Выставку о мечтах и высоких технологиях открыли в иркутской галерее Бронштейна. Проект «Настоящее будущее» объединил произведения, посвященные стремительному развитию промышленности и воплощению фантастических идей. Среди работ – живопись, диджитал-графика, объемные инсталляции, видео- и саунд-арт. Мы сходили на выставку и задали всем авторам один и тот же вопрос…
История этого вида искусства началась, когда человек впервые оставил след от краски на твердой поверхности. Ученые предполагают, что произошло это в эпоху позднего палеолита, то есть 40-60 тысяч лет назад. Самые древние наскальные рисунки выполнены земляными красками, сажей и древесным углем. Первобытные люди изображали в пещерах животных и охотничьи сцены.
На выставке «Настоящее будущее» живопись представлена натюрмортами иркутского художника Игоря Смирнова. На холстах маслом изображены детали рабочих будней вахтовиков – людей, которые по несколько месяцев проводят вдали от дома на месторождениях и масштабных стройках. Для создания проекта живописец побывал на Ярактинском газоконденсатном месторождении и познакомился с людьми, которые там трудятся.
– Это быт простых сотрудников, которые каждый день создают будущее, – рассказывает художник. – У них там все просто, по-домашнему.
Домашней атмосфере посвящена серия из четырех натюрмортов: «Полка», «Перекус», «Музыка», «Кружка».
– Здесь все то, чем человек наполняет свою жизнь. Вот он утром приводит себя в порядок, затем берет на работу перекус – пельмешки и оладушки, возвращаясь, слушает музыку, а перед сном у него – кружка горячего чая, – объясняет Игорь Смирнов.
ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Игорь, какое открытие сегодня может изменить мир?
– Открытие самого себя.
Когда зародилась музыка, точно сказать невозможно. Самая ранняя ее форма – это пение, сопровождаемое хлопками и топотом. Ученые считают, что этому искусству более 50 тысяч лет. А вот музыкальные инструменты появились значительно позже. И первым был… лук. Однажды в Южной Африке во время охоты люди заметили, что при спуске тетивы возникает характерный звук. Так началась история струнных. Примерно тогда же появились и духовые: 40 тысяч лет назад люди делали трубы из птичьих костей.
Фоновую музыку для проекта «Настоящее будущее» написал Дмитрий Агафонов. Композитор объединил мелодии собственного сочинения с техническими звуками современного мира. Например, шумом города и больших производств.
Также Дмитрий создал саунд-арт к видеоролику «Продолжение», который представлен на выставке.
– По задумке режиссера Юрия Дорохина, в ролике должна была звучать «Лунная соната» Бетховена. Я лишь добавил к ней индустриальные ритмы. Так мы объединили классическое искусство и современность, — рассказывает Дмитрий Агафонов.
ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Дмитрий, какое открытие может изменить мир?
– Сегодня так много открытий в области технологий, но они меняют мир не в лучшую сторону, а ведут к краху. Так что желательно без открытий…
Когда родился кинематограф, известно с точностью до часа. Точкой отсчета считается 28 декабря 1895 года. В этот день в Париже на бульваре Капуцинок в «Гранд кафе» состоялся первый в мире сеанс кинопоказа. Вход на него стоил один франк. Публике продемонстрировали несколько роликов братьев Люмьер – создателей синематографа – продолжительностью 40-50 секунд. Вопреки распространенной легенде, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» там не показывали: этот знаменитый ролик свет увидел позже, в 1896 году.
Кино на выставке «Настоящее будущее» представлено видео-артом «Продолжение» известного режиссера и сценариста Юрия Дорохина.
Закольцованный ролик продолжительностью около четырех минут показывают на стене выставочного зала. На видео – головы белоснежных античных статуй и живых людей, на чьих лицах отражаются природные и индустриальные пейзажи. Видео-арт погружает зрителя в медитативное состояние.
– Мы использовали головы древнеримских и древнегреческих статуй как эталон красоты и чистого искусства, – объясняет Юрий Дорохин. – И добавили настоящую плоть и кровь – живые красивые лица. По ним пустили произведения главного художника мира – природы, а также пейзажи с заводами и месторождениями, потому что все, что люди создают там, посреди тайги, тоже сродни искусству. Искусство во всем, стоит только присмотреться.
ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Юрий, какое открытие может изменить мир?
– Найдите лекарство от рака, и мир изменится. В XXI веке главной ценностью должна быть жизнь человека.
Сам термин «инсталляция» произошел от английского «installation» (установка). Так называют композицию из предметов, особым образом расположенных в пространстве.
Родоначальниками инсталляция считают художников-дадаистов, которые в начале XX века создавали свои произведения из ржавых велосипедных колес, бутылок, старой мебели и других предметов. В 1923 году немецкий художник Курт Швиттерс начал заполнять свой трехэтажный дом, чтобы объединить искусство и повседневность. Эта инсталляция росла на протяжении 10 лет, пока не заняла весь дом.
Свою инсталляцию на выставке представила художница из Усть-Кута Надежда Гомзякова. Объемный многогранник, состоящий из портретов сотрудников Иркутской нефтяной компании, называется «Каждый день». На зрителя с улыбкой смотрят бурильщики, инженеры, врачи, механики, управленцы, волонтеры.
– Это собирательный образ сильных, целеустремленных, развивающихся людей В их эмоциях, взглядах, улыбках мы можем узнать себя, – говорит автор.
ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Надежда, какое открытие может изменить мир?
– Каждого художника, я думаю, вдохновляет космическая тема. Вот фильм в космосе уже сняли. Я надеюсь, что когда-нибудь мы сможем летать туда, чтобы писать Землю и звезды прямо с орбиты.
Автор еще одной инсталляции – Григорий Свердлов. Он создал интерактивную работу «Единство действия». Произведение из стеклопластика в виде объемного круга с причудливым орнаментом подвешено к потолку, и его можно вращать. Сам художник называет этот арт-объект порталом.
– Работа создана по мотивам диджитал-арта Игоря Смирнова. Портал всегда ведет куда-то, но куда именно – мы решаем сами. Если мыслить в тематике проекта, то это вход из настоящего в будущее.
ВОПРОС ХУДОЖНИКУ:
– Григорий, какое открытие сможет изменить мир?
– А может, наоборот, мир изменит закрытие чего-то лишнего? Но я думаю, что люди должны открывать прежде всего в себе возможности мозга, который способен не только потреблять, но и творить. А творчество всегда идет на пользу.
Цифровое искусство (то есть искусство, основанное на использовании компьютерных технологий) появилось в середине XX века, когда было создано первое изображение человека на экране компьютера. В 1960 году Десмонд Пол Генри изобрел рисовальную машину, а уже спустя пару лет в Лондоне открыли выставку его диджитал-работ. Правда, сначала такое искусство создавали инженеры и ученые, ведь в то время только они имели доступ к компьютерам в научно-исследовательских лабораториях. И лишь в конце 1990-х новые технологии стали изучать и художники. Первая компьютерная программа для художников появилась в 1970-м.
Диджитал-арт – основа проекта «Настоящее будущее».
Это большие яркие полотна с индустриальным орнаментом. Художник Игорь Смирнов создал их из фотографий, сделанных на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении и стройплощадке Иркутского завода полимеров. С помощью цифровой графики реальные объекты трансформировались в футуристические изображения.
Знаковой работой художник считает «Промысел».
– Здесь представлена буровая машина, которая ищет нефть. Это то, что наполняет смыслом всю деятельность человека по добыче полезных ископаемых: нужно найти месторождение и потом добраться до него сквозь километры пород. Это отзеркаленная по вертикали и горизонтали фотография. Благодаря такой метаморфозе обычный снимок становится орнаментом, знаком, иконой. Я уже 18 лет занимаюсь иконописью: расписывал храмы в Иркутске, Пивоварихе, Улан-Удэ, на Ольхоне. Есть такое понятие «промысел божий» . А есть промысел человеческий – работа, в которой люди закаляются, становятся сильнее.
Переплетение искусств, времен, технологий и человеческих судеб можно увидеть на выставке «Настоящее будущее» до 9 мая 2023 года. Вход бесплатный, поскольку организатором проекта выступила Иркутская нефтяная компания.
«Первый Байкальский» побывал на крупнейшем за Уралом музыкальном фестивале «Голос кочевников». Опен-эйр проходил 12-13 июля в Ацагатской степи в Бурятии и собрал более 17 тысяч зрителей. Рассказываем, как устроена жизнь в лагере, кто из музыкантов запомнился больше всего и что важно учесть, отправляясь на фест под открытым небом.
С 12 по 14 июля в Иркутске под открытым небом прошел масштабный фестиваль «Энергия+». В столицу Восточной Сибири приехали знаменитые писатели, режиссеры и актеры современности, на набережной Ангары художники построили соломенный арт-парк, а на бульваре Гагарина работал кинотеатр. За три дня фестиваль посетили почти 16 000 человек.