The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

© Photo: Key To Baikal
International holiday - Mother Earth Day associated with the expression of respect to the Mother of all living things – is celebrated on April 22. Since ancient times the peoples of Baikal have treated their land with great respect, believing in the fact that it will fill their life with joy and prosperity...

The Earth and its ecosystems create the necessary conditions for the existence of mankind; therefore today it is so important to maintain harmony with the planet and its nature. The name “Mother Earth” is characteristic of the cultures of many peoples. And it is no coincidence. It indicates the level of awareness of the relationship between the planet and the man.

The unique experience of harmonious coexistence with the Earth, its flora and fauna, is demonstrated by the customs of the indigenous peoples, including those living on the coast of the Great Baikal.

The Broad Land Is Our Mother, the High Sky Is Our Father

The traditional religious beliefs of the indigenous population of Baikal, the Buryats and the Evenks (Tunguses), are characterized by the idea of ​​the inseparable unity of two worlds - the world of people and the world of nature.

The most probative fact of the deep ecological consciousness of these people was and still is the cult of worshipping both their territory - the habitat of their people - and the Earth in general.

The concept of “Earth” in the Buryat and Tungus languages – “delegey, delekhei daida” - means “vast, plentiful”. This main epithet of the Earth tells about its immensity, boundlessness.

An important role in the life of the autochthonous population of Baikal is played by the Earth as a territory of their residence. However, the image of the Earth is inextricably linked with their perception of the world view with the obligatory deification of the Eternal Blue Sky and Earth – the forces giving energy to people.

Buryats respectfully called the Earth “mother”, and the sky, in turn, “father”.

There is a very old legend about the epoch when the main deities were only goddesses embodying the Mother. The progenitrix of all the gods was considered Ekhe-Burkhan living in the darkness and primeval chaos. Once she wanted to separate the sky from the earth, and for that purpose, she created a wild duck that dove into the water. Having reached the surface, the duck brought dirt in its beak, and Ekhe-Burkhan used this mud to build Mother Earth - Ulgen (literally meaning “broad”), and then “settled”  plants and animals on it.

Some Buryat families called the deity of the earth Etugen, others - Ulgen. Etugen, as a rule, had an appearance of an old woman who lived “inside the earth”. The specifics of her purpose were largely connected with the translation of the name - “to give a birth”. Accordingly, she is the embodiment of a fertile source, fertility, the powerful goddess of nature. Therefore, the goddess Etugen patronized not only humans, but gave “a snow-white foal to a white mare, a noisy fledgling crow to a black crow, a sweet bird cherry berry to a green bird cherry tree.”

The body of the Mother Earth is the Earth’s surface. All the things that grow and are located on it are the children of Earth. Hence such a careful, even reverent attitude to the integrity of the soil - it was forbidden to dig the ground with sharp objects, pick grass, break branches without any real need... Such a behavior model has been cultivated in Buryat families since childhood. Children were initially told that it was prohibited to upset the Earth, to hurt it. A conspicuous fact is also known: the toes of the Buryat boots were bent upwards - this protected the land from accidental injuries.

Ancient Buryat beliefs told that happiness consisted from 77 parts: these were the things constituting life itself. Some of them clearly demonstrate the attitude to the environment:

- to prevent the earth from drying out;
- to prevent the forest from drying out;
- to prevent the grass from drying out;
- to prevent animals from dying etc.

Women’s Faces of the Earth

Initially, the Buryat deity of Earth was most often a goddess, although her male reincarnation appeared over time. There are many stories about the rites of worshipping the goddess. A special prayer-worship was conducted only by females who decorated themselves with bird cherry flowers. Even little boys were not allowed to attend the prayer.

Nevertheless, male gods prevailed in the Buryat pantheon, whereas among the Tunguses (Evenks) many higher deities were feminine - for example, “Mistress of the Universe”. Evenks have long lived in harmony with nature. In their culture, sacred significance was attributed to the land where the forest - taiga - grew, which was not only a habitat, but also the basis of the existence of this people. Taiga was perceived as a temple of nature that could not be desecrated.

Many researchers believe that the deification of the land, taiga in the image of a woman was the reason for emergence of “female” spirits of the taiga. Buryats community told legends about the girls and women who died young and later became the evil spirits of Muu Shubuun (“bad bird”). However, they lived in the wild taiga, which allows us to consider them the spirits of the taiga. They liked to turn into beauties and appear at the camp of hunters all of a sudden. Muu Shubuun had a magic bag under her arm: the person who took that bag became rich. Such a “beauty” tried to lure the hunter and persuade him to spend a night together. If a hunter was smart enough to understand who was standing in front of him and even take the bag by a trick, the properties of Muu Shubuun made him a wealthy and respected person. After all, one of the properties of the deity of the taiga was to bring wealth.

Surkharban - the Holiday of Worshipping the Spirits of the Earth

Surkharban is one of the most well-known summer holidays; Buryat population celebrates it in a very responsible way. An indicator of its popularity was and still is a great number of participants and guests. Eating treats together, singing national ritual songs, playing favorite games, performing the uniting Yokhor dance are indispensable attributes of Surkharban.

Naturally, the semantics of the word Surkharban provokes interest. A literal translation from the Buryat language is “shooting in sur.” Actually, “sur” is a target in the form of a peg wrapped with a leather belt: the shooter should not just hit it, but knock the peg out of the ground.

There is a version of the linguistic similarity of the words “surya” and “sur”. “Surya” in ancient Indian language means “the sun”, so it is suggested to understand surkharban as “shooting arrows in the sun”. An old tradition is a proof. Once tarbagan (a ground squirrel) was not only a man, but also a great shooter. But once a disaster occurred: three suns rose in the sky, instead of one; the earth was scorched, and a terrible drought began. Then the archer thought that it was necessary to shoot down additional suns with an arrow, but he did not hit the target. Being ashamed, he cut off of his thumbs and became an animal living underground.

Today, Surkharban can be called a celebration that unites the traditions of sport and the glorification of nature and the Earth.

The Essence of the Holiday

The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

Surkharban vividly shows the caring attitude of the Buryats to the preservation and development of their national sports, three of which are indispensable components of the competition program.

It has long been considered that every Buryat should master archery technique and be able to ride a horse, regardless of gender and age. In ancient times, such skills could save a person's life. And it is not surprising that the Buryats treated the bow and arrows extremely respectfully, placing them in the yurt at the proper worthy place.

Archery competitions on Surkharban are guided not by sporting rules, but by purely specific national competition rules. Representatives of different families try to encourage their most accurate archers (mergens) to participate. The targets (surs) are located on a specific site at a distance of 30-40 meters from the competitors. There is also a particularly valuable target – “lasti” (a stick). The task is to knock out 12 surs beyond the boundaries of the site, getting corresponding points for each of them. If you hit the “lasti” set in the middle of the pegs, you get the largest score. The winner is the shooter who has gained the largest number of points.

Horse races are very spectacular. Skillful riders and the fastest horses rush to the finish, overcoming 120-centimeter obstacles.

However, the most beloved and expected competition, without a doubt, is the national wrestling (bukhe barildaan). Its peculiarity in the Baikal region is that it is carried out “by belts”, when wrestlers (bators), hold each other’s belts and persistently fight until victory. Such a wrestling requiring strength and quick wit, as well as agility, is considered the most honest sport among different types of wrestling.

In conclusion, we would like to remind you once again: let’s learn to choose valuable things from the experience of our ancestors: they will help save the Earth for future generations.

Tell friends
Related articles
The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

We continue to acquaint you with the outstanding villages of Lake Baikal. This article will be dedicated to the village of Kachug. This place was inhabited by people many thousands of years ago. “Key to Baikal” will tell you about the traces left here by the ancient people and why it is better to come here in September.

The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

National costume is a code for modern people. It helps to perceive and understand the past of a nationality, its traditions and features of self-actualization. Let alone the special energy conveyed by hand-made things. “Key to Baikal” tells you about the peculiarities of the costume of the ancient people who lived around Lake Baikal and about the way the lake influenced their fashion...

