Not by Meat Alone: Vegetarian Menu of the Ancient Baikal
Not by Meat Alone: Vegetarian Menu of the Ancient Baikal
© Photo: Key To Baikal
September, 30

Not by Meat Alone: Vegetarian Menu of the Ancient Baikal

We wrote a lot about the fact that Evenki cuisine is based on meat-eating culture. Despite this, vegetables, berries and herbs were definitely a huge part of the diet of ancient inhabitants of Lake Baikal. At the same time, they were completely puzzled by yeast bread, because they baked their bread only with the use of vegetable flour...

October 1 is considered the World Vegetarian Day that kicks start of the so-called “Vegetarian Awareness Month” ending with the World Vegan Day on November 1. Bread Day is celebrated on October 16.

We will not discuss whether vegetarianism and the use of bakery products are very useful or not. But it is really interesting to look at the experience of previous generations, especially those who have originally lived in harmony with nature. Therefore, the holidays in October are a good excuse to get acquainted with the interesting features of food culture of the indigenous peoples of the Baikal region - Evenks (Tunguses).

Vegan Diet of Baikal Peoples

Cooking has a concept of “seasonal products”. Of course, the Evenks had no idea about such subtleties, actively consumed various plant food generously provided by the Baikal taiga in spring and summer. They stocked up some of the products, tried to use some natural food all year round. Besides, we still have something to learn from them today, trying to reproduce their “forest” recipes when traveling in the wild.

Evenks knew the useful properties of plants very well.

They chewed the fragrant larch needles, added the inner layer of the chock into the fish broth, realizing that larch needles contain a lot of vitamin C and help to live without scurvy.

They also consumed hogweed - a widespread tall grass with a hollow stem: it was a pleasure to eat its juicy and smelling insides after peeling the outer shell.

They liked spring shoots of pine and its delicious buds rich in vitamins A, D, K, P, E, B2, C.

In spring they also collected birch sap containing up to two percent of sugar, salts of potassium and calcium. The juice was quite multipurpose: they drank it fresh added boiled sap to tea.

Picking herbs for infusion a real taiga art. For this purpose they dried leaves of lingonberries, currants, briar root, young leaves of osier bed, willow... Shelf fungus – “chaga” – also came in handy.

Pine nuts supplied Evenks with healthy fat, starch, protein, organic acids, mineral salts, vitamins... The first soft “milky” nuts were eaten whole, with the shell. Evenks loved to bake them in ash, then grate them, pour with boiling water and use that “porridge” as a perfect dietary supplement.

They looked for wild leek on the river banks and collected whole bags of this plant, dried it, pulverized it manually, and poured the powder into birch baskets. Wild garlic combining the properties of onions and garlic was also popular.

Wild berries - strawberries, raspberries, red currants, cranberries, lingonberries were eaten fresh and raw, Evenks preferred to wash them down with tea. Mashed blueberry with deer milk was considered a treat.

They stocked up only dried bird cherries for the winter - the powder-flour made of the berries was used to make flat cakes.

If There Is Flour and a Sieve, the Family Will Be Satisfied

It is hardly possible to agree that Evenks first learned to know about flour as a result of communication with Russian explorers - Cossacks and settlers. We should at the same time clarify that by “flour” we mean not only ground cereals, but also rhizomes of plants. The case is that since the time immemorial Tunguses used such words as “burduk” and “talgan”. Ethnographers claim that the “burduk” means flour from grains and rhizomes, and “talgan” is coarse flour from roasted and ground grains.

However, grain flour was not initially used in the usual way - they made a soup of it or roasted it with fat. They also baked unleavened cakes – “kolobo” - in ash.

Moreover, the grain was originally replaced by tawny day lily. Of course, they used not flowers, but the bulbs containing a lot of starch. There was one subtlety. They could only eat bulbs of yellow color, because white ones were considered poisonous. The bulbs were dried and ground into flour and used to bake cakes or simply boiled and eaten.

The only thing unknown to Evenks before the arrival of the Russians was yeast bread in its modern sense. There is even a legend that when Evenks defeated the first detachment of Russians, they did not really like Russian round bread. Trying to taste it, they immediately spit the pieces of bread back. They tried to feed the dogs with that bread. But the animals smelled the bread and stepped aside. Then hunters thought that if even dogs avoided eating bread, then people had to definitely avoid it too. So, the Evenks used the round buns left after the death of the Cossacks as targets for archery. They threw the buns down the hill and shot at rolling targets.

Even when they learned how to cook bread, they baked it only for one day. Experts write that a greater amount could be baked exclusively for hunters leaving home for several days without a woman. “If they went hunting with a woman, they took flour, so that the woman could bake fresh bread everyday on the camping sites.”

A Recipe of Evenki-style Flat Cakes

 To bake it, you will need a fading bonfire, on top of all other ingredients.

Pour salt, soda, flour into cool water, then knead the dough thoroughly. The consistency of the dough should be stiff, like that for noodles.

Flatten the dough into a cake, pierce it with a fork or a knife edge, pour some flour on its surface to keep it dry.

Put the warm ash flat into a round shape, slightly patting it with your hand. Put the dough on the ashes, cover it with a layer of warm ash and put some coals on top. Finally, put the cake edgeways and prop it up with a stick, bake it near the fire until it is ready and a crispy brown crust appears.

Tell friends
Related articles
Not by Meat Alone: Vegetarian Menu of the Ancient Baikal

Baikal caves are among the favorite places to visit for everyone coming to Lake Baikal. Today we will tell you about the Chasovnya Cave, which was home to the people of the Iron Age and the volunteers of the Great Baikal Trail who constructed a new eco-trail there several years ago.

Not by Meat Alone: Vegetarian Menu of the Ancient Baikal

“Key to Baikal” proceeds with traveling to mountain residuals of the majestic Olkhinskoye plateau.

Not by Meat Alone: Vegetarian Menu of the Ancient Baikal

The Kobylya Golova Cape greets everyone who goes to Olkhon by ferry. We will tell you who invented the cape’s name and which parts of it are definitely worth seeing during your trip.

Не мясом единым: вегетарианское меню древнего Байкала
© Фото: Первый Байкальский
30 сентября #рецепты Байкала

Не мясом единым: вегетарианское меню древнего Байкала

Мы много писали о том, что культура мясоедения лежит в основе кухни эвенков. Несмотря на это, овощи, ягоды и травы, конечно же, были огромной частью рациона древних жителей Байкала.

1 октября считается Всемирным днем вегетарианства, который дает старт так называемому «месяцу вегетарианской осознанности», завершающемуся Международным днем вегана 1 ноября. 16 октября также отмечается День хлеба.

Мы не будем рассуждать о том, насколько полезно или нет вегетарианство или употребление хлебобулочных изделий. Но что действительно интересно, так это посмотреть на опыт предшествующих поколений, особенно тех, кто изначально живет в гармонии с природой. Поэтому праздники октября – хороший предлог познакомиться с интересными страничками пищевой культуры коренных народов Прибайкалья – эвенков (тунгусов).

Веганский рацион народов Байкала

В кулинарии существует понятие «сезонные продукты». Естественно, эвенки понятия не имели о подобных тонкостях, но в весенне-летний сезон активно употребляли разнообразную растительную пищу, которую щедро предоставляла прибайкальская тайга. Кое-что запасали, какие-то природные продукты старались употреблять круглый год. Причем нам и сегодня есть чему у них поучиться, попытавшись воспроизвести их «лесные» рецепты во время путешествий на природу.

Эвенки очень хорошо знали полезные свойства растений.

Они жевали душистую хвою лиственницы, добавляли в рыбный бульон внутренний слой от ее чурки, понимая, что в хвое лиственницы содержится большое количество витамина С, спасающего от цинги.

Шел в пищу и борщевик – широко распространенная высокая трава с пустотелым стеблем, который, после очищения от наружной оболочки, сочный и пахнущий огурцом, можно было с удовольствием съесть.

Нравились появляющиеся весной молодые побеги сосны и ее вкусные почки, богатые витаминами А, Д, К, Р, Е, В2, С.

Весной же собирали березовый сок, в котором было до двух процентов сахара, соли калия, кальция. Сок был достаточно многофункционален: его пили свежим или кипятили, а затем добавляли в чай.

«Собирание» чая – это настоящее таежное искусство. Для него сушили листья брусники, смородины, корень шиповника, молодые листья тальника, ивы... «Шел в дело» и березовый гриб – чага.

Кедровые орехи снабжали эвенков полезными жирами, крахмалами, белками, органическими кислотами, минеральными солями, витаминами… Первые, мягонькие «молочные» орехи ели прямо со скорлупой. Любили печь их в золе, затем, перетертые, заливали кипятком, и получившаяся «каша» прекрасно дополняла рацион.

По берегам рек искали дикий лук, который набирали целыми мешками, сушили, вручную превращали в порошок и ссыпали в берестяные туеса. Пользовалась популярностью и черемша, сочетающая свойства лука и чеснока.

Ягоды-дикоросы – землянику, малину, красную смородину, клюкву, бруснику – ели свежими и сырыми, предпочитая запивать чаем. Лакомством считалась размятая голубика, залитая оленьим молоком.

Впрок, на зиму, из ягод запасали только сушеную черемуху, муку-порошок из которой использовали для приготовления лепешек.

Была бы мука и сито – и семья будет сыта

Вряд ли можно согласиться, что с мукой эвенки познакомились в результате общения с русскими первопроходцами-казаками и поселенцами. Следует сразу уточнить, что мукой мы называем не только перемолотые злаковые, но и корневища растений. Дело в том, что издавна у тунгусов встречались слова бурдук и талган. Этнографы утверждают, что бурдук – это мука из зерен и корневищ, талган – мука крупного помола из обжаренных и перемолотых зерен.

Но первоначально зерновая мука использовалась не совсем привычно – из нее делали похлебку или жарили с жиром. Выпекали в золе и пресные лепешки – колобо.

Причем зерно изначально заменяла сарана – лилия кудреватая. Естественно, в пищу шли не цветы, а клубни, содержащие много крахмала. При этом была одна тонкость. Использовать можно было только клубни желтого цвета, так как белые считались ядовитыми. Клубни либо сушили, перетирали в муку и стряпали из них лепешки, либо просто отваривали и ели.

А вот чего точно до прихода русских не знали эвенки – это дрожжевого хлеба в нашем современном понимании. Существует даже легенда о том, что, когда они разгромили первый отряд русских, их круглый хлеб им очень не понравился. Попробовав, его сразу же выплевывали обратно. Пытались кормить хлебом собак. Те, понюхав, отходили в сторону. Но если собака не ест, то, значит, человеку подавно нельзя есть, считали тогда охотники. И круглые булки, оставшиеся после гибели казаков, эвенки использовали в качестве мишеней для стрельбы из луков. Булки пускали вниз с горки и стреляли по катящимся целям.

И даже когда научились готовить хлеб, пекли его только на один день. Специалисты пишут, что больше – исключительно для охотников, покидающих дом на несколько дней без женщины. «Если на охоту шли с женщиной, то брали с собой муку, из которой она на стоянках ежедневно пекла свежий хлеб».

Рецепт лепешки по-эвенкийски

Для ее изготовления необходим, помимо всех ингредиентов, затухающий костер.

В прохладную воду всыпать соль, соду, муку, замешать тесто. Тщательно его размять. По консистенции тесто должно быть крутое, как для лапши.

Раскатать лепешку круглой формы, проткнуть вилкой или острием ножа, подсыпать мукой, чтобы поверхность была сухая.

Придать теплой золе плоскую круглую форму, чуть прихлопнув ее ладонью. На золу выложить тесто, сверху покрыть слоем теплой золы, засыпать углями. В конце поставить лепешку на ребро и, подперев ее палочкой, допечь у костра до получения хрустящей коричневой корочки.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Не мясом единым: вегетарианское меню древнего Байкала

Разбираемся в понятии «экологического туризма» и готовимся к путешествиям на природу.

Не мясом единым: вегетарианское меню древнего Байкала

Смотрите работы победителей в эксклюзивной галерее.

Не мясом единым: вегетарианское меню древнего Байкала

В честь 15-летия сервиса Google Карты компания выбрала 15 завораживающих мест в разных уголках России. Узнайте, кто на первом месте!

Не мясом единым: вегетарианское меню древнего Байкала

Мы вновь знакомим вас с необычными деревнями Байкала. На этот раз Первый Байкальский расскажет о селе Онгурён — далеком и диком месте, в котором кончается цивилизация и начинается первозданный Байкал и где была построена первая экоэлектростанция.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать