца Вершины. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Изба Зелинского, первого переселенца Вершины. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Внутреннее убранство музейной избы. К сожалению, проектом сейчас никто не занимается. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru
Внутреннее убранство музейной избы. К сожалению, проектом сейчас никто не занимается. © Фото: Татьяна Дружинина, nature.baikal.ru

После костела можно прогуляться по колоритным деревенским улицам, зайти в единственный сельский магазин. Архитектура Вершины заметно отличается от других сел и деревень. Ухоженные дома и дворы окружены лесом, горами и сопками. Именно здесь берет начало приток Ангары – река Ида. 

«В последние годы на реке появились черные и серые цапли, турпаны (птица семейства утиных. – Прим. авт.), – добавляет Людмила Вижентас. – Они обитали здесь много лет назад, потом исчезли и вот снова вернулись». 

В 2010 году, к 100-летию Вершины в избе первого переселенца Зелинского открыли небольшой этнографический музей. При поддержке специалистов музея «Тальцы» в нем воссоздали быт деревенского польского дома, который заметно отличался от убранства русской избы. К сожалению, проект не получил развития, музей пришел в упадок. Но заглянуть в него можно.  
 
Гостиниц и кафе в деревне нет. Зато есть мобильная связь, интернет, асфальтированные дороги и гостеприимные люди. Вершининцы с охотой рассказывают путешественникам о родном селе, предках и сохранившихся польских обычаях. 

Как добраться?

Расстояние от Иркутска до Вершины – 175 км, если ехать через поселок Бохан (по Александровскому тракту). По Качугскому тракту – 130 км через села Оек, Кударейка и Тихоновка.

Время в пути составит 2-2,5 часа.

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Вершина: маленькая Польша на бурятской земле

Этот маленький поселок – тезка великого Байкала. Именно здесь, в тихой деревне берет свое начало Кругобайкальская железная дорога. Когда-то в порту стояли огромные ледоколы и пароходы, а сейчас лишь курсирует «машина времени» – паром из Листвянки

Вершина: маленькая Польша на бурятской земле

Баргузинский заповедник — первый и самый старейший заповедник в России. Его основали еще в 1916 году, чтобы защитить ценный вид баргузинского соболя от полного уничтожения. Сохранить и восстановить популяцию пушного зверька получилось к середине 1930-х годов, а в 1996 году заповедник признали объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО

Вершина: маленькая Польша на бурятской земле

По дороге на Ольхон, в нескольких километрах от села Баяндай, можно заметить указатель на деревню Тургеневка. Если свернуть по нему, то вы окажетесь в маленькой Беларуси: здесь носят расшитые национальные костюмы, угощают хлебом из собственной пшеницы и соревнуются в выкапывании картошки.

Вершина: маленькая Польша на бурятской земле

На юге Бурятии, между двух горных хребтов лежит сказочная долина – край вулканов, водопадов и хрустальных озер. Здесь верят в древние легенды, лечатся минеральными водами и в то же время совершают прорывные открытия в солнечных обсерваториях.