Первый Байкальский начинает новый цикл статей о реках, впадающих в озеро и наполняющих его воды. Первой в списке стала главная артерия Байкала — река Селенга.
Иногда необходимо повторять прописные истины ради того, чтобы задать себе вопрос о сущности, казалось бы, очевидного факта или явления. Общеизвестно, что Байкал – одно из крупнейших хранилищ питьевой воды на нашей планете. О чистоте и прозрачности его воды ходят легенды. Но это богатство изначально не вечно. Оно постоянно пополняется благодаря множеству рек, впадающих в Озеро.
Сегодня их число точно назвать вряд ли возможно. Хрестоматийной стала цифра 336 рек. Зачастую реками называли и ручьи, часть которых, из-за разнообразных факторов, вообще исчезала. Тем не менее, артерии, особенно небольшие, протекающие сквозь девственные места, приносят в Байкал незамутненную воду, и ее чистоту поддерживает байкальский планктон. Среди байкальских притоков есть реки с красивыми и романтичными названиями – Селенга, Снежная, Фролиха… Но встречаются имена очень нестандартные – Кабанья, Налимовка, Похабиха, Клюевка.
И говорили раньше, что у Байкала 336 жен, а самая любимая – полноводная красавица Селенга. По месту рождения она «иностранка», так как зародилась в точке слияния двух монгольских рек – Дэлгэр-Мурэн и Идэр-Гол. При впадении в Байкал Селенга образует огромную дельту, представляющую собой многокилометровую толщу рыхлых осадков. Внешне дельта выглядит как огромная луговая болотистая равнина, разделенная на островки многочисленными протоками и старицами. Возраст дельты Селенги определяют около 500 тысяч лет. Соответственно, то, что возникновение Селенги уходит в глубокое прошлое, – бесспорно. Неоднозначна собственно история реки, где для одних Ангара и Селенга когда-то (еще до образования Байкальской впадины) являлись единым водоемом, а для других Селенга – это приток реки Лена.
Древность Селенги однозначно подтверждается археологами. Ее берега «раскрыли» ученым тайны и каменного, и бронзового веков. До исследователей дошли остатки поселений, могильников, курганов, уникальных внутрипещерных и наскальных рисунков. Среди них были и изображения животных (олень, кабан, верблюд), и рыб, и сцены охоты, и изображения космических тел.
Очень загадочно само название – Селенга. Версии многочисленны и противоречивы. В орхонских письменах еще VI-VIII вв. река упоминалась в форме Selene. В китайских летописях рассказывалось об уйгурах, обитавших в IX-XII вв. в верховьях реки Солин. В русских документах XVII в. название реки приводилось в двух видах – Селенга и Селимба.
Сегодня название реки «отсылают» к особенностям либо бурятского, либо тунгусского (эвенкийского) языков.
В первом случае переводы различны – «плавный», «просторный», «спокойный» (от «сэлеэх»), или «разлив», «озеро» (от «сэл»). Но исторические данные свидетельствуют о существовании названия Селенга еще в те времена, когда буряты как народность не оформились.
Распространенным также стало мнение, что Селенга – это «железный» (от эвенкийского «сэлэнга», где первооснова – «sele», или «сэлэ», т.е. «железо»). Несогласие с данным подходом мотивируется тем, что нигде в течении Селенги не обнаружено ни железа, ни другого металла.
Как видим, вопрос о прочтении самого большого притока Байкала остается открытым.
Но если молчит наука, можно обратиться к помощи древних сказаний и легенд.
Было это очень давно. Так давно, что с того времени ничего не сохранилось, только одна молва передается от дедов к внукам, от отцов к сыновьям. В то далекое время самый большой байкальский тунгусский род бродил по берегу озера, где Ангара берет свое начало. Бродили, бродили по таежной глухомани – и набрели на незнакомое племя, но оказалось оно родственным. Были это тунгусы из рода Чильчигир, которые кочевали по самым северным берегам Байкала. И рассказал чильчигирский князек историю:
«Предки наши жили вот здесь, где вы теперь, байкальские тунгусы, живете. Но случилась беда. Поехали они на Байкал нерпу промышлять, а льдину их оторвало и стало по морю носить. А когда обломки прибило к противоположному берегу, назад выбраться не удалось. И пришлось чильчигирским тунгусам остаться жить на новом месте, да охотой, как у них принято было, заниматься. Однажды во время охоты набрели они на большую реку. Поднялись по ней вверх и наткнулись на другую реку, которая в нее впадает. Долго бродили чильчигирцы по этим рекам, но ни одной живой души не встретили. И жили они на той стороне долго-долго, привыкли к той большой реке, но вновь беда случилась. Теперь уже я и мои люди вышли на Байкал рыбу ловить, и вдруг страшная буря началась. Берестянки все разбило, а сами кое-как выбрались на этот берег, родной изначально, о котором нам отцы и деды когда-то говорили».
Байкальские тунгусы очень любопытными были – и снова спрашивают князька о названии той большой реки. Князек ответил, что у той реки нет имени, потому что люди до нее еще не дошли, а рекам названия дают люди.
- «А куда она впадает?»
- «В Байкал», – ответил князек.
И поняли байкальские тунгусы, что течет та река выше Байкала, а верховье рек и все реки, которые текут выше другой, они «солингой» называют, а буряты и русские потом переиначили это слово и прозвали реку Селенгой.
Важно, что подобные предания встречаются и у эвенков, и у бурят.