Увидеть единственный железнодорожный мост через Лену, побывать в старинном аэропорту с рукописным расписанием и посетить любимый музей Валентина Распутина – мы нашли как минимум три повода побывать на севере Иркутской области. Рассказываем, зачем ехать в Усть-Кут, как туда добраться и что посмотреть за выходные.
Усть-Кут – город противоречий. С одной стороны, его история насчитывает почти 400 лет (острог был основан в 1631 году), а с другой – это один из самых молодых городов Иркутской области, получивший такой статус только в 1954 году. Усть-Кут одновременно речной и железнодорожный: здесь располагался самый крупный речной порт СССР и отсюда же взяла начало Байкало-Амурская магистраль. Ко всему прочему, Усть-Кут имеет необычную форму: он протягивается вдоль реки Лены на 40 километров, при этом в ширину не превышает и двух километров.
«Первый Байкальский» вместе с туроператором «НУУР 1642» провел целый день в Усть-Куте и собрал путеводитель по маленькому северному городу (кстати, у этого путеводителя есть еще и видеоверсия – выбирайте удобный формат).
Адрес: Усть-Кут, поселок Аэропорт, 2Б
Часы работы: ежедневно с 8 до 18 часов
Стоимость: бесплатно.
Открывает список достопримечательностей Усть-Кута… местный аэропорт. Если вы прибыли в город воздушным путем, то советуем не торопиться за багажом, а хорошенько рассмотреть колоритное здание аэровокзала. Аэропорт был запущен 60 лет назад, с тех времен сохранилось немало любопытных деталей: советские напольные весы, рукописное табло прилетов и вылетов, справочное бюро.
Интересный факт: аэропорт Усть-Кута принадлежит не государству, а авиакомпании – у Utair здесь базируется вертолетный флот, который активно используется на месторождениях Восточной Сибири.
В ближайшее время время аэропорт Усть-Кута ждет большая реновация: здание будет полностью перестроено, появится новая взлетно-посадочная полоса и современный терминал. Успевайте застать советский дух аэровокзала!
Адрес: ул. Реброва-Денисова, 7А
Часы работы: вторник – суббота с 9 до 17 часов
Стоимость: взрослый билет – 100 руб, детский и льготный – 50 руб.
Краеведческий музей в Усть-Куте появился сравнительно недавно для многовековой истории города – только в 1980 году. И толчком к его созданию послужило строительство Байкало-Амурской магистрали.
Первая часть экспозиции наглядно и интересно рассказывает об истории Верхнего Приленья – можно познакомиться с археологическими раскопками Усть-Кутского района, а также обычаями и традициями населения края до прихода русских. Так, в музее мы узнали от экскурсоводов, что в этой местности люди живут уже около 12 тысяч лет (!) и только последние 350 лет говорят на русском языке. До этого кочевые племена общались на одной из разновидностей тюркского языка.
Усть-Кутский исторический музей является филиалом Иркутского областного краеведческого музея. Фото с сайта museum-uk.ru
Отдельная экспозиция посвящена истории строительства БАМа – город Усть-Кут здесь предстает как ключевой транспортный узел. В зале «Великая магистраль от Лены до Амура» собраны экспонаты, рассказывающие о вариантах строительства железной дороги в Приленском крае, о строительстве железной дороги Тайшет-Лена, о трудных буднях БАМа, его событиях и людях.
«Кажется, это главный музей не только в Иркутской области, но и в России – так его любят и лелеют и столько в нем красивого и великого. Жаль, попал я сюда с большим опозданием, но все-таки попал, чем теперь и буду гордиться», – признался писатель Валентин Григорьевич Распутин после визита в музей в июле 2007 года.
Усть-Кут – удивительно длинный город. Он вытянулся вдоль Лены почти на 40 километров. Берега города соединяет два моста: автомобильный и железнодорожный. Последний примечателен тем, что является единственным железнодорожным мостом через Лену – крупнейшую реку России, чей бассейн лежит в пределах страны.
Железнодорожный мост в Усть-Куте появился во времена строительства БАМа. Длина переезда – 418 метров. Говорят, его построили в два раза быстрее срока — за 18 месяцев вместо плановых 36. В 1975 году движение по мосту было открыто, сегодня он имеет статус памятника.
Как вы понимаете, прогуляться по мосту не получится – только посмотреть со стороны. Зато с автомобильного моста в период ледостава на Лене открывается завораживающий вид на город и природу.
Любопытный факт: Усть-Кут – это город трех названий. Когда вы прилетаете сюда на самолете, оказываетесь в Усть-Куте, если приезжаете на поезде – то на станции Лена, а если по воде – то в порту Осетрово. Во времена СССР он считался крупнейшим речным портом в стране, представляете
Свободно попасть на территорию речного порта не получится, однако можно прогуляться вокруг и отыскать вблизи монумент «Родина-мать». Фото: Евгений Козырев
Осетровский речной порт, построенный в 1950 году, прозвали «воротами на север». В 1970–1980-х годах он обеспечивал перевалку и отправление речным транспортом до 80% грузов, предназначенных для северных районов Иркутской области, Якутии и прибрежных арктических районов. Сейчас Осетровский речной порт остается основным транспортным узлом, через который осуществляется завоз грузов на север Иркутской области и Якутии.
Территория порта закрыта от посторонних глаз, попасть туда не получится. Однако с любого холма в Усть-Куте прекрасно видно, как в Осетрово кипит жизнь. Если любите индустриальный туризм, то вам точно захочется сделать пару кадров.
Интересный факт: в Усть-Куте есть собственный монумент «Родина-мать», он расположен как раз возле Осетровского порта. Скульптура представляет собой 16-метровую величественную фигуру женщины, скорбящей о своих погибших сыновьях. В годы Великой Отечественной войны более 3000 жителей Усть-Кута ушли на фронт, 1027 из них не вернулись с войны – их имена можно прочесть на мемориале.
Адрес: ул. Речников, 34
Часы работы: круглосуточно
Стоимость: бесплатно.
Когда устанете гулять по Усть-Куту, отправляйтесь к Дому культуры «Речники». Два года назад здесь благоустроили новый городской центр – первое в Усть-Куте современное пространство для массовых мероприятий и отдыха.
Проект парка «Речники» стал победителем Всероссийского конкурса проектов по созданию комфортной городской среды Минстроя РФ. Фото: Евгений Козырев
В сквере сделали озеленение, установили сцену для городских праздников, арт-объекты и аттракционы, игровые и спортивные площадки. В общем, пусто и скучно здесь никогда не бывает!
Адрес: в 25 км от Усть-Кута
Стоимость: бесплатно, но только по записи.
Маленький Усть-Кут в последнее время на слуху у всех благодаря строительству Иркутского полимерного завода (ИЗП) – это масштабная стройка, которую местные сравнивают с прокладкой БАМа. И по масштабам, и по значению: завод обещает стать серьезным импульсом для развития севера.
Строительство завода посреди тайги стало вызовом для руководства ИНК. Чтобы доставить габаритное оборудование из Южной Кореи (речь про 80-метровый этиленовый фракционатор и впечатляющих размеров реактор полимеризации), пришлось построить на Лене новый речной порт, провезти установки через два океана и перегрузить их на воде (!) на речные баржи.
Территория Иркутского полимерного завода, который возводится в Усть-Куте, равна площади государства Монако. Фото: ИНК
Так чем же будет заниматься завод? Если коротко, то производить полиэтилен из собственного сырья – этана, который обрабатывают в печах пиролиза. Из производственной установки будет выходить полиэтилен в маленьких гранулах. Они в свою очередь отправятся к заказчику – производителям медицинского оборудования, самолетов, автомобилей, строительных материалов и т.д.
