Visiting the Master of Taiga: Hunting Ecology of the Indigenous Peoples of Lake Baikal
© Photo: Key To Baikal
November, 06

Visiting the Master of Taiga: Hunting Ecology of the Indigenous Peoples of Lake Baikal

At the initiative of environmentalists, the world celebrates the Remembrance Day of Animals That Died Due to the People’s Fault on November 6. This is the way the public is trying to attract the attention of people who care about the fate of the wild world.

Hundreds of thousands of animals die every year due to the actions of hunters and poachers, agricultural product suppliers, manufacturers of fashionable clothes made of leather and fur... International conventions for the protection of animals are being adopted; special laws have been introduced in some countries to establish liability for cruelty to animals.

However, often it seems that we are “reinventing the wheel”! The unique experience of respectful coexistence of humans and representatives of fauna can be found literally next to us, in the hunting culture and traditions of the indigenous peoples of the Baikal region - Evenks (Tunguses) and Buryats.

Ecological Rules of Hunting of the Indigenous Peoples of the Baikal Region

The cult attitude of the Siberian peoples to forest animals has been formed during millennia. This was largely due to the fact that the animals literally made provisions for the daily life of the original inhabitants of Lake Baikal: they gave food, animal skins, materials for houses, medicines of animal origin... At that, large animals were hunted only for meat, and fur animals were hunted for their skins. There was no concept of “hunting for the sake of hunting”! Both Evenki and Buryat examples are interesting examples not only of the adaptation of man to the very harsh natural conditions, but also of a harmonious and painless “inclusion” into the region’s ecosystem.

Buryats considered the onset of the hunting season a solemn time. They dressed up in festive fur coats and performed a rite of purification. Indeed, they didn’t go hunting, but were visiting the Master of Taiga, Khangai, the owner of all animals and birds. The Buryats believed that he was a majestic gray-bearded old man riding a horse. The Master of Taiga was kind and merciful, but only to those who did not disturb his peace. So, there were strict rules of people’s behavior in the taiga: they had to observe cleanliness and order, not to make noise, especially in a camp. It was forbidden to pour water on the trails, fell trees near their camping sites, make a mess, throw wool or felt into the fire (as well as to throw other things that could cause a strong unpleasant smell in the fire), sing songs or scream loudly, especially during the nesting period of birds, because this could scare them away from their nesting sites.

Buryats believed that Khangai enjoyed listening to fairy tales which could contribute to the kind disposition of the Master of Taiga to hunters. Therefore, there was an interesting tradition for attracting the luck in hunting: hunters took storytellers-uligershins (ontokhoshins) with them to the forest; those storytellers received a share of prey on a par with hunters.

The ceremony of offering sacrifices to the gray-bearded old man was performed both before and after the hunt, besides, a successful hunter had to share his prey with everybody whom he encountered on his way. And this was not just a “goodwill gesture”. If a person accepted the prey as a gift, he or she seemed to share the responsibility for spilled blood.

Numerous hunting prohibitions, superstitions, ceremonies in many respects had purely material practical roots and were associated not only with excellent knowledge of the lifestyle and habits of animals, but also with special hunting ethics, the intention of people to continue to provide themselves with food:

- they hunted only adult males; killing a female was regarded as an evil action;
- the offspring that lost their mother could not be left alive, because they were doomed to a dreadful starvation death;
- it was forbidden to hunt in places of parturition of elk, roe deer, and red deer;
- it was prohibited to start a hunt if the animals were in distress after a drought, a flood, ice-crusted ground, and fodder shortage.

Buryats believed that the desire to obtain plentiful prey should be limited: one could not kill animals in vain, leave wounded game in the forest. There was a belief that a Buryat hunter should not kill more than 99 bears during his entire life. A greedy hunter might lose his children, which happened as if in exchange for the animals killed beyond measure.

A Tribute to Prey

Фото

Both Buryats and Evenks treated the animal kingdom with deep respect, which, of course, was not accidental. Indeed, according to legend, for example, Khori Buryats originated from a heavenly swan girl, and the first Buryat shaman was an eagle. Numerous hunting rules were successfully combined with the requirements of nature; therefore they naturally turned into a kind of legal code of taiga.

The attitude to prey in the Evenki hunting tradition is extremely meaningful.

Hunters strongly believed that animals and fish could understand human speech. So, it was strictly forbidden to speak disapprovingly even about the most insignificant prey, let alone to insult any prey. In order not to scare away the animals beforehand, hunters used various allegories to discuss their future actions.

 Evenki hunters were obliged to respect the killed animal, they even had to dress it only according to certain rules. They had to know when to stop in all respects. The legend says: “Once during an autumn hunt, two Evenks killed so many elks that they could not dress all carcasses and put them right. They had to abandon some of the killed animals. The Master of Taiga punished hunters for this. Both of them fell ill soon and died”.

The valuable prey was celebrated by a festive dinner. The conversations of the hunters during this dinner were devoted only to the episodes of the last hunt, besides, they spoke very kindly about the hunted animals; it was emphasized that that dinner was cooked to celebrate the “honored guest”, and before the start of the meal, the “honored guest” was invited to the cauldron.

A head of a hunted elk or wild deer was necessarily brought home for performing a special ceremony, where the head was put on a place of honor, on a specially embroidered rug, with its face turned directly to the fire. They put a frying pan on a stove or a fire, heated it and threw fat into it and into the fire. The head of the prey and all the ritual objects were fumigated with the smoke of the burnt fat, and the hunter appealed to the patron spirit of people and deer with a request “to send a prey like this one more time”. Only after that they began to cut and cook meat.

A skin removed from a marten or a sable was hung out in a in a prominent location; at night the skin was removed, so that strangers were unable offend the prey.

Evenks believed that a killed animal would be reborn in the form of another animal. Therefore, all its remains were carefully collected and then buried or stored in a secluded place.

They also respected the fish they caught.

It was the knowledge of the lifestyle and habits of animals that allowed indigenous peoples to choose the necessary terms, volumes and objects of hunting and comply with them, without depleting natural resources.

Tell friends
Related articles
Visiting the Master of Taiga: Hunting Ecology of the Indigenous Peoples of Lake Baikal

Academician Okladnikov believed that the name of the Kika River (with the emphasis on the second syllable) was derived from the Turkic “green river”. This is the name of one of 336 rivers flowing into Lake Baikal.

Visiting the Master of Taiga: Hunting Ecology of the Indigenous Peoples of Lake Baikal

Why should one remember about an ordinary hare - the animal with the nickname “squint-eye” that is considered a coward?

Visiting the Master of Taiga: Hunting Ecology of the Indigenous Peoples of Lake Baikal

A specially protected natural monument of regional significance – “Anglichanka” Rock – is situat-ed in Selenginsky district of Buryatia. Now it is known as an observation deck with a picturesque view of the Selenga and Spassky Cathedral dated by the 18th century. However, in 1818-1841, Protestant preachers lived here. Key to Baikal explored how the life of the missionaries was con-nected with the rock, what kind of girl was wandering around it and what the London missionary society had to do with it.

Visiting the Master of Taiga: Hunting Ecology of the Indigenous Peoples of Lake Baikal

The name of the valley originated from local “Bargut” which means “outskirts, wilderness”. It was a name of Mongolian tribe that used to inhabit the valley.

В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала
В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала
© Фото: Первый Байкальский
6 ноября

В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала

6 ноября по инициативе защитников природы в мире отмечается День памяти животных, погибших по вине человека. Таким образом общественность старается привлечь внимание людей, не безразличных к судьбе «наших меньших братьев».

Ежегодно сотни тысяч животных гибнут из-за действий охотников и браконьеров, поставщиков сельскохозяйственной продукции, изготовителей модной кожаной и меховой одежды… Принимаются международные Конвенции по охране животных, в отдельных странах введены специальные законы, предусматривающие ответственность за жестокое обращение с животными.

Но зачастую кажется, что мы «изобретаем велосипед»! Уникальный опыт уважительного сосуществования человека и представителей животного мира буквально рядом с нами, в охотничьей культуре и традициях коренных народов Прибайкалья – эвенков (тунгусов) и бурят.

Экологические правила охоты коренных народов Прибайкалья

Культовое отношение к лесной живности у сибирских народов складывалось тысячелетиями. Это во многом объяснялось тем, что животные, в буквальном смысле слова, обеспечивали повседневную жизнь исконных обитателей Байкала: снабжали продуктами, шкурами для одежды, материалами для жилища, лекарствами животного происхождения… Но крупного зверя добывали только ради мяса, а пушного – ради меха. Понимания «охоты ради охоты» просто не существовало! И эвенкийский, и бурятский примеры – это интереснейшие образцы не только приспособления человека к очень непростым природным условиям своей среды обитания, но и гармоничного, и безболезненного «включения» в экосистему региона.

Наступление сезона охоты у бурят считалось временем торжественным. Они наряжались в парадные шубы и проводили обряд очищения. И в самом деле, не на охоту же ехали, а в гости к хозяину тай­ги Хангаю, хозяину всех зверей и птиц. Бурятская молва представляла его величественным седобородым стариком, разъезжающим на лошади. Был хозяин тайги добр и милостив, но только к тем, кто не нарушал его покой. Поэтому существовали суровые правила поведения человека в тайге: следовало соблюдать чистоту и порядок, не шуметь, особенно на таборе. Запрещалось лить воду на тропы, валить деревья возле своей стоянки, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или что-то еще, что могло издавать резкий неприятный запах, петь песни и громко кричать, особенно в период гнездо­вания птиц, так как это могло спугнуть их с мест гнездовий.

Буряты считали, что Хангай любит слушать сказки, которые способны расположить хозяина тайги к охотникам. Поэтому существовала интересная традиция ради удачи в охоте брать с собой в лес сказочников-улигершинов (онтохошинов), которые получали долю добычи наравне с охотниками.

Обряд жертвоприношений седобородому старцу проводили и до, и после охоты, а с каждым из встретившихся на пути людей удачливый охотник должен был обязательно поделиться своей добычей. И это не просто «жест доброй воли». Если человек принял охотничий дар, то он как бы разделил ответственность за пролитую кровь.

Многочисленные промысловые запреты, приметы, обряды во многом имели исключительно материальные практические корни и были связаны не только с прекрасным знанием образа жизни и повадок животных, но и своеобразной промысловой этикой, стремлением человека и в дальнейшем обеспечивать себя пищей:

– охота производилась только на взрослых самцов, убийство самки расценивалось как негативное деяние;
– детенышей, потерявших мать, нельзя было оставлять в живых, потому что они обречены на страшную голодную смерть;
– запрещалось заниматься охотой в местах, где проходил отел лосей, косуль, маралов;
– нельзя было затевать охоту, если животные находились в бедственном положении после засухи, половодья, гололедицы, бескормицы.

Буряты полагали, что стремление к получению богатой добычи не должно быть безграничным: нельзя убивать зверей понапрасну, оставлять подранков. Существовало поверье, что за всю свою жизнь бурят-охотник не должен был убить больше 99 медведей. Жадный охотник может потерять своих детей, что произойдет как бы взамен убитых сверх меры зверей

Дань уважения к добытой дичи

Фото

И буряты, и эвенки с глубоким поч­тением относились к животному миру, что, естественно, не было случайностью. Ведь, например, согласно легендам, хори-буря­ты произошли от небесной девушки-лебе­дя, а первым бурятским шаманом был орел. Многочисленные охотничьи правила удачно сочетались с требо­ваниями природы, поэтому естественным образом превратились в своеобразный свод таежных зако­нов.

Крайне показательно отношение к добытому зверю в промысловой традиции эвенков.

Среди охотников существовало стойкое убеждение, что звери и рыбы понимают человеческую речь. Соответственно, категорически воспрещалось говорить неодобрительно даже о самой незначительной добыче, а тем более оскорблять ее. Чтобы не спугнуть зверя раньше времени, охотники употребляли различные иносказания о своих возможных действиях.

Эвенк-охотник обязан был уважительно относиться к уби­тому зверю, даже свежевать его только по определен­ным правилам. Во всем необходимо было знать меру. Легенда гла­сит: «Однажды во время осенней охоты два эвенка побили столько лосей, что не смогли их ободрать и привести в надлежащий по­рядок. Часть зверей пришлось бросить. Хо­зяин тайги наказал за это охотников. Оба скоро заболели и умерли».

В честь ценной добычи устраивался праздничный ужин. Разговоры охотников во время него были посвящены исключительно эпизодам прошедшей охоты, причем о добытом звере говорили очень доброжелательно; подчеркивалось, что этот ужин варится в честь «почетного гостя», а перед началом трапезы «почетного гостя» приглашают к котлу.

Голову добытого лося или дикого оленя обязательно привозили домой для совершения специального обряда, где клали на почетное место, на специально расшитый коврик, причем четко мордой к огню. На печь или костер ставили сковороду, раскаливали и бросали и в нее, и в огонь жир. Дымом от сгоревшего жира окуривалась голова добычи, все ритуальные предметы, а охотник обращался к духу-покровителю людей и оленей с просьбой «послать еще одного такого». Только после этого приступали к разделке и варке мяса.

Снятая с куницы или соболя шкурка вывешивалась на видном месте, а чтобы добычу не оскорбил кто-нибудь из посторонних, шкурки снимали ночью.

У эвенков бытовало убеждение, что убитый зверь должен возродиться, пусть и в виде другой особи. Поэтому все его останки тщательно собирали, а затем закапывали или складывали в укромном месте.

Так же уважительно относились и к пойманной рыбе.

И именно знание образа жизни и повадок животных позволяло коренным народам избирать и соблюдать нужные сроки, объемы и объекты охоты, не истощая при этом естественные природные запасы.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала

Первый в России фестиваль скорости на льду в фильме Discovery Channel.

В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала

В большой семье байкальских рек у каждой есть свое определенное место. В полной мере это относится и к маленькой пятнадцатикилометровой Иринде, текущей в районе Баргузинского хребта по Северо-Байкальскому району Бурятии, на территории знаменитого Баргузинского заповедника.

В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала

Если посмотреть на Тажеранские степи со спутника, это они похожи на паутину – так много здесь накатанно дорог...

В гостях у хозяина Тайги: экология охоты коренных народов Байкала

Когда белых пятен на карте уже не осталось, новыми первооткрывателями стали те, кто ищут новые пещеры, — спелеологи. Гость Первого Байкальского расскажет про этические правила посещения пещер, загадку тепловых аномалий и назовет 5 лучших пещер Прибайкалья.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать