В галерее Бронштейна состоялась премьера нового выставочного проекта. В нем собрано 30 метафоричных работ – но ни у одной нет названия. Такова задумка автора Рината Ахметова. Мы поговорили с художником, выбрали несколько впечатляющих картин и попробовали сами их озаглавить.
«На линии солнца» – это выставка художника-экспериментатора из Казани Рината Ахметова. Он виртуозно сочетает на холстах дерево, медь, латунь, железо, алюминий, эмаль, поталь, масло и акрил. И создает образы, над разгадкой которых можно провести не один час. Здесь нет правильных ответов – любую интерпретацию зрителя автор воспринимает как сотворчество. Оттого и названий своим работам мастер не дал: эту возможность оставил публике. Вот что получилось у нас.
Тихая звездная ночь, ясное небо, старый забор и необыкновенной формы месяц... Хотя, может, вовсе не месяц, а приоткрытая дверь, из-за которой пробиваются яркие лучи света. За этой дверью может скрываться и параллельный мир, и вход в портал. Или так автор приглашает нас в свою жизнь и в свое искусство?
Снизу картину «обрамляют» реальные фрагменты старого забора. Элементы для своих картин Ринат собирает в старых разрушенных купеческих домах в центре Казани. Этот забор как раз оттуда. Это дерево дышит историей: следы прожитых лет видны в каждой бороздке.
«Деревянный забор похож на человека, который прожил долгую интересную жизнь. И вот он стоит перед приоткрытой дверью, свет зовет его. Куда? Пусть каждый решит по-своему», – рассуждает автор.
Ринат Ахметов – известный мастер из Татарстана, член Союза художников России. В Иркутске его персональная выставка проходит впервые. Произведения, вошедшие в проект «На линии солнца», мастер создавал в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса и режима самоизоляции.
Все взрослые помнят, какой волшебной в детстве кажется зима: деревья наряжены в белые пушистые шубы, а снег переливается и искрится на солнце, будто миллионы драгоценных камней. Можно упасть в сугроб, запрокинуть голову и смотреть в ясное голубое небо, выдыхая в него морозный воздух и слушая зимнюю тишину.
«Я осознанно добивался эффекта изморози: этих неповторимых узоров, которые природа создает на окнах и ветвях деревьев. Вид в небо из зимнего леса. Но это лишь моя задумка, пусть кто-то увидит здесь космос, Байкал или птичьи перышки. Мне по душе обилие интерпретаций», – добавляет автор.
Первая встреча Рината Ахметова с Байкалом состоялась прошедшим летом. Теперь художник работает над серией картин, посвященных озеру, несколько работ уже готовы. «Я здесь гость и вижу озеро по-своему... А как? Я вам обязательно покажу».
Эта работа родилась по следам книги Александра Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» произвел на художника такое сильное впечатление, что он решил отразить это в картине. Через холст протянута настоящая колючая проволока, а за высоким забором осталось ночное поле, усеянное цветами, и луна, усыпанная медными бутонами.
«Это души, которые постепенно уходят в небо, – расшифровывает свою задумку художник. – История переписывается, многое в этой жизни забывается, но души людей, оставшихся в лагерях, теперь навсегда там, наверху».
Это не карта мира, как может показаться издалека. Это действительно автопортрет художника. На монетах, украшающих полотно, можно различить года. Первой идет та, что отчеканена в 1968-м, – в год рождения художника. А следом за ней – копейки, созданные в важные для живописца годы.
«А вот это золотое, блестящее, медное – человеческая радость. Ведь в каждой семье рождение ребенка – настоящий праздник. Как видите, дорожка из монет продолжается, как и мой творческий путь», – говорит Ринат Ахметов.
Эти три полотна так и остались бы для зрителей разрозненными произведениями, если бы не подсказка автора. Читатели «Первого Байкальского» теперь знают, что в разных частях зала можно увидеть триптих, который Ринат Ахметов намеренно разделил.
«Выставка должна меняться, пусть картины поживут самостоятельно. Первую в триптихе работу я для себя назвал "Засуха". Яркое объемное солнце приближается к иссушенной земле, символизируя стремительное разрушение. Затем происходит вспышка, этот момент отражен в золотом квадрате – заглавной работе выставки, – подчеркивает автор. – Момент вспышки – возможность остановиться, подумать и осознать, что произошло. А после обязательно следует рождение – восход нового солнца над пшеничным полем. Жизнь всегда побеждает».
Выставка «На линии солнца» рассчитана в первую очередь на чувственное, ассоциативное восприятие. Эту коллекцию из 30 работ искусствоведы называют «золотой лирикой» в живописи. В уместности эпитета «золотая» сомневаться не приходится: медь, поталь, латунь переливаются всеми оттенками желтого, создавая теплое свечение в зале галереи.
Тонкостей своего творческого метода Ринат не раскрывает. Сложно представить, что нужно сделать с металлом, чтобы превратить его в такой переливающийся перламутром, жемчужный лес.
«Я обрабатываю металл и гравером, и кислотами, и огнем. Чеканю, полирую, шлифую. Чаще всего это полная импровизация, которая порой даже превосходит ожидания. Например, эти деревья при ярком освещении смотрятся светлыми, а в полутьме лес выглядит мрачно, даже зловеще».
«Линию солнца» можно еще и услышать. К десяти картинам звукорежиссер из Санкт-Петербурга Петр Иванов создал шумовые композиции. Прослушать их можно по QR-кодам, размещенным рядом с экспонатами.
А вот эту картину невозможно обвинить в мрачности. Нежные оттенки потали в сочетании с натуральным деревом создают атмосферу спокойствия и уюта. Так тепло может быть только рядом с родными.
«Чистое детство. Когда я гостил у бабушки и дедушки в деревне, вот так подходил к забору, смотрел вдаль. Тогда не понимал, насколько это ценно: хотелось обратно в город, к друзьям. Только сейчас пришло осознание, как важны эти воспоминания, чувство умиротворения, радость и теплота от общения с родными».
Пофантазировать на выставке «На линии солнца» можно до 11 декабря в галерее Бронштейна (Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 3). Стоимость посещения – от 50 до 150 рублей. Билет можно купить онлайн и оплатить Пушкинской картой.
В материале использованы фотографии «Первого Байкальского», Ольги Тучиной и галереи Бронштейна.
«Первый Байкальский» побывал на крупнейшем за Уралом музыкальном фестивале «Голос кочевников». Опен-эйр проходил 12-13 июля в Ацагатской степи в Бурятии и собрал более 17 тысяч зрителей. Рассказываем, как устроена жизнь в лагере, кто из музыкантов запомнился больше всего и что важно учесть, отправляясь на фест под открытым небом.
С 12 по 14 июля в Иркутске под открытым небом прошел масштабный фестиваль «Энергия+». В столицу Восточной Сибири приехали знаменитые писатели, режиссеры и актеры современности, на набережной Ангары художники построили соломенный арт-парк, а на бульваре Гагарина работал кинотеатр. За три дня фестиваль посетили почти 16 000 человек.