Впереди много дней халатно-тапочкового режима, который не помешает посетить величайшие собрания главных музеев мира. Пусть и виртуально.
Оцифровка собраний всегда была болезненным вопросом для музеев: выложишь все свои сокровища в Cеть, а потом ищи-свищи по социальным сетям и сайтам. Изображения в хорошем качестве почитались за величайшие ценности, доступные лишь тем, кто потратился на каталог. Но сторонники современных технологий всё же отстояли дигитальные ресурсы у консерваторов. И кто же мог подумать, что эти собрания окажутся так необходимы сейчас, в условиях самоизоляции.
Осуществить мечту эпохи Просвещения: прогуляться по галерее из лучших (читай – любимых) произведений искусства сейчас по плечу любому пользователю Интернета.
Мы составили свою виртуальную программу прогулки, не ограниченную стенами одного музея и даже одним континентом.
Поистине наполеоновскую задачу помогают воплотить сайты музеев и платформа Google Arts & Culture, собравшая более двух тысяч галерей.
Поехали!
В одной из самых посещаемых галерей мира хранится более двух тысяч образцов западноевропейской живописи XIII – начала XX века. На сайте галереи для панорамной прогулки доступны 18 залов. Начать путешествие можно с загадочного парного «Портрета четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка (зал № 56).
Долгое время не утихали споры о том, кто эти люди, изображённые на картине, и что они делают. В итоге специалисты пришли к выводу, что портрет заказал Джованни ди Николао Арнольфини в память о своей умершей жене – Констанце Тренте. В пользу этой версии говорят и потушенные свечи над фигурой покойной, и обещающие вечную жизнь изображения Страстей и Воскресения Христовых на выпуклом зеркале за спинами супругов.
С помощью этого маленького зеркала ван Эйк перевернул живописный мир: дерзкое композиционное решение расширяет пространство картины. Зеркало показывает то, что находится за пределами нашей видимости, а именно самого художника, рисующего пару.
Всё это разглядеть вживую в галерее достаточно проблематично, но современные технологии дают нам уникальную возможность изучить картину в мельчайших деталях.
Дальше можно отправиться во флорентийскую Уффици и прогуляться там в гордом одиночестве, что недоступно простому смертному в реальности. В режиме онлайн есть возможность без очереди пройти прямо к «Благовещенью» (1472 г.), одной из самых ранних картин Леонардо да Винчи, или прекрасным Мадоннам Рафаэля (1483–1520 гг.).
А возможно, вам захочется подробно изучить шедевр Боттичелли «Рождение Венеры». И на этот случай у проекта есть видео от певицы Лоло Зуай.
Богатейший Лувр не любит делиться и предпочитает развивать свой собственный сайт, на котором для виртуального тура доступны залы с реликвиями античности и Древнего Египта, а также Галерея Аполлона.
Недавно музей открыл для пользователей Cети новую временную выставку, посвященную развитию фигуры художника в истории: от скромного анонима в Средневековье до почитаемого героя в эпоху Ренессанса.
Среди экспонатов — известный автопортрет молодого Альбрехта Дюрера с чертополохом (1493 г.), одного из первопроходцев по части изображения художником себя. Этот автопортрет из собрания Лувра — одно из самых ранних изображений подобного рода, дошедшее до наших дней.
«Оказавшись» в знаменитейшем музее Нидерландов среди шедевров Яна Вермеера и Питера де Хоха, немудрено растеряться. Пройдите залы насквозь, чтобы оказаться у хрестоматийного «Ночного дозора» («Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», 1642 г.). Рембрандт совершил революцию в групповом портрете, жанре крайне востребованном в то время у различных сообществ. Стрелки не выстроились ровными рядами, а словно участвуют в срежиссированной сценке, тогда как в XVII веке такие портреты чаще походили на школьные фотографии.
Интересно, что дозор вовсе никакой не ночной, выступление ополченцев происходит при свете дня, просто за годы от копоти холст потемнел. Но название уже как-то закрепилось.
Музей гордится одним из лучших собраний на западном побережье США: от неолитических фигурок и древних греческих ваз до «Прогулки» (1870) Ренуара и «Ирисов» Ван Гога (1889 г.). А с помощью электронного девайса всё это можно увидеть, не вставая с дивана. Коллекцию музея украшают «Итальянские комедианты» (1720 г.) выдающегося французского живописца Жана Антуана Ватто, мастера периода французского Регентства. Художник прожил только 36 лет, но успел проложить дорогу рококо. До него мало кто изображал актеров, тем более не занятых своими прямыми обязанностями, – такими, как как вы сейчас.
Пушкинский музей не стал жадничать и открыл для прогулок все залы и здания музея.
Один клик — и вы уже у одной из звезд собрания, «Девочки на шаре» (1905) Пабло Пикассо.
Художник мастерски нашел равновесие между почти невесомым силуэтом эквилибристки и тяжелой фигурой атлета — думается, почти так же легко, как нашла его наша акробатка.
Картина относится к так называемому «розовому периоду». Пикассо только переехал в Париж, и это очевидно благоприятно сказалось на его настроении: сюжет и палитра решены в более романтическом и светлом ключе, чем его предыдущие работы.
В музее представлены самые разные эпохи и стили нашего художественного наследия: от древнерусских икон до авангардных полотен.
Во время прогулки поражаешься смелости и новаторству Натальи Гончаровой в картине «Велосипедист» (1913), полной динамики, свойственной футуристам.
И снова вернемся в Париж, на этот раз в Музей Оранжери. Здесь можно почувствовать себя как в любимом саду Клода Моне в Живерни, где он провел последние 30 лет своей жизни. Овальный зал был построен специально для четырех почти абстрактных монументальных панно «Кувшинки» (1915-1926 гг.), которое художник завещал родине.
Одним кликом переносимся через океан в Нью-Йорк, чтобы прогуляться по зданию, которое уже само по себе – настоящее произведение искусства.
Великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил здание по принципу променада. Свернутый гигантской спиралью пандус произведет на вас впечатление, даже если в целом вы равнодушны к современному искусству, которое здесь представлено.
В популярный корейский музеей можно попасть из любой точки земного шара. Виртуальный тур Google проведет вас по шести этажам современного искусства, собранного со всего мира.
Здесь хранится большое собрание пионера видеоарта Парка Хён-ки, знакомого нам, наряду с Нам Джун Пэком, в первую очередь по инсталляциям с кинескопными телевизорами.
Секретное место для туристов и местных: ресторан, который находится в 200 м от иркутского аэропорта, работает круглосуточно и выполнен в стилистике лайнера. Здесь можно позавтракать в любое время суток, вкусно скоротать время на пересадке и полноценно пообедать за 500 рублей. Из чего готовят десерт «Земля в иллюминаторе» и какое отношение к авиации имеют основатели?