30 января, в день столетия Гайдая, в Иркутске открылся проект, посвященный его творчеству. Экспонаты искали и собирали по всей стране целый год. Чтобы доставить один из раритетов, устроили «Операцию Ы» с оцеплением улицы и летающей машиной. «Первый Байкальский» побывал на монтаже выставки и готов раскрыть ее секреты
«ГайдайЦентр» (Центр развития кинематографии имени Леонида Гайдая) создали в Иркутске еще 10 лет назад. Его главная цель – открытие музея Гайдая. А выставку к 100-летию режиссера руководитель центра Юрий Яшников в шутку называет репетицией этого события.
– У Гайдая к творчеству всегда был неординарный, яркий, эксцентричный подход. И мы решили пойти по его стопам, – объясняет исполнительный директор выставки Ольга Стрекаловская. – Мы хотели отразить эпоху, в которой жил и работал гений, и одновременно рассказать обо всех этапах кинопроизводства, о разных профессиях в этом искусстве.
Выставку «Режиссер Гайдай. Как он это делал?», открывшуюся в центре современного искусства «Огонь», разделили на 11 частей, соответствующих этапам кинопроизводства: сценарий, раскадровка, кастинг, костюмы, реквизит, съемка, монтаж, озвучание, худсовет, пропаганда и премьера.
Истории обретения некоторых экспонатов могли бы лечь в основу гайдаевского фильма...
Среди уникальных документов, представленных в Иркутске впервые, – хроника со съемок фильмов «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Долгое время считалось, что от гайдаевского «бэкстейджа» сохранились только фотографии. Оказалось, есть и видео. Редчайшие кадры все эти годы хранил Красногорский государственный архив кинофотодокументов. Теперь иркутяне смогут увидеть, каким был Леонид Иович на съемочной площадке.
Почему фильмы Гайдая подолгу не выпускали на экраны, можно узнать из документов Мосфильма. Советской цензуре нравились далеко не все действующие лица и актеры. Например, им пришлась не по нраву игра Нонны Мордюковой, чиновники назвали ее «неубедительной».
– Из предоставленных Мосфильмом документов мы понимаем, что многие эпизоды из «Бриллинатовой руки» вырезали, – отмечает Ольга Стрекаловская. – Например, сцены с гидом в Стамбуле, роль которого исполняла жена Юрия Никулина, Татьяна. Подвергся критике, конечно, и стриптиз Светланы Светличной. Обо всем этом можно прочитать в протоколах.
Любопытные экспонаты для выставки предоставила Киностудия имени М. Горького. Там сохранились народные костюмы со съемок фильма «Ляна», в котором студент ВГИКа Леонид Гайдай в 1955 году выступал режиссером-практикантом и сыграл роль второго плана. Костюм, в котором снимался молодой Леонид, теперь выставлен в Иркутске.
– Сейчас удивительно, что от гайдаевских фильмов почти не осталось костюмов, но объяснить это просто: в то время не было вещизма. После съемок костюмы использовали в других картинах, а если одежда становилась непригодна, ее просто выбрасывали, – подчеркивает Ольга Стрекаловская. – И потому еще более ценно, что на киностудии имени Горького почти 70 лет хранили реквизит фильма «Ляна».
Один из самых эффектных экспонатов на выставке – раритетный автомобиль СМЗ С-3А. Именно на такой машине-мотоколяске, выпускавшейся на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 года, передвигались Трус, Балбес и Бывалый в «Операции Ы». Машину в народе прозвали «моргуновкой», потому что за рулем был Евгений Моргунов.
Искали редкую модель по всей стране, а нашли в Иркутске у коллекционера. Специально для выставки автомобиль перекрасили в тот самый «киношный» цвет, а дальше началась самая захватывающая часть истории...
Для доставки артефакта в центр современного искусства «Огонь» создателям экспозиции пришлось провернуть собственную «Операцию Ы». Дело в том, что ширина дверного проема в выставочном зале – 90 см, а ширина машины – 145. Здание является памятником архитектуры, и расширять проемы в нем, конечно, нельзя. А вот окна у старинного дома большие, поэтому машину решили заносить через одно из них. На второй этаж.
В ночь с 20 на 21 января в Иркутске перекрыли улицу Чкалова, с помощью крана подняли раритет и через окно занесли его в зал.
Действовать пришлось с особой осторожностью, чтобы не повредить ни машину, ни оконный проем. Раму на время экстремальной доставки пришлось выставить.
В апреле, когда выставка завершит работу, все эти действия придется проделать вновь, чтобы вернуть машину коллекционеру. Так что у иркутян снова будет возможность наблюдать парящую в воздухе «моргуновку».
Экспонаты для проекта собирали по всей стране. Предметы быта 1960-1970-х годов искали на сайтах объявлений и в антикварных магазинах.
– За год мы купили десятки советских предметов быта. Например, телевизор «Рубин», как в «Кавказской пленнице» и «Иване Васильевиче». Нашли радиолу «Вега», копия которой до сих пор стоит в кабинете Леонида Гайдая в московской квартире Нины Гребешковой (супруги режиссера, – Прим. авт.). Удалось найти даже советские бумажные обои в цветочек, их мы поклеили в кабинете, – перечисляет Ольга Стрекаловская.
А вот таксофонную будку тех времен в хорошем состоянии найти не удалось, поэтому сделали точную копию. 250-килограммовую железную конструкцию сварили в Химках и доставили в Иркутск.
В будке установили настоящий старый таксофон. Если снять трубку, на том конце провода вы услышите Жоржа Милославского или очередную пассию режиссера Якина, которая спешит поделиться новостью: «Алло, Галочка, ты сейчас умрешь!»
В будущем экспонаты выставки лягут в основу музея Леонида Гайдая в Иркутске. Например, редкая коллекция автографов, которую «ГайдайЦентр» собирает уже десять лет. Здесь есть личные подписи Юрия Никулина, Владимира Этуша, Натальи Крачковской, Нонны Мордюковой, Савелиия Крамарова, Анатолия Папанова и других гайдаевских «любимчиков».
– Еще 10 лет назад мы понимали, что к моменту появления в Иркутске музея Леонида Гайдая от нас уйдут многие легенды и у нас должно остаться хоть что-то из того, к чему они прикасались, – объясняет руководитель «ГайдайЦентра» Юрий Яшников. – Для меня Гайдай, как бы странно это ни прозвучало, прежде всего проектировщик человеческих эмоций. Сидя за письменным столом 60 лет назад, он придумал, какие чувства испытают наши внуки, смотря его фильмы. Сегодня мы яснее осознаем глубину этого проектирования, а через 50 лет сила его мысли станет еще более очевидной для всех людей, говорящих на русском языке.
Выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?» работает с 30 января по 2 апреля в центре современного искусства «Огонь» (Иркутск, ул. Марата, 11) каждый с 12 до 20 часов (кроме понедельника). Цена полного билета – 400 рублей, льготного – 200 рублей.
«Первый Байкальский» побывал на крупнейшем за Уралом музыкальном фестивале «Голос кочевников». Опен-эйр проходил 12-13 июля в Ацагатской степи в Бурятии и собрал более 17 тысяч зрителей. Рассказываем, как устроена жизнь в лагере, кто из музыкантов запомнился больше всего и что важно учесть, отправляясь на фест под открытым небом.
С 12 по 14 июля в Иркутске под открытым небом прошел масштабный фестиваль «Энергия+». В столицу Восточной Сибири приехали знаменитые писатели, режиссеры и актеры современности, на набережной Ангары художники построили соломенный арт-парк, а на бульваре Гагарина работал кинотеатр. За три дня фестиваль посетили почти 16 000 человек.