Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур
© Фоторепортаж: Евгений Михайлов

Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур

В Иркутске прошел фестиваль «Энергия лета». Искусственный интеллект сгенерировал образы фигур, а художники из разных городов России построили их за неделю из соломы. Арт-объекты простоят на набережной Ангары до конца лета.

Марина Беклемишева Марина Беклемишева

В Иркутске завершился первый фестиваль соломы «Энергия лета», устроенный энергохолдингом Эн+. На память о нем на бульваре Гагарина до конца августа останутся 10 арт-объектов, созданных художниками из разных городов России. Все эти образы сгенерированы нейросетью и воплощены мастерами буквально за неделю.

Всего было израсходовано два КамАЗа соломы и 20 км бечевки.

– Солома – уникальный природный материал, с которым работают очень немногие. И для большей части участников этот опыт стал настоящим прорывом. Благодаря партнерам и скульпторам со всей России удалось открыть первое в стране арт-пространство подобного рода, – рассказала Вера Курочкина, заместитель генерального директора Эн+. 

Участники фестиваля работали с утра и до самой темноты, в проливной дождь и под палящим солнцем. Они сшивали солому иголками и нитками, прикалывали степлером, прикручивали шуруповертом и изобретали другие способы работы с экологичным и необычным материалом.

«Первый Байкальский» побывал на площадке и поговорил с участниками. 

Скульптура «Дух леса», 1 место

Алексей Васюков 
г. Краснокамск (Пермский край)

Победителем фестиваля стала работа «Дух леса» Алексея Васюкова из Пермского края
Победителем фестиваля стала работа «Дух леса» Алексея Васюкова из Пермского края
По словам автора, это добрый волшебник, оберегающий хрупкий мир вокруг нас
По словам автора, это добрый волшебник, оберегающий хрупкий мир вокруг нас

– Я решил, что у природы должен быть мистический защитник, поэтому запросил у нейросети именно «Духа леса». Искусственный интеллект выдал мне некий образ, а я его адаптировал, добавил новые элементы и детали. 

Арт-объект из соломы делаю впервые. Нахожу новые способы работы с материалом, включаю смекалку, в общем, изобретаю велосипед. Самое главное здесь – продумать каркас, на это ушло больше половины времени, а солома – это уже фактура. 

Если бы все скульпторы делали вечными, у нас все было бы в бронзе и камне. А здесь ты быстро создаешь, оно исчезает – и у тебя есть возможность снова работать. 

Скульптура «Байкальская рыба», 2 место

Георгий Чантурия 
пос. Утулик (Иркутская область)

Как рассказал мастер, его герой не терпит, когда кто-то оставляет после себя мусор
Как рассказал мастер, его герой не терпит, когда кто-то оставляет после себя мусор

– Я живу на Байкале, мне интересна окружающая среда, поэтому я и сделал запрос нейросети «байкальская рыба». И сгенерированный образ мне очень понравился. Это такая чудо-рыба, а не омуль, который многим представляется.
 
Нейросеть – это помощь для художника. Она экономит массу времени, которую мы обычно тратим на техническую сторону. Уже не надо рисовать, стирать, снова рисовать и снова стирать. 
 
Я привык создавать то, что скоро исчезнет, ведь больше 20 лет строю ледяные городки в иркутском сквере Кирова. Конечно, в каждом произведении остается часть души. Но они дарят радость публике, и это хорошо.

Скульптура «Мой дом», 3 место

Ольга Морозова 
г. Омск
 

Ольга Морозова: «Нейросеть я рассматриваю как библиотеку образов и смыслов, где можно быстро набрать нужную информацию и оформить ее».
Ольга Морозова: «Нейросеть я рассматриваю как библиотеку образов и смыслов, где можно быстро набрать нужную информацию и оформить ее».

– С соломой работать непросто. Вот я уже третий день прибиваю ее степлером к каркасу, потому что мне нужна графика, четкие грани. Приходится выбирать ровные соломинки, затем прикреплять их скрепками. Кажется, что ничего сложного, но рука уже отнимается.

Работать в затяжные дожди, конечно, непросто, но эти пейзажи на набережной Ангары вдохновляли. К тому же оказалось, что с влажной соломой работать гораздо удобнее, чем с сухой: она становится более пластичной.

У соломы приятный аромат, как у дерева. Можно прямо залезть в тюк и немножко отдохнуть (смеется). Из нее можно лепить, как из глины, но все же она не похожа ни на один материал.

Скульптура «Цветок судьбы»

Софья Загребалова 
г. Иркутск

В этой скульптуре зрители смогли разглядеть ураган, улитку, ухо и гнездо
В этой скульптуре зрители смогли разглядеть ураган, улитку, ухо и гнездо

– Я художница-самоучка, сейчас учусь в Иркутском техникуме архитектуры и строительства. И это моя первая скульптура.  
 
К нейросети у меня был запрос «Роза. Абстракция». Обычный цветок скучновато делать, другое дело – абстрактный образ. Даже сейчас люди подходят и гадают, что это. Слышала уже разные версии: ураган, улитка, ухо, гнездо и так далее. В этом и смысл – чтобы каждый увидел свое.

 

Скульптура «Птицы солнца»

Оксана Горбунова 
г. Свирск (Иркутская область)

Журавлиная стая, созданная художницей из Свирска
Журавлиная стая, созданная художницей из Свирска

– Я попросила нейросеть сгенерировать журавлей. Это птицы, в которых, по легенде, превращались погибшие воины. А еще журавли прилетают с наступлением лета, так что они идеально подходят для летнего фестиваля. Правда, чтобы получилось именно то, что нужно, пришлось уточнять все до мельчайших деталей. 

Нейросеть – это чудо. Конечно, эскизы нужно дорабатывать, но это огромная помощь художнику, когда буквально за несколько секунд можно увидеть разные варианты работы, даже представить, как она будет выглядеть в пространстве.

С соломой я работаю впервые. Могу сказать, что материал приятный, ароматный, принимает любую форму, после него руки остаются чистыми.

Скульптура «Рыбак и его рыба»

Максим Усов 
с. Тельма (Иркутская область)

 

Образ рыбака автор выбрал за узнаваемость и за то, что он затрагивает проблемы взаимодействия человека и природы
Образ рыбака автор выбрал за узнаваемость и за то, что он затрагивает проблемы взаимодействия человека и природы

– Из соломы здорово плести. А когда она мокрая, ее можно крутить, связывать и придавать ей любую форму. В этом смысле дожди сыграли нам на руку.

Нейросеть для меня спорное явление. Любая сгенерированная ей фигура остается незавершенной. Приходится проявлять смекалку, чтобы осуществить идею. К тому же люди быстро привыкают к хорошему и могут потерять ценный навык самостоятельного генерирования идей. Сейчас даже в интернете можно найти любую картинку, но лучше все-таки изобретать самому. 

К короткой жизни скульптуры я отношусь нормально. Любая работа рано или поздно разрушится, даже бетонная. Смысл в том, чтобы она несла красоту в течение отмеренного ей времени.

Скульптура «Единорожка»

Андрей Кузнецов 
г. Шелехов (Иркутская область)

Единорога можно встретить не только в сказках, но и на набережной Иркутска до конца лета
Единорога можно встретить не только в сказках, но и на набережной Иркутска до конца лета

– Я впервые работаю и с соломой, и с нейросетью. Материал отдаленно похож на глину: ты набираешь массу, лепишь, получаешь нужную форму, а потом дорабатываешь. 

Нейросеть хороша как источник идей. Задаешь параметры, она тебе выдает сразу 20 изображений. Но искусственный интеллект многого не учитывает, иногда игнорирует детали запроса. Ему еще нужно поучиться у людей!

Свою скульптуру я называю «Единорожка-красотка». Знаю, что ее жизнь продлится всего пару месяцев. Жалею, но что поделать – даже гранит со временем разрушается. 

Скульптура «Байкальский кит»

Илья Мехряков
г. Пермь

Илья Мехряков решил использовать объемность материала и построил из соломы кита
Илья Мехряков решил использовать объемность материала и построил из соломы кита

– Я выбрал кита, потому что в моем представлении солома позволяет создавать большие объемы. Солома – это фактура и текстура. Она дает тени, рельеф, имеет цвета и рисунки: где-то есть колоски, где-то встречаются листики. Эффект абсолютной органичности. 

Нейросеть для меня – бесценный инструмент для творчества. И радует то, что инструмент этот свободный. Ее может использовать каждый человек. За этим будущее.

Скульпторы, работающие со льдом (как я), приучены к тому, что работа исчезнет, переродится. Мы и так наследили в вечности, зачем нам еще и вечные произведения?

Скульптура «Заяц Дзен»

Юрий Мистрюков
г. Рязань
 

«Из всех материалов, с которыми я работал, солома ближе всего ко льду», — говорит автор.
«Из всех материалов, с которыми я работал, солома ближе всего ко льду», — говорит автор.

– Заяц, которого выдала нам нейросеть, был недостаточно остёр. Я решил, что работа должна быть звонче. Мы переместили зайца в центр круга и решили, что он у нас будет заниматься йогой: такой поджарый, бодрый, рельефный. Через йогу пришли к медитации, начали фантазировать: заяц ищет гармонию, счастье, к нему стекаются морковки…

А потом были сладкие творческие муки: сначала прибиваешь, затем подстригаешь. Солома же мохнатая, и чтобы придать ей пластичности, приходится приложить немало усилий. 

Я с удовольствием пользуюсь нейросетью как инструментом, но знаю, что она не заменит художника. Мы не перестанем рисовать эскизы, но искусственный интеллект сможет подсказывать нам неожиданные ходы, детали, изюминки. И кто сказал, что скульптура исчезнет? В век фотографий и соцсетей она останется с нами навсегда. 

Скульптура «Бабочка»

Роман Веснин 
г. Свирск (Иркутская область)

Роман Веснин: «Бабочка для меня – символ просветления. Если увидел бабочку, значит, находишься в зоне прозрения»
Роман Веснин: «Бабочка для меня – символ просветления. Если увидел бабочку, значит, находишься в зоне прозрения»

– Я принципиально отвергаю нейросеть. Думаю, что моя цивилизация закончится на ручном труде. Обращение к искусственному интеллекту – это деградация сознания: мы ленимся думать, возлагая ответственность на робота. Поэтому с нейросетью напрямую я не взаимодействовал, мне предоставили эскиз. 

Солома – потрясающий живой материал, который я знаю и люблю с детства. Это приятный запах, теплый охристый цвет и возможность работать быстро. В этой быстротечности есть своя приятная философия. Мгновенный результат дает больше возможностей для импровизации. Дал эмоцию – приступаешь к следующей. В наше время клипового мышления это то, что нужно.

Работы фестиваля «Энергия лета» останутся на набережной Ангары до конца августа. Вход в арт-пространство свободный.

 

Еще больше событий, удивительных фактов и лайфхаков для путешествия на Байкал – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь! 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур

1500 волонтеров со всей страны будут собирать и сортировать мусор в 12 городах России. На Байкале уборки пройдут на Курминском заливе, вблизи КБЖД и на восточном берегу озера — все точки мы нанесли на интерактивную карту. Участие бесплатное, регистрация еще открыта.

Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур

«Первый Байкальский» побывал на крупнейшем за Уралом музыкальном фестивале «Голос кочевников». Опен-эйр проходил 12-13 июля в Ацагатской степи в Бурятии и собрал более 17 тысяч зрителей. Рассказываем, как устроена жизнь в лагере, кто из музыкантов запомнился больше всего и что важно учесть, отправляясь на фест под открытым небом.

Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур

С 12 по 14 июля в Иркутске под открытым небом прошел масштабный фестиваль «Энергия+». В столицу Восточной Сибири приехали знаменитые писатели, режиссеры и актеры современности, на набережной Ангары художники построили соломенный арт-парк, а на бульваре Гагарина работал кинотеатр. За три дня фестиваль посетили почти 16 000 человек.

Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур

Лето – время приключений, путешествий и ночей под открытым небом. Мы собрали 12 музыкальных, гастрономических, экстремальных и астрономических фестивалей. Самое время распланировать свое лето на Байкале!

Заяц-йог и гигантская черепаха: как нейросеть и художники построили парк соломенных скульптур