The Swimming Monster of Olkhon: Kobylya Golova Cape
© Photo: Key To Baikal
September, 17

The Swimming Monster of Olkhon: Kobylya Golova Cape

The Kobylya Golova Cape greets everyone who goes to Olkhon by ferry. We will tell you who invented the cape’s name and which parts of it are definitely worth seeing during your trip.

There are many places with unusual names around Baikal; the origin of these names is associated with ancient legends and folk traditions. These include the Kobylya Golova (“Mare’s Head”) Peninsula, a natural monument of regional significance created in Irkutsk Oblast on February 25, 1985 for the preservation of the unique geomorphological object with a complicated and rare fjord-like shape of the coastline.

The famous eponymous cape is also located on the peninsula: this cape is the westernmost point of the majestic island of Olkhon. They believe that this cape is the first to be seen in the way of those who come to the island by ferry.

A Place on the Map of Olkhon

The Kobylya Golova Peninsula is located on the southwestern coast of Olkhon. The territory of the natural monument is delimited by several water reservoirs with the Maloe More Strait (the northernmost bay of the peninsula - Irkutskaya Bay) on the one hand, and the Khul Bay of the Olkhon Gate Strait in the south, on the other hand.

The total area of ​​the natural monument is 185.36 hectares, including the water area.

It Is Hard not to Recognize This Peninsula

The original Buryat name - Khorin-Irgi - is explained by the fact that the contour of one of the capes of the peninsula resembles a profile of a horse's head. Truth be told, if you read the works of the prominent Baikal scientist Ivan Chersky, you will see that he has completely different associations, they are as follows: “... a skull of a huge predatory animal, something in between a kind of a dog and a bear”. The entire peninsula seen from afar is perceived as an enormous swimming monster.

The peninsula is about 4 kilometers long and up to 37 meters high, it protrudes into the lake and is crowned by the eponymous cape with a lone steep cliff. Its shape is not only elongated, but also rather narrow, hilly, tortuous, with steep stone banks, interrupted by a number of beautiful capes and bays.

The surface of the peninsula is unusually rocky and demonstrates tectonic faults, once again proving the antiquity of origin of Lake Baikal.

The importance of the peninsula as a natural monument is due to a number of completely heterogeneous factors, including:

- strong aesthetic attractiveness;
- unusual geomorphological structure;
- the presence of rare plant species: rhodiola rosea or golden root grows here;
- the cliffs of the peninsula are used by birds as breeding grounds;
– archeological monuments;
- historical and cultural component connected with the shamanistic cult of the Buryat population and the assurance that the peninsula was visited by Genghis Khan with his soldiers.

A Guide around the Peninsula

The Swimming Monster of Olkhon: Kobylya Golova Cape

The rock at the tip of the cape, that is actually the cape’s fragment separated from the coast by a crevice, is especially interesting. This is a unique passage, 4 meters wide, surrounded by 10-meter steep stone walls. If you have a kayak and the necessary skills, you can pass this mini-canyon on a boat in fine, calm weather.

This was exactly that point that Fedor Drizhenko deemed the most convenient for installing a lighthouse.

You should definitely see Kobylia Golova Bay in the northern part of Khul Bay. Archaeologists found the traces of residence of ancient people here: the settlements of primeval men.

The Khalte (Khalto) Cape is the highest cape of the peninsula. It is generally recognized that one of the most stunning views of Maloye More, Olkhon Gate and the Primorsky Ridge opens from this point. The undoubtedly distinctive, and, of course, attractive feature of this object is the opportunity to see the “creations of nature” - grottoes formed within the rocks of the cape located on the level of water.

Khalte is a place of interest where archaeologists discovered a cult complex that is not the most ancient (it dates back to the 17th – 19th centuries), but is incredibly characteristic of the culture of the indigenous population; the complex includes three stone obo places (the places for worshipping local spirits) shaped as wells.

The Tutyrkhey Cape is considered to be the extreme eastern point of the northern coast of the peninsula. If you get to know it “from the water”, you will see a beautiful rocky cliff hanging above the lake surface. Tourists who are interested in history will not be indifferent to the findings of experts: a small semicircular stonework shaped as a balcony, headed towards the Baikal, as well as an ancient burial ground in the rocky relief.

Once more bay located to the east of the eponymous cape - Tutyrkhey Bay - is perfect for a stop, because it protects people against the gusts of mountain wind. It can be assumed that the ancient people were aware of this advantage, and their settlement that was found here only proves this fact.

Фото

Nuku-Nur (Muku-Nur) Lake is located in the eastern part of the Tangober Bay and is undoubtedly unique. Firstly, this is the only karst lake on Olkhon, with the rock funnel reaching 100 - 150 meters in diameter. Secondly, whereas the majority of the lakes near Baikal are “cut off” from the Great Lake by sand deposits, then Nuku-Nur is fenced off by a rocky ridge. Thirdly, due to the very warm water temperature in summer, a large number of different organisms live in the lake.

However, everyone who wants to personally “touch” the beauties of the Kobylya Golova Peninsula should remember one thing. The cape is a natural monument, a part of the Pribaikalsky National Park, and a traditional place revered by the indigenous people, which imposes extremely respectful behavioral standards accepted on this territory.

Tell friends
Related articles
The Swimming Monster of Olkhon: Kobylya Golova Cape

The climatic and technical conditions of the Baikal region there are perfectly suitable for skiing. Skiing season lasts from mid-November to mid-May.

The Swimming Monster of Olkhon: Kobylya Golova Cape

The area of the Baikal Mountains in winter receives around 5-6 meters of snowfall, so winter sports is one of the favorite tourist activities this time of year.

The Swimming Monster of Olkhon: Kobylya Golova Cape

We proceed with introducing the surprising villages of Lake Baikal to you. The subject of this article will be the village of Khor-Tagna that was included into the list of “The Most Beautiful Villages and Towns of Russia” in 2019. This place is really amazing. “Key to Baikal” will tell you why you should visit Khor-Tagna and its surroundings.

Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова
Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова
© Фото: Первый Байкальский
17 сентября #экотуризм

Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова

Мыс Кобылья Голова встречает всех, кто отправляется на Ольхон через паромную переправу. Рассказываем, кто придумал ему такое название и какие его части обязательно стоит увидеть во время путешествия.

На Байкале очень много мест с необычными названиями, происхождение которых связано с древними легендами и народными преданиями. Среди них и полуостров Кобылья голова – памятник природы регионального значения, созданный в Иркутской области еще 25 февраля 1985 года с целью сохранения уникального геоморфологического объекта со сложной и редкой фьордообразной формой береговой линии.

На полуострове расположен и известный одноименный мыс – самая западная точка величественного острова Ольхон. Считается, что именно этот мыс первым оказывается на пути тех, кто приезжает на остров паромной переправой.

Место на карте Ольхона

Полуостров Кобылья голова – это юго-западный берег Ольхона. Территория памятника отграничивается рядом водных объектов, где с одной стороны – пролив Малое Море (самый северный залив полуострова – Иркутская губа), а с другой, на юге, залив Хул пролива Ольхонские Ворота.

Общая площадь памятника природы, включая акваторию, – 185,36 гектаров.

Полуостров, который сложно не узнать

Подлинное бурятское название, Хорин-Ирги, объясняется тем, что очертания одного из мысов полуострова напоминают профиль головы лошади. Правда, если почитать материалы видного ученого-байкаловеда Ивана Черского, то у него совсем иные ассоциации, и это уже «...череп громадного хищного животного, среднего между типом собаки и медведя...». Весь полуостров издалека воспринимается как огромное плывущее чудовище.

Полуостров длиной около 4 километров и высотой до 37 метров сильно выходит в озеро и венчается одноименным мысом с одинокой обрывистой скалой. По форме он не только длинный, но и довольно узкий, холмистый, извилистый, с отвесными каменными берегами, прерывающимися рядом красивых мысов и бухт.

Поверхность полуострова необычайно камениста и демонстрирует тектонические разломы, лишний раз свидетельствующие о древности происхождения Байкала.

