Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились
© Фото: http://depositphotos.com/

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились

Рассказываем интереснейшую историю о том, как дореволюционный Иркутск стал центром велосипедного спорта Сибири, а также о возможностях современного уникального «экстрима» байкальских дорог.

Первые велосипеды, а, соответственно, и велосипедисты появились в Иркутске в начале 90-х годов XIX столетия, в 1891 – 1892 гг.

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появилисьНа тот момент приобретение велосипеда было равносильно покупке вещи из разряда «роскошь», так как во второй половине века его стоимость колебалась от 250 до 400 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего – около 20 рублей в месяц, стоимость рояля – около 200 рублей, лошади для повозки – около 100 рублей).

По разным данным можно достаточно условно представить увеличение численности велосипедов в городе. Полагают, что в 1891 году их было всего 2-3, ну а для передвижения по улицам подобный вид транспорта использовал только А.И. Шумихин, которого ряд источников называют организатором велосипедной езды как спорта в городе. Другие передают «пальму первенства» в этой сфере известному купцу Н.В. Яковлеву, владельцу первого в городе оружейного магазина и хозяина первого авто. Через год, к началу велосипедного сезона, в городе было уже около 15 хозяев велосипедов. И они демонстрировали свои новинки горожанам, совершая коллективные поездки.

Вызванный в городе из-за подобного новшества ажиотаж поддерживался хозяевами велосипедов, которые считали обязательным ритуалом отправиться вместе со своим сокровищем через центр города в фотографию, чтобы запечатлеть столь значимое событие своей жизни.

Но не у всех данная новинка вызывала позитивную реакцию. Не забывайте, что тогда основной вид транспорта в Иркутске был – «лошадиная сила», но не та, которая сегодня считается количеством «лошадок» под капотом современного автомобиля, а натуральная, гужевая. И поэтому раздражение ряда горожан вызывало то, что велосипедисты… пугали лошадей, а иногда и наезжали на них. Извозчики возмущались, писали жалобы в полицию, и, как результат, во избежание недоразумений полицмейстер просто запретил ездить по городу на велосипедах. 

Спортсменам срочно нужно было искать выход, и он нашелся, когда было решено объединиться и создать общество велосипедистов-любителей. Необходимо было изменить негативное отношение к велосипедному спорту, пропагандировать его преимущества для членов иркутского городского общества. По разным данным, велосипедов в Иркутске к моменту собрания было уже целых 34 штуки (октябрь 1892 года – дата спорная). Уместно напомнить, что накануне прокладки Транссиба (1898 год) население города достигало около 50 тысяч человек. Руководителя общества называли командором, и им был избран один из инициаторов сообщества А.И. Шумихин.

Фото

Оставалось решить основную проблему – возможность поездок на велосипеде по улицам. Существующие правила, исходя из которых при встрече лошадей, обна­руживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него, устраивали не всех, так как эти же правила запрещали велосипедистам двигаться по основным улицам города, напротив пароходных пристаней, на всех базарных площадях, а также на мостах. Но постепенно симпатии горожан были велосипедистами-любителями завоеваны, так как в практику вошла организация велосипедных состязаний с демонстрацией цирковых номеров. И городские власти выделили обществу велосипедистов 13 десятин земли в красивейшем месте – березовой роще в предместье Глазково (Кайская роща). 30 мая 1893 года в Иркутске была открыта спортивная площадка с велосипедным треком, фактически являющаяся целым спортивным городком, в котором были и беговые дорожки, и гигантские шаги для детей, и крокет, и кегли, и даже детские велосипеды. 

Так как к моменту открытия были готовы трековые дорожки, вполне естественно, что программа открытия включала уже и собственно велосипедные гонки. Городские власти и общественность города сформулировали для себя цель создания такого объекта достаточно просто – содействие развитию у молодежи интереса к спорту. Но открывался циклодром традиционно – молебном, после которого собственно развлечения и наступили. Городской голова В.П. Сукачев праздновал вместе со всеми. Членам общества велосипедистов-любителей было чем гордиться. На момент открытия циклодрома в общество входило уже около ста человек – владельцев велосипе­дов известных марок «Дукс», «Сафати», «Рудж» и «Ковентри». 

Очень скоро именно циклодром, являющийся фактически единственным подобным сооружением Сибири, становится любимым местом празднества иркутян.

Известно, например, что в 1894 году пожарные города со знаменем отправились за циклодром, где состоялось гуляние и угощение нижних чинов.

С 1895 года на циклодроме стали проводиться спортивные гонки, на которых победителю присваивали звание «Первый ездок Иркутска» и вручали золотой жетон.

Ко всему, был построен и летний театр, где летом 1896 года проводились концерты, а за два месяца до дня коронации Николая II (состоялась 14 (27) мая 1896 года) в Москву с целью успеть на это торжественное мероприятие отправились с циклодрома два велосипедиста – Алфимов и Распопин.

С 1900 года публично на велосипедных соревнованиях осмелились появиться и женщины. На мужских велосипедах и в мужских костюмах две сестры приняли участие в состязаниях на дистанции 1500 метров. По сообщениям прессы, победительницей стала старшая сестра – М.И. Петражевская, награжденная золотым жетоном «За первые дамские гонки».

В тот период именно велосипед являлся основным транспортным средством, способствующим развитию туризма в городе, так как предоставлял возможность достаточно мобильно исследовать окрестности Иркутска.

Но после революции и Гражданской войны популярность велоспорта в городе снизилась, однако эта уже другая история.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились

Гастрономические традиции сибиряков могут удивить даже искушенного гурмана. Рассказываем, где в пирог кладут рыбу с чешуей, какой аналог суши придумали на Байкале и какую закуску любой якут сможет приготовить за 5 минут.

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились

Иркутск постоянно преображается. Его архитектура бережно адаптируется под современные реалии не только благодаря властям, но и бизнесу. Один из последних примеров – здание «Востсибугля». Оказывается, после реконструкции здесь появится еще один этаж. Мы решили разобраться, насколько подобная практика свойственна для города.

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились

Авторы проекта «Энергия преобразований» отыскали потомков создателя Курбатовских бань и поговорили с ними

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились

По пути на Байкал часто можно видеть людей, которые брызгают молоком в разные стороны или завязывают ленты на столбах. Здесь, на Байкале, это называется «бурханить» – то есть задабривать духов места. Кому можно и кому нельзя проводить этот ритуал, какие существуют правила и почему «бурханить» – не совсем подходящее для этого слово? Разбираемся с шаманом Виталием Балтаевым. 

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились