«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам
© Иллюстрация: Первый Байкальский
18 октября 2022 #культура

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

В галерее Бронштейна состоялась премьера нового выставочного проекта. В нем собрано 30 метафоричных работ – но ни у одной нет названия. Такова задумка автора Рината Ахметова. Мы поговорили с художником, выбрали несколько впечатляющих картин и попробовали сами их озаглавить.

Марина Беклемишева Марина Беклемишева

«На линии солнца» – это выставка художника-экспериментатора из Казани Рината Ахметова. Он виртуозно сочетает на холстах дерево, медь, латунь, железо, алюминий, эмаль, поталь, масло и акрил. И создает образы, над разгадкой которых можно провести не один час. Здесь нет правильных ответов – любую интерпретацию зрителя автор воспринимает как сотворчество. Оттого и названий своим работам мастер не дал: эту возможность оставил публике. Вот что получилось у нас. 

Не выходи из комнаты... 

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Тихая звездная ночь, ясное небо, старый забор и необыкновенной формы месяц... Хотя, может, вовсе не месяц, а приоткрытая дверь, из-за которой пробиваются яркие лучи света.  За этой дверью может скрываться и параллельный мир, и вход в портал. Или так автор приглашает нас в свою жизнь и в свое искусство?

Снизу картину «обрамляют» реальные фрагменты старого забора. Элементы для своих картин Ринат собирает в старых разрушенных купеческих домах в центре Казани. Этот забор как раз оттуда. Это дерево дышит историей: следы прожитых лет видны в каждой бороздке.  

«Деревянный забор похож на человека, который прожил долгую интересную жизнь. И вот он стоит перед приоткрытой дверью, свет зовет его. Куда? Пусть каждый решит по-своему», – рассуждает автор.

Ринат Ахметов – известный мастер из Татарстана, член Союза художников России. В Иркутске его персональная выставка проходит впервые. Произведения, вошедшие в проект «На линии солнца», мастер создавал в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса и режима самоизоляции. 

Под морозным небом

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Все взрослые помнят, какой волшебной в детстве кажется зима: деревья наряжены в белые пушистые шубы, а снег переливается и искрится на солнце, будто миллионы драгоценных камней. Можно упасть в сугроб, запрокинуть голову и смотреть в ясное голубое небо, выдыхая в него морозный воздух и слушая зимнюю тишину. 

«Я осознанно добивался эффекта изморози: этих неповторимых узоров, которые природа создает на окнах и ветвях деревьев. Вид в небо из зимнего леса. Но это лишь моя задумка, пусть кто-то увидит здесь космос, Байкал или птичьи перышки. Мне по душе обилие интерпретаций», – добавляет автор. 

Первая встреча Рината Ахметова с Байкалом состоялась прошедшим летом. Теперь художник работает над серией картин, посвященных озеру, несколько работ уже готовы.  «Я здесь гость и вижу озеро по-своему... А как? Я вам обязательно покажу». 

Свободные души

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Эта работа родилась по следам книги Александра Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ»  произвел на художника такое сильное впечатление, что он решил отразить это в картине. Через холст протянута настоящая колючая проволока, а за высоким забором осталось ночное поле, усеянное цветами, и луна, усыпанная медными бутонами. 

«Это души, которые постепенно уходят в небо, – расшифровывает свою задумку художник. – История переписывается, многое в этой жизни забывается, но души людей, оставшихся в лагерях, теперь навсегда там, наверху». 

Загадка автопортрета 

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Это не карта мира, как может показаться издалека. Это действительно автопортрет художника. На монетах, украшающих полотно, можно различить года. Первой идет та, что отчеканена в 1968-м, – в год рождения художника. А следом за ней – копейки, созданные в важные для живописца годы.   

«А вот это золотое, блестящее, медное – человеческая радость. Ведь в каждой семье рождение ребенка – настоящий праздник. Как видите, дорожка из монет продолжается, как и мой творческий путь», – говорит Ринат Ахметов. 

Сотворение мира. Триптих

Эти три полотна так и остались бы для зрителей разрозненными произведениями, если бы не подсказка автора. Читатели «Первого Байкальского» теперь знают, что в разных частях зала можно увидеть триптих, который Ринат Ахметов  намеренно разделил.  

Фотография1
Фотография2
Фотография3

«Выставка должна меняться, пусть картины поживут самостоятельно. Первую в триптихе работу я для себя назвал "Засуха". Яркое объемное солнце приближается к иссушенной земле, символизируя стремительное разрушение. Затем происходит вспышка, этот момент отражен в золотом квадрате – заглавной работе выставки,  – подчеркивает автор. –  Момент вспышки – возможность остановиться, подумать и осознать, что произошло. А после обязательно следует рождение – восход нового солнца над пшеничным полем. Жизнь всегда побеждает».  

Выставка «На линии солнца» рассчитана в первую очередь на чувственное, ассоциативное восприятие. Эту коллекцию из 30 работ искусствоведы называют «золотой лирикой» в живописи. В уместности эпитета «золотая» сомневаться не приходится: медь, поталь, латунь переливаются всеми оттенками желтого, создавая теплое свечение в зале галереи. 

Запретный лес 

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Тонкостей своего творческого метода Ринат не раскрывает. Сложно представить, что нужно сделать с металлом, чтобы превратить его в такой переливающийся перламутром, жемчужный лес.  

«Я обрабатываю металл и гравером, и кислотами, и огнем. Чеканю, полирую, шлифую. Чаще всего это полная импровизация, которая порой даже превосходит ожидания. Например, эти деревья при ярком освещении смотрятся светлыми, а в полутьме лес выглядит мрачно, даже зловеще». 

«Линию солнца» можно еще и услышать. К десяти картинам звукорежиссер из Санкт-Петербурга Петр Иванов создал шумовые композиции. Прослушать их можно по QR-кодам, размещенным рядом с экспонатами. 

Родня

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

А вот эту картину невозможно обвинить в мрачности. Нежные оттенки потали в сочетании с натуральным деревом создают атмосферу спокойствия и уюта. Так тепло может быть только рядом с родными.  

«Чистое детство. Когда я гостил у бабушки и дедушки в деревне, вот так подходил к забору, смотрел вдаль. Тогда не понимал, насколько это ценно: хотелось обратно в город, к друзьям. Только сейчас пришло осознание, как важны эти воспоминания, чувство умиротворения, радость и теплота от общения с родными».  

Пофантазировать на выставке «На линии солнца» можно до 11 декабря в галерее Бронштейна (Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 3). Стоимость посещения – от 50 до 150 рублей. Билет можно купить онлайн и оплатить Пушкинской картой. 

В материале использованы фотографии «Первого Байкальского», Ольги Тучиной и галереи Бронштейна.  

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Собрали бодрый весенний дайджест: с 1 по 3 марта нас ждет поход по льду Байкала, музыкальный арт-фестиваль, большой слет Дедов Морозов и лыжный марафон.

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

Бесплатный матч со звездами хоккея на Байкале, первая в этом году «Гаражка», благотворительная ярмарка в пользу котиков и огненная выставка – у вас есть три дня, чтобы все успеть!

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

На острове Ольхон в пятый раз стартовал фестиваль ледовой скульптуры. 13 мастеров России и Монголии создали из наплесков целый парк ледяных фигур, который протянулся на один километр. Где искать драконов, русалок и шаманов, что такое ледопластика и до какого числа можно посетить парк?

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам

В выходные на Байкале стартуют два фестиваля ледовой скульптуры. В субботу можно попасть на лекцию «Кто обитает на дне Байкала?» и первый мужской маркет, а во вторник – на большой бизнес-интенсив.

«На линии солнца»: выставка, где можно давать названия экспонатам