Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств
© Обложка: Первый Байкальский
18 апреля 2023 #культура #Иркутск

Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств

Выставку о мечтах и высоких технологиях открыли в иркутской галерее Бронштейна. Проект «Настоящее будущее» объединил произведения, посвященные стремительному развитию промышленности и воплощению фантастических идей. Среди работ – живопись, диджитал-графика, объемные инсталляции, видео- и саунд-арт. Мы сходили на выставку и задали всем авторам один и тот же вопрос… 

Марина Беклемишева Марина Беклемишева

Живопись – вечная спутница человечества

История этого вида искусства началась, когда человек впервые оставил след от краски на твердой поверхности. Ученые предполагают, что произошло это в эпоху позднего палеолита, то есть 40-60 тысяч лет назад. Самые древние наскальные рисунки выполнены земляными красками, сажей и древесным углем. Первобытные люди изображали в пещерах животных и охотничьи сцены.

Выставка «Настоящее будущее» открылась в галерее Бронштейна 10 апреля. Фоторепортаж: Евгений Михайлов
Выставка «Настоящее будущее» открылась в галерее Бронштейна 10 апреля. Фоторепортаж: Евгений Михайлов

На выставке «Настоящее будущее» живопись представлена натюрмортами иркутского художника Игоря Смирнова. На холстах маслом изображены детали рабочих будней вахтовиков – людей, которые по несколько месяцев проводят вдали от дома на месторождениях и масштабных стройках. Для создания проекта живописец побывал на Ярактинском газоконденсатном месторождении и познакомился с людьми, которые там трудятся. 
 
– Это быт простых сотрудников, которые каждый день создают будущее, – рассказывает художник. – У них там все просто, по-домашнему. 

Домашней атмосфере посвящена серия из четырех натюрмортов: «Полка», «Перекус», «Музыка», «Кружка».

Серия из четырех натюрмортов, посвященная быту вахтовиков
Серия из четырех натюрмортов, посвященная быту вахтовиков
«Полка» — то, с чего начинается утро каждого рабочего
«Полка» — то, с чего начинается утро каждого рабочего
«Перекус» — неотъемлемый атрибут рабочего дня
«Перекус» — неотъемлемый атрибут рабочего дня
«Музыка» — то, что помогает расслабиться после тяжелого дня
«Музыка» — то, что помогает расслабиться после тяжелого дня
«Кружка» — ежевечерний ритуал чаепития
«Кружка» — ежевечерний ритуал чаепития

– Здесь все то, чем человек наполняет свою жизнь. Вот он утром приводит себя в порядок, затем берет на работу перекус – пельмешки и оладушки, возвращаясь, слушает музыку, а перед сном у него – кружка горячего чая, – объясняет Игорь Смирнов.

ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Игорь, какое открытие сегодня может изменить мир? 
– Открытие самого себя. 

Музыка – искусство без преград

Когда зародилась музыка, точно сказать невозможно. Самая ранняя ее форма – это пение, сопровождаемое хлопками и топотом. Ученые считают, что этому искусству более 50 тысяч лет. А вот музыкальные инструменты появились значительно позже. И первым был… лук. Однажды в Южной Африке во время охоты люди заметили, что при спуске тетивы возникает характерный звук. Так началась история струнных. Примерно тогда же появились и духовые: 40 тысяч лет назад люди делали трубы из птичьих костей.

В галерее можно взять бесплатный аудиогид, который поможет понять, что связывает все работы между собой. На фото — иркутский кинорежиссер Юрий Яшников
В галерее можно взять бесплатный аудиогид, который поможет понять, что связывает все работы между собой. На фото — иркутский кинорежиссер Юрий Яшников

Фоновую музыку для проекта «Настоящее будущее» написал Дмитрий Агафонов.  Композитор объединил мелодии собственного сочинения с техническими звуками современного мира. Например, шумом города и больших производств. 

Также Дмитрий создал саунд-арт к видеоролику «Продолжение», который представлен на выставке.
 
– По задумке режиссера Юрия Дорохина, в ролике должна была звучать «Лунная соната» Бетховена. Я лишь добавил к ней индустриальные ритмы. Так мы объединили классическое искусство и современность, — рассказывает Дмитрий Агафонов. 

ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Дмитрий, какое открытие может изменить мир? 
– Сегодня так много открытий в области технологий, но они меняют мир не в лучшую сторону, а ведут к краху. Так что желательно без открытий…

Кино: жизнь как искусство

Когда родился кинематограф, известно с точностью до часа. Точкой отсчета считается 28 декабря 1895 года. В этот день в Париже на бульваре Капуцинок в «Гранд кафе» состоялся первый в мире сеанс кинопоказа. Вход на него стоил один франк. Публике продемонстрировали несколько роликов братьев Люмьер – создателей синематографа – продолжительностью 40-50 секунд. Вопреки распространенной легенде, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» там не показывали: этот знаменитый ролик свет увидел позже, в 1896 году. 

Кино на выставке «Настоящее будущее» представлено видео-артом «Продолжение» известного режиссера и сценариста Юрия Дорохина. 

Закольцованный ролик продолжительностью около четырех минут показывают на стене выставочного зала. На видео – головы белоснежных античных статуй и живых людей, на чьих лицах отражаются природные и индустриальные пейзажи. Видео-арт погружает зрителя в медитативное состояние.

Видео-арт погружает зрителя в медитативное состояние
Видео-арт погружает зрителя в медитативное состояние
Автор видео-арта — иркутский сценарист и режиссер Юрий Дорохин, снявший «Сатисфакцию» с Евгением Гришковцом
Автор видео-арта — иркутский сценарист и режиссер Юрий Дорохин, снявший «Сатисфакцию» с Евгением Гришковцом

– Мы использовали головы древнеримских и древнегреческих статуй как эталон красоты и чистого искусства, – объясняет Юрий Дорохин. – И добавили настоящую плоть и кровь – живые красивые лица. По ним пустили произведения главного художника мира – природы, а также пейзажи с заводами и месторождениями, потому что все, что люди создают там, посреди тайги, тоже сродни искусству. Искусство во всем, стоит только присмотреться. 

ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Юрий, какое открытие может изменить мир? 
– Найдите лекарство от рака, и мир изменится. В XXI веке главной ценностью должна быть жизнь человека. 

Инсталляция: как приручить пространство

Сам термин «инсталляция» произошел от английского «installation» (установка). Так называют композицию из предметов, особым образом расположенных в пространстве.

Родоначальниками инсталляция считают художников-дадаистов, которые в начале XX века создавали свои произведения из ржавых велосипедных колес, бутылок, старой мебели и других предметов. В 1923 году немецкий художник Курт Швиттерс начал заполнять свой трехэтажный дом, чтобы объединить искусство и повседневность. Эта инсталляция росла на протяжении 10 лет, пока не заняла весь дом. 

Специально для выставки Надежда Гомзякова создала инсталляцию из 22 портретов работников нефтяной компании
Специально для выставки Надежда Гомзякова создала инсталляцию из 22 портретов работников нефтяной компании
Бурильщики, инженеры, врачи, механики, управленцы, волонтеры — все они стали вдохновением для автора
Бурильщики, инженеры, врачи, механики, управленцы, волонтеры — все они стали вдохновением для автора

Свою инсталляцию на выставке представила художница из Усть-Кута Надежда Гомзякова. Объемный многогранник, состоящий из портретов сотрудников Иркутской нефтяной компании, называется «Каждый день». На зрителя с улыбкой смотрят  бурильщики, инженеры, врачи, механики, управленцы, волонтеры. 

– Это собирательный образ сильных, целеустремленных, развивающихся людей В их эмоциях, взглядах, улыбках мы можем узнать себя, – говорит автор. 

ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Надежда, какое открытие может изменить мир?
– Каждого художника, я думаю, вдохновляет космическая тема. Вот фильм в космосе уже сняли. Я надеюсь, что когда-нибудь мы сможем летать туда, чтобы писать Землю и звезды прямо с орбиты. 

Автор еще одной инсталляции – Григорий Свердлов. Он создал интерактивную работу «Единство действия». Произведение из стеклопластика в виде объемного круга с причудливым орнаментом подвешено к потолку, и его можно вращать. Сам художник называет этот арт-объект порталом.  
 

Именно так выглядит портал из настоящего в будущее
Именно так выглядит портал из настоящего в будущее
Художник Григорий Свердлов уже знаком иркутянам по яркой выставке арт-объектов «Конь да Огонь»
Художник Григорий Свердлов уже знаком иркутянам по яркой выставке арт-объектов «Конь да Огонь»

– Работа создана по мотивам диджитал-арта Игоря Смирнова. Портал всегда ведет куда-то, но куда именно – мы решаем сами. Если мыслить в тематике проекта, то это вход из настоящего в будущее. 

ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Григорий, какое открытие сможет изменить мир?
– А может, наоборот, мир изменит закрытие чего-то лишнего? Но я думаю, что люди должны открывать прежде всего в себе возможности мозга, который способен не только потреблять, но и творить. А творчество всегда идет на пользу.

Диджитал-арт – искусство будущего

Цифровое искусство (то есть искусство, основанное на использовании компьютерных технологий) появилось в середине XX века, когда было создано первое изображение человека на экране компьютера. В 1960 году Десмонд Пол Генри изобрел рисовальную машину, а уже спустя пару лет в Лондоне открыли выставку его диджитал-работ. Правда, сначала такое искусство создавали инженеры и ученые, ведь в то время только они имели доступ к компьютерам в научно-исследовательских лабораториях. И лишь в конце 1990-х новые технологии стали изучать и художники. Первая компьютерная программа для художников появилась в 1970-м.

Диджитал-арт – основа проекта «Настоящее будущее».

Это большие яркие полотна с индустриальным орнаментом. Художник Игорь Смирнов создал их из фотографий, сделанных на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении и стройплощадке Иркутского завода полимеров. С помощью цифровой графики реальные объекты трансформировались в футуристические изображения. 

Орнаменты созданы путем склейки и отзеркаливания фотографий, сделанных на месторождениях и заводах
Орнаменты созданы путем склейки и отзеркаливания фотографий, сделанных на месторождениях и заводах
Полотна в стиле диджитал-арт являются основой этой футуристичной выставки
Полотна в стиле диджитал-арт являются основой этой футуристичной выставки
Художник Игорь Смирнов и его человеческий «Промысел»
Художник Игорь Смирнов и его человеческий «Промысел»

Знаковой работой художник считает «Промысел».
 
– Здесь представлена буровая машина, которая ищет нефть. Это то, что наполняет смыслом всю деятельность человека по добыче полезных ископаемых: нужно найти месторождение и потом добраться до него сквозь километры пород. Это отзеркаленная по вертикали и горизонтали фотография. Благодаря такой метаморфозе обычный снимок становится орнаментом, знаком, иконой. Я уже 18 лет занимаюсь иконописью: расписывал храмы в Иркутске, Пивоварихе, Улан-Удэ, на Ольхоне. Есть такое понятие «промысел божий» . А есть промысел человеческий – работа, в которой люди закаляются, становятся сильнее.
 
Переплетение искусств, времен, технологий и человеческих судеб можно увидеть на выставке «Настоящее будущее» до 9 мая 2023 года. Вход бесплатный, поскольку организатором проекта выступила Иркутская нефтяная компания. 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств

Покататься на самом большом катке мира, понаблюдать за планетами в открытой обсерватории, отправиться в поход по замерзшему Байкалу и посетить фестиваль ледяных скульптур – мы насчитали 9 поводов приехать на Байкал зимой. Самые яркие события предстоящей зимы — в нашем обзоре.

Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств

1500 волонтеров со всей страны будут собирать и сортировать мусор в 12 городах России. На Байкале уборки пройдут на Курминском заливе, вблизи КБЖД и на восточном берегу озера — все точки мы нанесли на интерактивную карту. Участие бесплатное, регистрация еще открыта.

Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств

«Первый Байкальский» побывал на крупнейшем за Уралом музыкальном фестивале «Голос кочевников». Опен-эйр проходил 12-13 июля в Ацагатской степи в Бурятии и собрал более 17 тысяч зрителей. Рассказываем, как устроена жизнь в лагере, кто из музыкантов запомнился больше всего и что важно учесть, отправляясь на фест под открытым небом.

Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств

С 12 по 14 июля в Иркутске под открытым небом прошел масштабный фестиваль «Энергия+». В столицу Восточной Сибири приехали знаменитые писатели, режиссеры и актеры современности, на набережной Ангары художники построили соломенный арт-парк, а на бульваре Гагарина работал кинотеатр. За три дня фестиваль посетили почти 16 000 человек.

Будущее уже здесь: прогресс через призму пяти искусств