В галерее Бронштейна громкая премьера – выставка современных инсталляций «Конь да Огонь», созданных по мотивам народной глиняной игрушки. Мы не просто сходили на открытие – мы взяли с собой первоклассника и спросили, что он думает про эти работы. А затем сравнили с тем, что рассказал автор проекта Григорий Свердлов
Новый проект галереи Бронштейна – выставка иркутянина Григория Свердлова «Конь да Огонь» – яркая точка на карте новогоднего Иркутска. Автор переосмысливает мотивы традиционной русской глиняной игрушки, воплощая их в современном материале и сочетая со стилем поп-арт, аниме и аэродинамическим автомобильным дизайном. Яркие дымковские лошадки и барышни, нарядные филимоновские всадники и петухи, причудливые каргопольские человечки с архаичным орнаментом на одежде знакомы Григорию с детства.
– Мы лепили такие глиняные игрушки во Дворце пионеров, это был мой первый в жизни творческий опыт. И вот захотелось к нему вернуться, но уже по-новому, – объясняет художник. – Чем больше погружаюсь в искусство, тем больше хочется привнести туда простоты и наивности – создать ощущение детского восторга.
Мы тоже решили привнести детской наивности в наш репортаж и пришли в галерею с ребенком – семилетним Платоном Кокориным. Он внимательно изучил экспозицию и выбрал несколько произведений, которые понравились ему больше всего. Давайте рассмотрим проект «Конь да Огонь» глазами первоклассника, а затем обратимся за комментариями к автору работ.
Платон: Он круглый, как пончик, но у него есть ножки. Наверное, это яблочный пончик. А голубого цвета он, потому что с мятой. Я такие видел, но не пробовал. Он только что приготовился. Я бы поставил эту скульптуру в своей комнате, но пончик очень большой, так что лучше всего разместить его в школе на втором этаже, где все бегают на перемене.
Григорий: Этот «пончик» – «Земное солнце». Вообще образ солнца лежит в основе всей выставки. Это звезда, которая, может быть, прилетела из другой Вселенной и упала на Землю. Она настолько хочет жить в этом мире, что у нее начинают отрастать конечности. Видите, солнце уже крепко стоит на ногах и, скорее всего, скоро превратится в какое-то существо, например Пегаса.
Григорий Свердлов – член Союза художников России, участник российских и международных выставок, ученик и последователь Народного художника РФ Виталия Смагина. Несколько лет экспериментирует с современными материалами и техниками. Григорий – единственный в Иркутске автор, который создает крупные арт-объекты из пластика.
Платон: Точки – это жуки, вот тут маленький, побольше, еще больше, самый большой! Жуки собираются есть банан. Мне нравятся эти цвета.
Григорий: Это солнечный луч в полете. Лучи греют нашу Землю, проникают в наши комнаты, освещают нашу жизнь. Этот имеет семь глазок. Семь – число счастливое, символичное. Стеклянные глазки смотрят на человека и оберегают его.
Платон: Змея летит и интересно закругляется. Такую скульптуру я бы поставил на детской площадке около дома, чтобы мы могли по ней лазить. Я вижу тут глаз с бровью и полоски, как на червяках в моей игре на планшете. А еще на змее кругляшки, будто она болеет ветрянкой.
Григорий: Это рог барана – символ мужского начала. Большой баран – вожак, который как предводитель может вести стадо вперед, самый красивый и самый большой самец. Образ из традиционной русской игрушки, там у баранчиков подобные рога-завитушки. А глазки здесь и вправду нарисованы, они символизируют баранов, которые смотрят на вожака и идут за ним. Дымковским игрушкам рисовали такие глазки: точка и сверху бровь-дуга.
Платон: Это олень, потому что у него большие рога, и жираф, потому что длинная шея. И вообще эта фигура мне понравилась больше всех. Раскраска очень красивая: синий с черным. Я бы поставил оленя у нас дома, в самой большой комнате.
Григорий: Платон абсолютно прав, это олень. В традиционных игрушках люди всегда изображали животных, на которых охотились, можно вспомнить и наскальную живопись. Здесь олень представлен в образе такой Синей птицы. Охота на него – это погоня за чем-то неуловимым. Он идеальный, красивый, недостижимый.
Платон: Это конь! Вот у него ротик, две ножки, два ушка и есть горбики. Природа его наградила таким необычным окрасом. Я бы его тоже дома не стене повесил. Это очень сказочный конь.
Григорий: Это Солнце – центр выставки, от которого, как лучи, расходятся все остальные объекты. Солнце само по себе понятный символ. Светящийся огненный шар, в центре которого белый свет – чистый источник жизни. На современных космических снимках можно увидеть, что от Солнца тянутся не просто лучи, а живые, пластичные короны, которые отделяются от светила, летят к нам и «прорастают» уже на Земле.
Платон: Вот если картину перевернуть, то получится автомат игрушечный. Его только что подарили мальчику, даже оберточная бумага и упаковка рядом лежат. Детские автоматы как раз такие яркие бывают.
Григорий: Это открытый космос. Мы видим звезды в ночном небе, нам кажется, что они расположены хаотично, а на самом деле в космосе все структурировано: Млечный путь, созвездия. А в центре я изобразил большое небесное тело причудливой формы, напоминающее очертания традиционной глиняной игрушки.
Платон: Мне нравится эта скульптура, потому что она яркая, на нее хочется забраться, как на скамейку, и погладить. Поставить бы такую на улице, чтобы люди сидели. А крутится она, потому что у нее есть ножки. Она как ящерица без головы или Тянитолкай из сказки Корнея Чуковского.
Григорий: Эта работа – пластический поиск. Переход от реальных образов к абстрактным. Невозможно сказать, кто это, есть только рожки да ножки. Ясно одно: это элемент жизни, который начинает существовать на Земле, эволюционировать, адаптироваться. В кого он превратится в будущем? В коня, жирафа, оленя... Можно пофантазировать и создать свой образ. Искусство – это всегда сотворчество художника и зрителей.
Дать свою интерпретацию и разгадать зашифрованные символы в инсталляциях можете и вы. Выставка «Конь да огонь» открыта в галерее Бронштейна (Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 3) до 26 марта.
«Первый Байкальский» побывал на крупнейшем за Уралом музыкальном фестивале «Голос кочевников». Опен-эйр проходил 12-13 июля в Ацагатской степи в Бурятии и собрал более 17 тысяч зрителей. Рассказываем, как устроена жизнь в лагере, кто из музыкантов запомнился больше всего и что важно учесть, отправляясь на фест под открытым небом.
С 12 по 14 июля в Иркутске под открытым небом прошел масштабный фестиваль «Энергия+». В столицу Восточной Сибири приехали знаменитые писатели, режиссеры и актеры современности, на набережной Ангары художники построили соломенный арт-парк, а на бульваре Гагарина работал кинотеатр. За три дня фестиваль посетили почти 16 000 человек.