Первая тестовая партия гранул уже произведена, но официально завод полимеров планируют запустить в первом полугодии 2025 года. А пока что можно попасть на стройку в ходе бесплатной экскурсии «Эра полимера». Запись открыта на сайте Иркутской нефтяной компании: https://irkutskoil.ru/about/industrial-tourism/
Адрес: ул. Кирова, 19А
Часы работы: круглосуточно
Если уж говорить о «самых–самых», то как раз в Усть-Куте находится самый маленький вокзал Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов. Точнее, он был самым маленьким, пока в июле 2024 года по соседству не построили новый – большой, современный и красивый. Своеобразный подарок городу к 50-летию с начала строительства БАМа.
Здания старого и нового вокзалов находятся буквально в 10 метрах друг от друга. Фото: Евгений Козырев, РЖД.
Новый вокзал почти в три раза вместительнее предыдущего: 1200 против 450 квадратных метров. В терминале разместили кассы, зал ожидания с сиденьями с разъемами и розетками для зарядки гаджетов, туалетные комнаты, кофейню, автоматические камеры хранения. Кроме того, имеется система электронной очереди, онлайн-табло и доступная среда для маломобильных людей.
Кстати, существующее здание вокзала решено сохранить и оборудовать здесь музей, ведь оно имеет историческую ценность. Во-первых, это первое каменное строение в Усть-Куте, возведенное в 1954 году, когда населенный пункт стал городом. Во-вторых, именно отсюда в 1974 году стартовало строительство Байкало-Амурской магистрали.
За один день нам удалось посмотреть достопримечательности левого берега Лены. Если вы располагаете временем, советуем посетить другие интересные места: сплавиться на лодке до деревни Турука, где пекут самые вкусные пирожки, подняться на скалу Мир (высота – всего 580 метров над уровнем моря), посетить санаторий Усть-Кута с минеральными водами и лечебными грязями, история которого насчитывает почти 100 лет.
✔️ Почувствовать себя промышленным туристом и записаться на бесплатную экскурсию «Эра полимера» на сайте ИНК: https://irkutskoil.ru/about/industrial-tourism/
✔️ Добраться самостоятельно – поездом, самолетом, автобусом или на личном автомобиле.
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
– на поезде – 1385 км, 26 часов в пути с пересадкой в Тайшете;
– на автомобиле – 973 км (Усть-Кут – Братск – Тулун – Иркутск);
– на автобусе – 16,5 часов в пути, билеты на сайте иркутского автовокзала;
– на самолете – летают авиакомпании Utair и «ИрАэро».
✔️ Доверить свое путешествие туроператору «НУУР 1642».
✔️ Стать сотрудником ИНК и начать карьеру в нефтянке, например, на Иркутском заводе полимеров, который строится в Усть-Куте и готовится к запуску в первом полугодии 2025 года. Узнать обо всех открытых вакансиях можно на сайте ИНК.
Реклама. ООО «ИНК».
Еще больше туристических лайфхаков, удивительных фактов и советов для путешествия на Байкал – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Собираетесь в зимнее путешествие на Байкал? Мы знаем, что может его испортить, – плохая подготовка. Без паники, «Первый Байкальский» уже поговорил с экспертами и собрал чек-лист, который поможет с умом собраться в морозное путешествие. Рассказываем, как правильно одеваться, какие приспособления понадобятся на льду и что может согреть вас помимо одежды.
«Первый Байкальский» собрал знаковые места в городах Сибири и Дальнего Востока: от Иркутска до Петропавловска-Камчатского. Как найти эти локации? Ориентируйтесь на цвета мобильного оператора t2 — узнаваемый ярко-розовый (он же маджента или фуксия), зимний белый и строгий черный. Да, институт цвета Pantone назвал официальный цвет 2025 года, а мы выбрали свои – идеально подходящие для ярких впечатлений и отдыха в разных уголках восточной части страны.
Усть-Кут – это маленький, но очень гордый город. Именно здесь располагался крупнейший речной порт СССР, здесь начиналась Байкало-Амурская магистраль, здесь сейчас идет стройка века – вырастает посреди тайги Иркутский полимерный завод. Рассказываем, почему у города три разных названия и что здесь можно посмотреть за 1-2 дня.