Более трех столетий назад необходимость открытия в Иркутске школы навигации и геодезии не вызывала сомнений: рядом один из самых стратегических объектов для судоходства и изучения — Байкал. Рассказываем о том, как она появилась и почему проработала всего 35 лет…
В фондах Иркутского областного краеведческого музея много интересных документов, среди которых и распределительный лист Иркутской навигацкой школы, датируемый 1772 годом.
Данное учебное заведение (под разными названиями) существовало в городе с 1745 по 1835 год. Его можно считать первой гражданской, а не духовной школой в столице Восточной Сибири, заложившей основы низшей профессионально-технической подготовки судоводителей и картографов-землемеров.
Цель создания специализированной школы станет во многом понятной, если вспомнить смысловое наполнение слов «навигация» и «геодезия». Первое – от латинского navigo, что означает «плыву на судне», то есть, в общем виде – это наука о способах выбора пути и методах вождения судов. Второе – землемерие, или наука, изучающая размеры земли и формы ее поверхности, что было крайне важно при составлении планов и геодезических карт.
А теперь давайте вспомним, что идея императора Петра I об освоении российских территорий продолжала воплощаться в жизнь и после смерти Государя. Реализация планов II Камчатской экспедиции и секретной Нерчинской потребовали большого количества разнообразных специалистов – штурманов, боцманов, судостроителей, геодезистов… Иначе кто будет изучать неведомые сибирские земли, осваивать Тихий океан, составлять карты новых земель? И специалисты нужны были здесь, на месте, и как можно быстрее.
Соображения по созданию навигацких школ на востоке страны высказал капитан-командор русского флота Витус Беринг.
Иркутск оказался крайне удобной стратегической точкой. Через город велось управление огромными восточносибирскими землями, он являлся центром, который «пропускал» экспедиции, посылаемые властями на север, играл роль нового крупного торгового пункта, связанного, в первую очередь, с необходимостью обеспечения продовольствием гарнизонов, крепостей и острогов, расположенных по северо-восточным берегам.
Ко всему, близость Байкала, а значит, профессиональные кадры были остро необходимы и для развития судоходства на озере, и для фиксации сенокосных и пахотных угодий.
Необходимость открытия в Иркутске Школы навигации и геодезии не вызывала сомнений.
Собственно под названием школы навигации и геодезии заведение открылось в Иркутске 1 августа 1754 года. По данным историков, ее здание, деревянная одноэтажная бревенчатая постройка казарменного типа, тогда находилось за городской чертой, в районе так называемой Солдатской слободы. Рядом размещались вновь строящиеся дома обывателей, магазины, дом батальонного командира и солдатские казармы, новый тюремный острог и госпиталь с баней и кухней, а также сад. Если попытаться провести современную «привязку к местности», то это перекресток улиц Ленина, Карла Маркса и Марата.
Программа была для того времени крайне обширна: арифметика, черчение, геометрия, тригонометрия, география, астрономия, судостроение, мореходство, рисование и даже иностранные языки.
Одним из первых преподавателей, еще в собственно Иркутской школе навигации, открытой в 1745 году, был назначен «иркутской провинции экономии секретарь швед Иоганна Брокман, который проявил большое усердие и даже смекалку для обеспечения школы необходимым учебным инструментарием».
После 1754 года стали прибывать учителя и из Санкт-Петербурга, а в 1756 году смотрителем школы был назначен отправленный из столичного адмиралтейства штурман Михаил Татаринов.
Именно при Татаринове, являвшемся опытным геодезистом и моряком, школа достигла наибольшего успеха, за что ее руководитель получил звание секунд-майора. Находясь на своем посту с 1756 по 1783 (по другим сведениям, 1784) годы, Татаринов, о котором губернаторы отзывались как о «человеке деятельном и хорошо знавшем морское дело», реорганизовал методику обучения и добился присвоения лучшим выпускникам офицерских чинов. Начал преподавать в школе и штурман Пушкарёв – автор первой карты Байкала.
Но постепенно ситуация в стране менялась. Аляска перестала быть сферой российских государственных интересов, сформировались новые, более доступные сухопутные пути, и острая потребность в навигаторах и геодезистах исчезла.
В 1835 году Государственный совет принял решение навигацкую школу в Иркутске закрыть.
Как школа навигации и геодезии это учебное заведение просуществовало в Иркутске 35 лет. Геодезические классы «продержались» еще 46 лет в рамках других учебных заведений.
За время своей работы школу и специализированные классы закончили более 300 геодезистов и штурманов.
Специалисты, вышедшие из навигацкого отделения, отправлялись властями описывать речные пути, назначались штурманами, ходившими, в основном, по Охотскому морю и Байкалу, а часть имела возможность распределиться и в столицу – для продолжения образования или определения на флот.
Выпускники находили применение своим знаниям не только на морской и геодезической службе, но и в горном деле. Имена многих выпускников школы навигации и геодезии, принимавших участие в освоении, описании, изучении северо-востока страны, навсегда исчезли в истории.
Но есть фигуры, вклад которых в развитие Прибайкалья широко известен.
Антон Иванович Лосев – землемер, геодезист, картограф, географ, краевед и летописец, архитектор, считающийся первым профессиональным архитектором-иркутянином, автором многочисленных проектов зданий и церквей города.
Иван Ефимович Кожевин – иркутский землемер, геодезист, рисовальщик, участник экспедиций профессора И.И. Редовского и исследователя Сибири М.М. Гедештрома.