The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

A dinner or a lunch for the ancient peoples of Lake Baikal was not just a meal, but an entire rite with its own rules and traditions. “Key to Baikal” will tell you how to cook Tungus-style meat and how the eating habits of the ancient people of the lake changed depending on the season.

The Mother of All Living Things: the Earth is Worshipped on Baikal

The waters of the only sea lake on the planet have always required respectful attitude. Baikal does not fit into the framework of being “good or bad”. It is just indifferent to human lives and can easily take them away as a sacrifice…We will tell you a story about this in our new horror article.

Мать всего живого: как почитают Землю на Байкале

Мать всего живого: как почитают Землю на Байкале

© Фото: Первый Байкальский
22 апреля отмечается общемировой праздник — День Матери-Земли, связанный с выражением почтения к единой для всего живого обители. Народы Байкала с древности относятся к своей земле с огромным уважением, веря в то, что тогда их жизнь будет полна радости и достатка…

Земля и ее экосистемы создают необходимые условия для существования человечества, поэтому так важно сегодня сохранять гармонию с ней и ее природой. Название «Мать-Земля» характерно для культур многих народов. И это неслучайно. Оно показывает уровень осознания зависимости между планетой и человеком.

Уникальный опыт органичного сосуществования с Землей, ее растительным и животным миром демонстрируют обычаи коренных народов, в том числе и проживающих на побережье Великого Байкала.

Широкая земля – мать наша, высокое небо – отец наш

Традиционные религиозные воззрения коренного населения Байкала, бурят и эвенков (тунгусов), характеризуются наличием идеи о неразрывном единстве двух миров – мира людей и мира природы. 

Самым доказательным фактом глубинного экологического сознания этих людей являлся и является культ почитания как своей территории, родового пространства, так и Земли вообще.

В бурятском и тунгусском языках понятие «земля» – дэлэгэй, дэлэхэй дайда – означает «обширный, обильный». Этот главный эпитет земли указывает на ее необъятность, бескрайность.

Важную роль в жизни автохтонного населения Байкала играет Земля и как территория проживания. Но образ Земли неразрывно связан с восприятием картины мира, необходимым элементом которой было обожествление Вечного Синего Неба и Земли, как сил, дающих энергию человеку.

Буряты уважительно величали землю матерью, а небо, в свою очередь, отцом.

Известно очень старое предание о той эпохе, когда главными божествами являлись только богини, воплощающие Мать. Праматерью всех богов считалась Эхе-бурхан, живущая там, где был еще мрак и первобытный хаос. Как-то она захотела отделить небо от земли и создала для этого дикую утку, нырнувшую в воду. Выбравшись на поверхность, утка принесла в клюве грязь, а Эхе-бурхан из нее слепила землю-матушку Ульгень (буквально – «широкая»), а после «заселила» ее растениями и животными.  

Одни бурятские роды называли божество земли Этуген, другие – Ульгень (Ульген). Этуген, как правило, представала в образе старухи, жившей «внутри земли». Специфика ее предназначения во многом связана с переводом имени – «давать начало». Соответственно, она – олицетворение плодородящего источника, плодородия, могущественная богиня природы. Поэтому богиня Этуген покровительствовала не только человеку, а давала «белой кобылице белоснежного жеребенка, черной вороне – крикливого вороненка, зеленой черемухе – сладкую черемушину».

Тело матери-Земли – это земная поверхность. Все, что на ней произрастает и размещается, является детьми Земли. Отсюда и такое бережное, даже благоговейное отношение к целостности почвы – запрещалось без надобности копать землю острыми предметами, срывать траву, ломать ветки… Такая модель поведения с самого детства культивировалась в бурятских семьях. Детям изначально внушалось, что нельзя огорчать Землю, причинять ей боль. Известен и такой красноречивый факт. Носки у бурятских сапог загибались вверх, что предохраняло землю от случайного ранения.

Древние бурятские воззрения гласили – счастье образуется из 77 частей, что и составляет всю жизнь. Некоторые из них наглядно демонстрируют отношение к среде обитания:

– чтобы земля не пересыхала;
– чтобы лес не высыхал;
– чтобы трава не высыхала;
– чтобы мора на зверей не было и т.п.

Женские лица Земли

Изначально божество Земли у бурят чаще всего было именно богиней, хотя позднее произошло ее мужское перевоплощение. Об обрядах почитания этой богини сохранилось много рассказов. Специальное моление-поклонение проводилось только представительницами женского пола, украшающими себя цветами черемухи. На него не допускались даже маленькие мальчики.

В бурятском пантеоне господствовали, все-таки, мужские боги, тогда как у тунгусов (эвенков) многие высшие божества несли женское начало – «Хозяйка вселенной», например. Эвенки издавна жили в единстве с природой. В их культуре сакральное значение придавалось земле, на которой растет лес, тайга, которая была не только средой обитания, но и основой существования этого народа. Тайга воспринималась как храм природы, который нельзя осквернять.

Обоготворение земли, тайги в образе женщины многие исследователи считают причиной возникновения «женских» духов тайги. В среде бурят хождения имели предания о том, что рано умершие девушки и молодые женщины становятся злыми духами муу шубуун (плохая птица). Только они жили в глухой тайге, что и позволяет считать их духами тайги. Они любили, превратившись в красавиц, неожиданно появляться на стоянке охотников. Под мышкой у муу шубуун был волшебный мешочек, делающий богатым его хозяина. Такая «красавица» старалась завлечь охотника и склонить его провести вместе ночь. Если у охотника хватило смекалки понять, кто перед ним, да еще хитростью забрать мешочек, свойства муу шубуун делали его обеспеченным и знатным человеком. Ведь одно из качеств божества тайги – доставлять богатство.

Ритуал почитания Байкала и Земли

Специфической чертой шаманских культов является обожествление природных объектов и явлений природы.

Бурятское шаманское наследие зиждется на вере в силу «хозяев местности» (эжинов), где каждая территория, озеро, гора, пещера, лес имеют своего духа. И если буряты преклоняются, в основном, перед ними, то эвенки почитают божеств Воды, Земли, Огня и Воздуха. Хотя, как утверждают эвенкийские шаманы, поклонение тем или иным богам зависит от географического местоположения: например, в Баргузине – бог ветра, на Ольхоне молятся богу земли и богу воды.

У бурят побережья, как правило, один раз в год проходит церемония почитания Байкала, а также Ангары и Селенги – «рулевых Байкала». Время проведения обряда связано с подготовкой и началом летней путины. Естественно, просят духов о благополучии рыбаков, желая им не только полноценного улова, но и спокойного возвращения домой. Духов надо задобрить и ради помощи добытчикам, и для того, чтобы земля не «портилась» от воздействия воды, не становилась «жидкой». Соответственно, следует подготовить достойные подношения.

Уважаемые лица и шаманы определяют соответствующую дату (как правило, первое воскресенье июня), решают материальные вопросы. Принципиально, чтобы продукты, в том числе масло, молоко, спиртные напитки были куплены, для чего с каждой семьи собираются на эти цели средства. Помимо этого, на оплату за исполнение обряда также необходимы деньги – «менгэ».

За день до совершения обряда запасают прямые ветви березы, выставляются столы, на которые выкладываются монеты.

Как правило, ритуал проходит рано утром выходного дня. Есть и еще одна деталь – мероприятие назначается на растущую луну. Люди просили не только милости у земли, но и позволения служить ей.

После совершения обряда наступал черед состязаниям. Проводился знаменитый бурятский национальный праздник Сурхарбан.

Сурхарбан – праздник почитания духов Земли

Мать всего живого: как почитают Землю на БайкалеСурхарбан – один из самых общеизвестных летних праздников, к проведению которого бурятское население относится крайне основательно.    Показателем его популярности являлось и является очень большое количество участников и гостей. Совместное угощение, пение национальных обрядовых песен, любимые игры, исполнение объединяющего танца Ёхор – это непременные атрибуты Сурхарбана.

Естественно, интерес вызывает смысловое значение слова Сурхарбан. Буквальный перевод с бурятского языка – «стрельба в сур». Собственно «сур» считается мишенью в виде обмотанного ремнем из кожи колышка, в которую стреляющий должен не просто попасть, а выбить из земли.

Существует версия о лингвистической схожести слов «сурья» и «сур». В древнеиндийском языке «сурья» – солнце, и тогда предлагается понимать сурхарбан как «стрельба из лука в солнце». Подтверждением становится старое предание. Когда-то тарбаган (сурок) был не просто человеком, но и прекрасным стрелком. И однажды случилась беда – взошли на небе вместо одного три солнца, испепелили землю, и наступила страшная засуха. Подумал тогда лучник, что нужно сбить стрелой дополнительные светила, но не попал в цель. От стыда лишил он себя больших пальцев и стал зверьком, живущим под землей.

Сурхарбан сегодня можно назвать торжеством, объединившим традиции спорта и прославления природы, Земли.

Лицо праздника

Сурхарбан ярко демонстрирует заботу бурят о сохранении и развитии своих национальных видов спорта, три из которых являются обязательными элементами программы состязаний.

Издавна считалось, что владеть техникой стрельбы из лука и уметь скакать на коне должен каждый бурят, вне зависимости от пола и возраста. В древности наличие подобных навыков могло сохранить человеку жизнь. И неудивительно, что к луку и стрелам буряты относились крайне почтительно, помещая их в юрте на подобающее достойное место.

В соревнованиях по стрельбе из лука на Сурхарбане используют не спортивные, а сугубо национальные правила состязаний. Представители родов стараются выставить своих самых метких лучников (мэргэнов). Цели (суры) расположены на определенной площадке на расстоянии 30-40 метров от соревнующихся. Есть и особо ценная мишень – «ласти» (палочка). Задача – выбить за границы площадки 12 сур, получая за каждую соответствующие баллы. За поражение «ласти», установленной посередине колышков, можно получить наибольшее количество очков. Победителем признается стрелок, достигший преимущества по числу баллов. 

Очень зрелищное состязание – конные скачки. Искусные наездники и самые резвые кони, преодолевая 120-сантиметровые препятствия, рвутся к финишу.

Но самое любимое и ожидаемое соревнование, без сомненья, – национальная борьба (бухэ барилдаан). Особенность ее в Прибайкалье в том, что она проводится «на кушаках», когда борцы (баторы), схватившись за пояса друг друга, упорно бьются до победы. Такую борьбу, требующую и силы, и сообразительности, и ловкости, считают самым честным видом среди борцовских поединков.

В завершении хочется еще раз сказать: давайте учиться выбирать из опыта предков то ценное, что поможет сохранить Землю для будущих поколений.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Мать всего живого: как почитают Землю на Байкале

Национальный костюм — это код для современного человека. Он помогает почувствовать и понять прошлое народа, его традиции и особенности самосознания. Не говоря уже об особой энергетике, которую передает вещь, изготовленная вручную. Первый Байкальский рассказывает об особенностях костюма древних жителей Байкала и как озеро влияло на моду…

Мать всего живого: как почитают Землю на Байкале

Ужин или обед для древних народов Байкала — это не просто прием пищи, а целый обряд со своими правилами и традициями. О том, как приготовить мясо по-тунгусски и как менялись обычаи питания древних людей озера в зависимости от времени года, рассказываем на Первом Байкальском.

Мать всего живого: как почитают Землю на Байкале

Воды единственного на планете озера-моря всегда требовали к себе почтения. Байкал не вписывается в рамки «добрый или злой». Ему безразлична человеческая жизнь, которую он легко забирает в жертву… Именно о такой истории пойдет речь в нашей новой страшилке.

Мать всего живого: как почитают Землю на Байкале

Рассказываем об Антоне Лосеве, архитекторе, землемере, географе и картографе Байкала.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать