Култук неожиданно оказался богат на представителей творческой интеллигенции, которые в разные годы здесь родились или жили.
На Байкале и вокруг него можно составить огромное множество туристических маршрутов – разной степени сложности и удаленности от магистральных путей.
Один из самых известных и несложных, в шаговой доступности от железной дороги – это переход по КБЖД от Слюдянки до Ангасолки. Зимой он превращается в маршрут наоборот: от Ангасолки до Слюдянки, потому что основная часть перехода – по льду.
На пути следования вам встретится три населенных пункта: город Слюдянка, выросший из старинного одноименного поселка; рабочий поселок Култук и поселение Старая Ангасолка.
Слюдянка, как и многие сибирские города, началась с острога, который был построен здесь в 1647 году казаками под предводительством Ивана Похабова. Острог охранял добытчиков слюды от набегов местных эвенков. Он простоял на месте нынешней Слюдянки всего несколько лет, после чего был перенесен в район, где сегодня расположен поселок Култук, потому и название за ним закрепилось – Култукский.
Лишь спустя полтора века, в 1802 году на месте нынешней Слюдянки появилось первое зимовье. Следующим важным для развития Южного Прибайкалья шагом стало решение строить колёсную дорогу от Иркутска к Кяхте. И при Слюдянском зимовье появилась почтовая станция. Дальше –больше. В 50-х годах XIX века была одобрена идея строительства Кругобайкальского тракта вдоль берега Байкала – вначале до Посольска, а затем до Верхнеудинска.
В 1899 году из земель, принадлежавших Култукскому сельскому сходу, была выделена земля для строительства железнодорожного посёлка. Так Слюдянское зимовье разрослось до поселка. В нём располагались Первый и Второй участки Управления строительством Кругобайкальской железной дороги. К слову, тут начинается небольшая историческая интрига: существуют разные версии о том, почему потребовалось отдельно создать железнодорожный узел в Слюдянке, а не сделать его в крупнейшем тогда населённом пункте юга Байкала Култуке. По одной версии, строительство Слюдянки было личным пожеланием тогдашнего министра путей сообщения Хилкова. По другой – сельский сход Култука отказался дать землю под железнодорожную станцию: пригодной для сельского хозяйства земли тут было крайне мало, да и ту планировалось занять под паровозное депо. Конечно, селяне были против.
Так или иначе, но с тех пор Слюдянка появилась на картах. Кругобайкальская дорога была стратегически важным и весьма дорогостоящим звеном Транссибирской магистрали, поэтому строительство шло быстро: паровозное депо и ставший впоследствии всемирно известным Слюдянский вокзал из белого мрамора были сданы в эксплуатацию в 1904 году, а спустя год здесь было открыто движение поездов.
Слюдянский вокзал – сооружение уникальное, его проект был разработан специально для Слюдянки и первоначально предполагал, что здание будет возведено из кирпича, как в Иркутске, Красноярске, Омске (на остальных станциях возводились деревянные вокзалы). Однако на стадии начала строительства было принято решение об изменении материала на… мрамор. И это при том, что мрамор в то время не употреблялся при строительстве железнодорожных сооружений.
Так или иначе, но в результате Слюдянский вокзал стал одним из самых красивых сооружений Транссиба, который обязательно стоит посетить. Тем более что здание было превосходно отреставрировано к своему столетию в 2005 году.
От станции Слюдянка-2 начинается путь по Кругобайкальской железной дороге. И первым пунктом на пути следования к порту Байкал станет тот самый поселок Култук, который будет постарше и Слюдянки, и самого Иркутска…
Култук считается первым русским поселением на юге Байкала. К его основанию руку приложил все тот же Иван Похабов. Этапы большого пути были стандартны – острог, Култушное зимовье, деревня на три двора…
Рост Култука начался с указа 1796 года императрицы Екатерины II о начале строительства почтового тракта через Хамар-Дабан. Потому к началу 19 века через селение была проложена дорога на Монды и далее – в Монголию. Население деревни стало расти за счёт переселенцев из западных губерний, на побережье построили причал, активно начали возводить новые дома для переселенцев. В итоге к 1852 году в Култуке было уже 35 дворов при численности населения 238 человек. Тогда же возвели деревянную церковь в честь Николая Чудотворца. Она сгорела в 1887 году, но спустя два года была отстроена заново. При ней открылась церковно-приходская школа.
Во второй половине 19 века в Култуке жили известные исследователи гидрологии южного Байкала, животного и растительного мира озера и прибрежной тайги Бенедикт Дыбовский и Виктор Годлевский.
В начале XX века в Култуке работали метеорологическая станция, почтово-телеграфная контора, почтовая станция Кругобайкальского тракта... Потом поселок активно включился в строительство «золотой пряжки» Транссиба.
Считается, что его название имеет тюркское происхождение: култук – это угол, тупик, залив, губа. По всей видимости, именно это слово показалось русским землепроходцам наиболее подходящим для полуторакилометрового участка низменности в устье реки Култучной, где решено было устроить поселение.
В Култуке, в одиннадцати километрах от Слюдянки, и начинается одноколейный участок Кругобайкальской железной дороги с ее тоннелями и красотами. При зимнем переходе из Ангасолки в Слюдянку по льду в поселок не заходят: он находится на вершине этого условного «треугольника», в то время как из Ангасолки в Слюдянку идут «по гипотенузе».
Култук неожиданно оказался богат на представителей творческой интеллигенции, которые в разные годы здесь родились или жили.
При этом все вспоминают о поселке на южном берегу великого озера с неизменной теплотой. Это и ученый и путешественник, первый исследователь Южного Прибайкалья Эрик Лаксман, писатели Иван Новокшонов, Андриан Шульгин, Михаил Просекин, поэты Василий Непомнящих и Ростислав Филиппов, известный российский стилист и шоумен Сергей Зверев тоже родился в Култуке.
Добраться до Култука можно как на машине, так и на электричке. Выйти можно на станции Земляничная – спустившись с горы, сразу попадешь на рельсы КБЖД. Следующая станция –Култук, здесь вы попадете в поселок. Достопримечательностей здесь немного: есть музей истории железнодорожной станции и сам Байкал в шаговой доступности.
Еще восемь километров пути по шпалам – и мы в Старой Ангасолке, финальной точке нашего нынешнего маршрута.
Название поселка происходит от бурятского слова «онгосо» – лодка, судно. Поселок сравнительно молодой – в 1949 году здесь появилась железнодорожная станция, а в конце 50-х был построен щебеночный завод и к нему – поселок, который и назвали Ангасолкой. Чтобы не возникало путаницы, поселок времен строительства КБЖД, расположенный на берегу озера, называют сегодня Старой Ангасолкой. Местных жителей здесь совсем немного.
До Старой Ангасолки проще всего добраться на автомобиле или электричке. Маршрут: Иркутск – станция Темная падь – дальше пешком в сторону Байкала по широкой туристической тропе через живописную рощу Темной пади. Прогулка по распадку и лесной тропе займет не больше часа. Или, как уже было сказано, пешком по КБЖД от Култука.
Кстати, в этих местах, между Култуком и Ангасолкой, во время Гражданской войны разворачивались самые серьезные бои между отступавшей армией Каппеля и красными.
Дорога на Старую Ангасолку и радиальные походы от нее – один из самых доступных и распространенных вариантов знакомства с Кругобайкалкой. Арочный мост каменной кладки через устье Ангасолки; однопутная галерея, расположенная здесь же, в двух шагах от поселка; знаменитые кругобайкальские туннели... Из Ангасолки можно пойти в поход на гору Обзорная или отправиться в поход по КБЖД в сторону станции Шарыжалгай к памятнику природы Птичий базар – каскаду туннелей с выходом на скальный массив к месту гнездования байкальских чаек.
В самой Старой Ангасолке есть еще две достопримечательности – Дом-музей семьи Рерихов и детско-юношеский альпинистский лагерь «Ангасолка».
В 1923-1928 годах Николай Рерих вместе со своей семьей и группой ученых совершил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию. В 1926 году маршрут Николая Рериха с экспедицией прошел через поселок Старая Ангасолка.
Впоследствии возникла идея создать культурно-выставочный центр на месте дома, где останавливался путешественник. В 2002 году началась реконструкция дома, а в июне состоялось торжественное открытие двух выставочных залов. Затем был пристроен третий, а следом еще один.
Сегодня экспозиция дома-музея включает в себя не только работы самого Рериха, но и картины других авторов, посвященные великим учителям человечества, святым, монахам, храмам и монастырям. Отдельно представлена выставка фотографий членов знаменитой семьи.
Детско-юношеский альпинистский лагерь в Ангасолке основал Григорий Скаллер, покоритель гималайских вершин и неизведанных каньонов Аляски, председатель Федерации альпинизма Иркутска, обладатель почетного титула Снежный Барс. Дело в том, что в районе Старой Ангасолки – множество скальных выходов. Поэтому здесь проложены маршруты разной категории сложности (от 5Б до 7А), регулярно проводятся соревнования по альпинизму и скалолазанию, а летом лагерь традиционно полон юными альпинистами, которые постигают здесь азы этого мужественного спорта.
От Ангасолки можно продолжать свой путь по Кругобайкальской железной дороге, которая с каждым пройденным километром будет открывать путешественникам все новые и новые тайны…