pic
pic
© Фото: http://depositphotos.com/
22 июля

Арка, соединяющая прошлое и будущее, или зачем Иркутску триумфальные ворота

Московская триумфальная арка стала мостом, соединившим разные страницы истории Иркутска. И в 19 веке, и сейчас она воспринимается как символ Иркутска, который встречал всех путешественников, государственных деятелей, писателей, посетивших и посещающих столицу Восточной Сибири.

Традиция строить триумфальные ворота (арки) зародилась еще в древности и была связана с необходимостью увековечить какое-то грандиозное событие. В России первое подобное сооружение возведено в Москве в связи с успехом Азовского похода Петра Великого в 1696 году.

Особенностью провинциальных городов, к которым относился и Иркутск, являлось создание триумфальных арок в честь приезда высокопоставленных лиц, в первую очередь – представителей правящей фамилии. Ко всему, именно в Иркутске впервые в Восточной Сибири стали сооружать подобные строения, которых, начиная с 1789 года (первая иркутская арка по случаю приезда генерал-губернатора И.А. Пиля) и до настоящего времени было шесть.

Одна из самых известных достопримечательностей города – Московские триумфальные ворота. Несколько предложенных ниже фактов позволят представить их историю. 

Причины создания

Официальная версия возведения триумфальных ворот изложена в одной из двух закладных железных досок, заложенных в основание пилонов арки. В ней говорится, что «сии градские ворота воздвигнуты… по случаю всерадостнейшего дня восшествия на высочайший престол Государя Императора Александра I, торжественно празднуемого 12 марта 1811 года…». К моменту открытия они должны были являть торжество национального духа в период Отечественной войны 1812 года. Но городской фольклор  предлагал и иные версии. 

Одна из легенд сообщала, что ворота строились в это время для праздничной встречи либо Александра I, либо Наполеона, исходя из принципа «кто победит в войне».

Другая история объясняла факт появления ворот долгожданным окончанием моровой язвы, уничтожающей в губернии крупный скот. 

Закладка и открытие

По одним данным, закладка ворот произошла 9 июля 1811, по другим – 12 марта. Но однозначно 15 сентября 1813 года состоялся праздник по случаю открытия арки, когда сами Московские ворота были украшены иллюминацией, а на верхнем этаже, в так называемой чаепитной комнате, прошел прием в честь гражданского губернатора Николая Трескина и епископа Вениамина I.

Название 

Современная улица Декабрьских событий называлась ранее Ланинской, а еще раньше – Московской. Она являлась главной въездной магистралью нашего города. И на пересечении улиц Московско-Ланинской и Нижней набережной Ангары при въезде (выезде) из Иркутска на Московский тракт, в сторону Европейской части России, и встали ворота, вполне естественно названные Московскими. 

Создатели ворот

Ворота создавались в период правления сибирского генерал-губернатора И.Б. Пестеля и Иркутского губернатора Н.И. Трескина. На второй закладной доске сообщались фамилии деятелей городского самоуправления, среди которых: бургомистры Алексей Мясников, Иван Баженов; ратманы Гаврила Белоголовый, Александр Сибиряков, Александр Лычагов и другие лица. Непосредственно ворота возводились по проекту губернского архитектора Я.А. Кругликова. 

Внешний вид ворот

Фото

Московские ворота удачно вписывались в комплекс береговой застройки города. Их было видно при подъезде к Иркутску издалека, так как представляли они собой четырёхъярусное здание высотой 19 метров при ширине 7,1 метра и длине почти 16,5 метров. Построены ворота были на основе русских традиций – из кирпича на растворе из куриных яиц. После – оштукатурены, окрашены в желто-оранжевый с белым (отделка) цвет. По фасаду располагалась символическая лепнина, а внутри – помещения различного значения.

Однозначно архитектурное направление арки определить сложно, так как в ней соединились ампир, ренессанс и романский стиль.  

Предназначение строения

На каждом ярусе ворот и в ее колоннах располагались в разное время комнаты различного предназначения: приезжающих в город встречали специальные служители заставы, помещающиеся на первом уровне; этажом выше имелось помещение для караула; далее – наблюдательный пункт; самый верх – чаепитная комната (небольшой зал для церемоний встреч и проводов). Таким образом, арка выполняла несколько задач: выводила на тракт, ведущий в Европейскую часть страны, исполняла функции заставы, являлась станцией спасения на водах, использовалась для торжественных приемов. С 1880 года верхние этажи стали местом хранения документов губернского архива.

Разборка ворот

Содержание ворот требовало серьезных финансовых вложений, так как они постепенно ветшали из-за слабости фундамента, которая усугубилась несколькими подземными толчками 1912 года, накренившими сооружение в сторону Ангары. Несмотря на возмущения общественности, денег городские власти найти не могли, а приход большевиков окончательно разрешил ситуацию. В 1922 году было принято решение о сносе ворот, которое завершилось в 1925 году (по иным данным – в 1928).

Возрождение арки

В августе 2009 года, в честь 350-летнего юбилея города, в очередной раз встал вопрос о восстановлении памятника. Изначально было понятно, что сделать это на историческом месте не удастся, и современный аналог возводился в 20 метрах от своего прототипа. Руководил проектом восстановления и профинансировал его строительство Е.Г. Девочкин, передавший Московские ворота в дар Музею истории Иркутска.

14 сентября 2011 года ворота были торжественно открыты, причем на их создание ушло рекордно короткое время – 3 месяца. Нынешнее сооружение имеет практически исторические параметры, но возведено с использованием современных технологий. Его адрес: ул. Нижняя Набережная, 8/1.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

В нашем новом материале из рубрики ЖЗЛ Байкала речь пойдет о Федоре Дриженко — он провел масштабную водную экспедицию на озере, благодаря которой была построена первая паромная железнодорожная переправа.

pic

Трудно найти ученого, который бы сделал для Байкала так же много, как Верещагин. Продолжаем знакомить вас с замечательными людьми Байкала.

pic

Пароход «Иннокентий» был спущен на озеро в конце XIX века и стал первым научно-исследовательским судном Байкала. О его младшем «брате» и о том, как судно помогло при строительстве КБЖД, — читайте в нашем материале.

pic

В нашей рубрике ЖЗЛ Байкала рассказываем о Константине Забелине, который 100 лет назад, будучи директором Баргузинского заповедника, первым заговорил о защите «сибирского золота» — соболе. А также о том, почему, спустя почти целый век, проблема остается по-прежнему актуальной, а «правила игры» — не меняются…

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать