Buguldeika, the Queen of the Winds, Marble and Instagram
Buguldeika, the Queen of the Winds, Marble and Instagram
© Фото: Первый Байкальский
January, 31

Buguldeika, the Queen of the Winds, Marble and Instagram

We decided to start introducing the unusual Baikal villages to you. Crowds of tourists do not go there, and locals will be glad to show the most picturesque corners to you. The first heroine of the new section is the real dream of Instagram bloggers - the settlement of Buguldeika.

One Word with Numerous Meanings

“Buguldeika” is actually the name of the river that fills Baikal with water. This river is one of the largest on the west coast, earlier it was even used for rafting of timber from the taiga, taking it upstream. The river valley goes through Primorsky Range of the Eastern Sayan Mountains, and strong winds blow there from November almost until the end of spring.

The mountain wind blowing from the northwest is also called “bulguldeika”. Locals call their settlement "The Queen of the Winds" and consider the wind to be their “brand”. However, it is better to come there in summer, when bulguldeika (the wind) is not very severe.

The first attraction is located in the picturesque river valley: it is an abandoned Buryat ulus. Old wooden yurts overgrown with grass resemble the houses of Vikings. Some of these houses were once given to the Taltsy ethnographic museum. These yurts represent the transition period in the history of Buryats. These nomadic people originally lived in felt yurts, later they began to build wooden yurts - after they began to engage in agriculture. Now Buryats live in the same houses as Russians and other peoples around Lake Baikal.

Buguldeyka: Marble Capital of Baikal@Бугульдейка: мраморная столица Байкала
Buguldeyka: Marble Capital of Baikal
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock

A marble quarry, one of the largest of its kind in Russia, is situated close to the village. Now it is abandoned, no works are being done there, but it is possible to enter the quarry.

Marble from Buguldeika is about 2 billion years old, and it is much older than the ancient Baikal. The distinctive feature of this type of marble is its strong decorative effect, homogeneity, density, whiteness and “softness” of the stone. It can be used to make sculptures since this marble belongs to the statuary category.

The quarry is not very deep, but you should be careful when standing on the edge, don’t forget about the wind! You can go down to the bottom of the quarry by stairs, but the most beautiful photos can be taken only on its top. Giant blocks of marble are scattered everywhere on the territory of the quarry: these include carved pieces and chips.

If you come to Buguldeika in bad weather, it’s no problem. The weather on Baikal changes pretty often, you can wait until you take a decent photo of the marble quarry.

Mountains, Caves and Two Turns

A viewing platform can be found on the mountain near the settlement. This platform offers a magnificent, breathtaking panorama of the beauty and grandeur of the coast of Lake Baikal, the mouth of the Buguldeika River and the Baikal Range. It seems that time stops there, you will definitely want to capture this moment and take photographs.

The surrounding mountainous terrain is an endless resource for photographs: the combination of meadows, mountains, forests with Baikal makes up an interesting composition. Sometimes you can notice flocks of sheep and herds of cows adding color to the landscape.

The mouth of the Buguldeika River and the coast of Baikal are covered with pebbles and are not a remarkable sight. Besides, the water is cold there, so you will hardly be able to swim. Nevertheless, you can get a suntan quickly, just like elsewhere on Lake Baikal.

In addition to ancient yurts and marble, several caves were discovered in the valley of the Buguldeika River. One of the caves located near the village of Kurtun has even a cave painting – the shape of the picture resembles an old shaman tambourine. If you want to get to the caves, you will need a lot of time and effort, as well as some means of transportation.

If you go north along the coast, you can get to the Tazheran steppe where the landscape becomes dramatic due to its asceticism. This land has sparse vegetation and steep rocky capes. Local views are very different from Buguldeika with its woods and meadows. However, Tazheran steppe has also caves and grottoes that can be visited.

You should stay in Buguldeika for at least two days, to be able to see everything in the settlement and around. The village includes guesthouses and even an estate where you can see objects of peasant life and various old and modern local specialties.

Properly speaking, you cannot miss Bulguldeika, since it is a transit point for trekking and off-road expeditions. Besides, rafting on the Buguldeika River and kayaking along the coast of Baikal are also popular.

You can get to the village by public transport from Irkutsk, purchasing a ticket at the bus station. You can depart not only from the bus station, but then the trip will be more expensive. If you rent a car or drive Baikal in your own car, it is important to take a right turn in the village of Bayandai that is famous for its dumplings. Turn right once more near the village of Kosaya Step: after that you will have to drive another 40 kilometers. The total journey duration makes up approximately 220 kilometers and takes 3-4 hours.

Tell friends
Related articles
Buguldeika, the Queen of the Winds, Marble and Instagram

“Key to Baikal” proceeds with traveling to mountain residuals of the majestic Olkhinskoye plateau.

Buguldeika, the Queen of the Winds, Marble and Instagram

The Kobylya Golova Cape greets everyone who goes to Olkhon by ferry. We will tell you who invented the cape’s name and which parts of it are definitely worth seeing during your trip.

Buguldeika, the Queen of the Winds, Marble and Instagram

We keep on acquainting you with the extraordinary villages of Lake Baikal. The new subject of the section will be the village situated close to everyone’s way to Olkhon. The “Key to Baikal” will tell you why it is worth staying in Elantsy for a little bit longer and under which circumstances you should better do this.

Бугульдейка – королева ветров, мрамора и Инстаграма
Бугульдейка – королева ветров, мрамора и Инстаграма
© Фото: Первый Байкальский

Бугульдейка – королева ветров, мрамора и Инстаграма

Мы решили начать знакомить вас с необычными деревнями Байкала. Сюда не доезжают толпы туристов, а местные будут рады показать самые живописные уголки. Первой героиней новой рубрики стала настоящая мечта Instagram-блогеров — поселок Бугульдейка.

Одно слово – много смыслов

Вообще-то «бугульдейка» – это название реки, которая питает Байкал. Эта река – одна из самых крупных на западном побережье, и раньше по ней даже сплавляли лес, добытый в тайге, выше по течению. Долина реки прорезает Приморский хребет Восточных Саян, и с ноября и почти до конца весны здесь гуляют сильные ветра.  

Бугульдейкой называют и этот горный ветер, дующий с северо-запада. Местные жители именуют свой поселок «Королева ветров» и считают ветер своим «брендом». Впрочем, лучше приезжать сюда летом, когда бугульдейка (ветер) не сильно лютует.

Первая достопримечательность находится в живописной долине реки – это заброшенный бурятский улус. Старинные деревянные юрты, поросшие травой, напоминают дома викингов. Некоторые из этих домов в свое время перевезли в этнографический музей «Тальцы». Эти юрты иллюстрируют переходный период в истории бурят. Изначально этот кочевой народ жил в войлочных юртах, потом они начали строить юрты из дерева, когда стали заниматься земледелием. Сейчас буряты живут в таких же домах, что и русские, и другие народы на Байкале.

Бугульдейка: мраморная столица Байкала@Бугульдейка: мраморная столица Байкала
Бугульдейка: мраморная столица Байкала
Мраморный карьер поселка Бугульдейка - один из крупнейших в России. Сейчас он заброшен и работы в нем не ведутся, но зайти на карьер можно. © Фото: AdobeStock
Мраморный карьер поселка Бугульдейка - один из крупнейших в России. Сейчас он заброшен и работы в нем не ведутся, но зайти на карьер можно. © Фото: AdobeStock
Бугульдейскому мрамору около 2-х миллиардов лет, и, как ни странно, он даже старше древнего Байкала. © Фото: AdobeStock
Бугульдейскому мрамору около 2-х миллиардов лет, и, как ни странно, он даже старше древнего Байкала. © Фото: AdobeStock
Карьер привлекает огромное количество туристов, которые облюбовали это место для снимков Instagram. © Фото: AdobeStock
Карьер привлекает огромное количество туристов, которые облюбовали это место для снимков Instagram. © Фото: AdobeStock
Здешний мрамор отличается отменным качеством и особой белизной. © Фото: AdobeStock
Здешний мрамор отличается отменным качеством и особой белизной. © Фото: AdobeStock
Еще Бугульдейка славится своим ветром, который носит одноименное название и славится своей силой и порывистостью. © Фото: AdobeStock
Еще Бугульдейка славится своим ветром, который носит одноименное название и славится своей силой и порывистостью. © Фото: AdobeStock

Еще ближе к поселку расположен мраморный карьер, один из крупнейших в России. Сейчас он заброшен и работы в нем не ведутся, но зайти на карьер можно.

Бугульдейскому мрамору около 2-х миллиардов лет, и он гораздо старше древнего Байкала. Отличие этого мрамора от других месторождений заключается в высокой декоративности, однородности, плотности, белизне и «мягкости» камня. Из него можно делать скульптуры, поскольку этот мрамор относится к разряду статуарных.

Карьер не сильно глубокий, но стоять на краю нужно аккуратно, помните о ветре! Можно спуститься на дно карьера по лестницам, но лучшие фотографии получаются наверху. На месторождении повсюду разбросаны гигантские куски мрамора – как ровно вырезанные, так и сколы.

Если вы приехали в Бугульдейку в плохую погоду, то это нестрашно. Погода на Байкале переменчива, и фото с мрамором может подождать.

Горы, пещеры и два поворота

Рядом с поселком находится обзорная площадка на горе. Оттуда – великолепная, захватывающая дух от красоты и величия панорама на побережье озера Байкал, устье реки Бугульдейка и Байкальский хребет. В этом месте будто время останавливается, и хочется запечатлеть этот миг на фотографиях.

Гористая местность вокруг – неисчерпаемый ресурс для фотографий: сочетание лугового, гористого, лесного ландшафта в «дуэте» с Байкалом создают интересную композицию. Временами здесь можно увидеть отары овец и стада коров, которые добавляют пейзажу колорита.

Устье реки Бугульдейка и побережье Байкала здесь покрыты галькой и не очень примечательны. Кроме того, здесь холодная вода и особо не искупаешься. Однако, как и везде на Байкале, здесь быстро ложится загар.

Кроме старинных юрт и мрамора, в долине реки Бугульдейка обнаружено несколько пещер. В одной из них, близ деревни Куртун, есть даже наскальный рисунок, который по своей форме напоминает старинный шаманский бубен. Для того, чтобы добраться до пещер, потребуется много времени и сил, а также транспорт.

Если двигаться вдоль побережья на север, то можно добраться до тажеранских степей, где ландшафт становится величественным в своей аскетичности. Это земля со скудной растительностью и крутыми скалистыми мысами. Виды здесь сильно отличаются от лесисто-луговой Бугульдейки. Но в Тажеранах также есть пещеры и гроты, которые можно посетить.

В Бугульдейку нужно ехать как минимум на два дня, чтобы увидеть все в ней и вокруг нее. В самом поселке есть гестхаусы и даже имение, в котором можно увидеть предметы крестьянского быта и разные старинные и не очень местные диковинки.

Строго говоря, вы не пропустите Бугульдейку, поскольку она служит перевалочной базой для трекингов и экспедиций на внедорожниках. Кроме того, пользуются популярностью сплав по реке Бугульдейка и маршрут вдоль побережья Байкала на байдарках.

Добраться до деревни можно на общественном транспорте из Иркутска, заказав билет на автовокзале. Можно уехать и не с автовокзала, но это будет дороже. Если вы взяли автомобиль напрокат или едете на Байкал в собственном автомобиле, то важно не пропустить поворот направо в поселке Баяндай, славящемся своими пельменями. Вновь свернуть направо придется в районе деревни Косая Степь – и нужно будет проехать еще 40 километров. Общий путь составляет примерно 220 километров и занимает 3-4 часа.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Бугульдейка – королева ветров, мрамора и Инстаграма

5 октября в поселке Никола на берегу Байкала прошел пятый гастрономический «Фестиваль омуля – 2019». Юбилейный фестиваль посетил автор Первого Байкальского Павел Якушев.

Бугульдейка – королева ветров, мрамора и Инстаграма

Мы много писали о том, что культура мясоедения лежит в основе кухни эвенков. Несмотря на это, овощи, ягоды и травы, конечно же, были огромной частью рациона древних жителей Байкала.

Бугульдейка – королева ветров, мрамора и Инстаграма

Первый Байкальский продолжает путешествие по скальникам величественного Олхинского плато.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать