Как на Ольхоне завелись туристы
© Фото: www.depositphotos.com
28 февраля 2018 #экотуризм

Как на Ольхоне завелись туристы

По данным статистики, два последних года на Байкал приезжало по миллиону туристов. Отдых на Ольхоне становится не только популярнее, но и стремительно расширяет географию - сюда едут буквально со всего мира. Мы задумались - а когда на острове впервые появились туристы? Кто они были? Почему Ольхон стал так популярен?

Первые люди Ольхона

Люди на Ольхоне жили с древних времен. Ученые утверждают, что здесь жили племена курыкан, а потом, в Х веке, пришли монголы, ассимилировались – так появились прибайкальские буряты. Но активное заселение острова началось совсем недавно, в 30-х годах прошлого века. Известно, что к началу ХХ века население было исключительно бурятским, около тысячи человек жило в основном в улусе Семь Сосен. Первая попытка русских обосноваться на Ольхоне провалилась. Зимой 1932 года около пятнадцати семей обозом перешли лед со стороны Забайкальского края с намерением основать сельскохозяйственную артель. Они перезимовали в землянках, весной стали пахать землю и тогда выяснили, что плодородный слой на острове слишком тонкий и не подходит для возделывания. Большая часть этой общины вскоре уехала с Ольхона.

Люди на Ольхоне традиционно жили рыбной ловлей, и большое начальство быстро поняло, что это может быть рентабельным производством. Тогда же, в 30-х годах, иркутский Рыбтрест открыл пять рыбоприемных пунктов, но вскоре решили, что проще прямо здесь, не отходя от берега, построить рыбзавод – он появился в 1937 году. Интересный факт: это отразилось даже на местных названиях. Например, существующий до сих пор залив ГСМ – это аббревиатура от «горюче-смазочные материалы». Прямо в крутые берега залива были встроены огромные цистерны, к которым по воде подходили заправляться рыболовные суда.

А в Сарайской бухте стояла «караванка», деревянный ангар для ремонта седовых лодок и мотодоров (большие лодки со стационарным мотором). Примерно в то же время в Песчанке построили исправительно-трудовую колонию для членов семей врагов народа. Она просуществовала недолго – в 50-х годах ее перевезли на материк, остался только консервный цех, выстроенный прибалтами. Промышленный бум заселил остров – к концу 50-х годов здесь проживало и работало 27 национальностей, около трех тысяч человек в двенадцати населенных пунктах. С тех пор население только убывало, и к 80-м годам сократилось вдвое. К этому же времени относится и появление на острове первых туристов.

Как на Ольхоне завелись туристыКак вспоминают старожилы, «первооткрывателями» стали жители Прибалтики. Это были в основном студенты, дети тех самых заключенных ИТК, которые после отбытия срока уехали с острова на родину. Они приезжали с рюкзаками и ставили палатки на берегу Сарайского залива. К слову сказать, в то время там стоял роскошный сосновый лес. Заведующая библиотекой Любовь Кирильчук вспоминала, что ее бабушка в этом лесу собирала грибы и ягоды, на год запасала бруснику, там росли ивы, багульник и княжик.

Первые туристы на острове

Интересно, что можно точно определить и время начала, и имена основателей одновременно массового и иностранного туризма на Ольхоне. В начале 90-х годов сода приехали и поставили первые турбазы два профессиональных спортсмена – Никита Бенчаров и Сергей Грудинин. Сначала благодаря им на острове появился теннис и волейбол – «новые ольхонцы» открыли при местной школе спортивные секции, в которых выросло уже целое поколение коренных островитян. Вскоре к спортсменам стали приезжать друзья и коллеги, причем в основном из других стран – французы, японцы, корейцы. Так случился парадокс – популярным туризм на Ольхоне сначала стал среди иностранцев. В те дикие времена у жителей областного центра еще не было модной ныне забавы – махнуть на выходные на Байкал. Да и некуда было «махать»: туристическая инфраструктура полностью отсутствовала. А вот иностранцам этот «первобытный стиль жизни» очень нравился, и островной оторванностью от цивилизации, и «экзотикой русской глубинки».

Но истинное начало массового туризма берет отсчет от прихода на Ольхон цивилизации – когда в 2005 году на остров с Большой земли по дну Байкала провели кабель централизованного энергоснабжения. Владелица небольшой частной турбазы Анна Ольховикова вспоминает, что раньше на острове была только небольшая подстанция. Поэтому свет включали в режиме строгой экономии – только с пяти вечера до полуночи. Его хватало лишьф на то, чтобы включить одну лампочку и телевизор.

С приходом на остров электричества начала выстраиваться инфраструктура. Сначала жители поняли, что на этом можно зарабатывать, и стали ставить на сезон во дворах своих усадеб летние гостевые домики. Кстати, в связи с наплывом туристов этот вид услуг актуален до сих пор. Также весьма частое явление – сезонные гостиницы, которые ставятся не на фундаменте. Как правило, они подходят только для летнего отдыха – хозяева могут даже не жить на острове, а приезжать с бригадой наемных рабочих на теплый сезон. Однако строятся и капитальные гостевые комплексы. За универмагом «Хороший» построили целую улицу Ворошилова, которая целиком состоит из турбаз и гостиниц. 

Местная жительница Ирина Ивлева считает, что при этом ольхонцы стремятся сохранить свой уклад и свою общность:

– Люди, которые здесь родились, – это все свои. Но даже те, кто прожили здесь 15-20 лет – это чужие. Я себя своей не считаю, хотя прожила восемь лет, родила трое детей, и многие местные меня своей не воспринимают. Я ассимилировалась, потому что муж – коренной. Эта грань есть, я ее вижу. Поселок сильно омолодился и зажил. Когда я приехала в 96-м, к подружке-однокурснице, ни одного забора не было, весь Хужир насквозь просматривался. На улицу выйдешь в магазин – и каждый знает, к кому ты приехала, все здоровались. Сейчас кто к кому приехал – не знают.  

«Однажды вы проснетесь, а во дворе будет людей много, как в лесу деревьев»

Неподалеку от Еланцов стоит борисан – бурятское обрядовое место, где можно «капнуть» на хорошую дорогу и чтобы задобрить духов предков. Там раньше была деревня, где в начале прошлого века жил местный юродивый предсказатель Барнашка. Старики рассказывают, что среди его предсказаний одно касалось развития массового туризма. Звучало оно так: «Однажды вы проснетесь, а во дворе будет людей много, как в лесу деревьев». Можно считать, что предсказание полностью сбылось. 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Как на Ольхоне завелись туристы

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Как на Ольхоне завелись туристы

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Как на Ольхоне завелись туристы

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Как на Ольхоне завелись туристы

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Как на Ольхоне завелись туристы