Значимость полуострова как памятника природы определяется рядом совершенно разнородных факторов, среди которых:

– чрезвычайная эстетическая привлекательность;
– необычная геоморфологическая структура;
– наличие редких видов растений – здесь растет родиола розовая или золотой корень
– использование обрывов полуострова в качестве «птичьих базаров»;
– археологические памятники;
– историко-культурологическая составляющая, связанная с шаманским культом бурятского населения и убежденностью, что полуостров посещал Чингиз-хан со своими воинами.

Путеводитель по полуострову

Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья ГоловаИнтерес представляет скала – оконечность мыса, фактически его осколок, отделенный от берега расщелиной. Это своеобразный, шириной в 4 метра проход, окруженный 10-ти метровыми крутыми каменными стенками. Если у вас есть байдарка и соответствующие навыки, можно в хорошую безветренную погоду пройти по этому мини-каньону на веслах.

И именно эта точка показалась Федору Дриженко наиболее удобной для установки маяка. 

Стоит непременно увидеть бухту Кобылья голова в северной части залива Хул. Здесь археологи обнаружили следы проживания древних людей – поселения первобытного человека. 

Мыс Хальтэ (Хальто) – самый высокий мыс полуострова. Общепризнано, что с данной точки предстает одна из самых потрясающих картин Малого моря, Ольхонских ворот и Приморского хребта. Несомненно отличительная и, конечно, привлекательная черта этого объекта – возможность увидеть «творения природы»: гроты, образованные в скалах мыса прямо по уровню воды.

Хальтэ был местом, заинтересовавшим археологов, которые обнаружили не самый древний (датированный XVII–XIX веками), но невероятно показательный для культуры коренного населения культовый комплекс, включающий три каменных обо (место поклонения местным духам) в форме колодцев.

Мыс Тутырхей считается крайней восточной точкой северного побережья полуострова. Если вы знакомитесь с ним «с воды», то увидите красивый скальный утес, нависающий над поверхностью озера. Увлекающихся историей туристов не оставят равнодушными сделанные специалистами находки: устремленная к Байкалу небольшая, в форме балкона, полукруглая выкладка из камней и древний могильник в скальном рельефе.

Еще одна бухта уже восточнее одноименного мыса – бухта Тутырхей идеальна для привала, так как защищает от порывов горного ветра. Можно предположить, что и древние люди понимали данное преимущество, и найденная здесь их стоянка тому свидетельство.

Фото

Озеро Нуку-Нур (Муку-Нур) раскинулось в восточной части бухты Тангобэр и является, несомненно, уникальным. Во-первых, это единственное карстовое озеро на Ольхоне, скальная воронка которого достигает диаметра 100 – 150 метров. Во-вторых, если основная масса озер вблизи Байкала «отсечена» от него песчаными отложениями, то Нуку-Нур – скалистой грядой. В-третьих, из-за очень теплой воды летом в озере живет большое количество разных организмов.

Но всем, желающим воочию «прикоснуться» к красотам полуострова Кобылья голова, следует помнить: мыс – памятник природы, часть Прибайкальского национального парка и традиционное, почитаемое коренным населением место, что диктует крайне уважительные нормы поведения на данной территории.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова

В честь 15-летия сервиса Google Карты компания выбрала 15 завораживающих мест в разных уголках России. Узнайте, кто на первом месте!

Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова

Мы вновь знакомим вас с необычными деревнями Байкала. На этот раз Первый Байкальский расскажет о селе Онгурён — далеком и диком месте, в котором кончается цивилизация и начинается первозданный Байкал и где была построена первая экоэлектростанция.

Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова

В своем видеоблоге путешественник Гарет Леонард пробует уху и навещает байкальских нерп на Ушканьих островах...

Плывущее чудище Ольхона: мыс Кобылья Голова

Мы продолжаем знакомить вас с необычными деревнями Байкала. Героем этой статьи стал поселок Мишелёвка и окружающие его места. Первый Байкальский расскажет, почему в глухой тайге стали делать лучший в мире фарфор и зачем здесь построили крепость.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать