Dangerous Beauty: the Roads of Winter Baikal
© Photo: Key To Baikal
November, 21

Dangerous Beauty: the Roads of Winter Baikal

Baikal is preparing for the winter... This means that the famous ice crossing will operate there soon. We decided to find out why Baikal ice is dangerous and when people first began to use it as a full-fledged road...

About 350 years ago, a diplomat, a scientist, and a geographer Nikolai Spathari who moved to winter Baikal wrote: “The ice thickness makes up a Russian fathom (in the 17th century, one Russian fathom was equal to 2.16 meters) and even more, due to this fact people sometimes travel along ice surface on sledges and sleds in winter, however, this is pretty scary <...> there are cracks up to three or more fathoms wide, and the water therein does not spill on ice and is soon covered with ice once again with loud noise and thunder, and a kind of an icy shaft appears in that place”.

Centuries have passed since that journey; but nothing will probably change even after a dozen centuries! Beautiful, economically important, but deadly dangerous ice roads will continue to attract people due to the lack of other alternatives, even if a person sees the ice torn apart by a mysterious force with his/her own eyes, at his or her very feet or under the wheels of a car, and notices a terrible abyss of black freezing water opening ahead...

Traffic Arteries May Be Different

Baikal Winter Roads: Iced Arteries of The Lake@Байкальские зимники: ледяные артери озера
Baikal Winter Roads: Iced Arteries of The Lake
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock
© Photo: AdobeStock

We know a lot of things about the history of navigation on Lake Baikal. Various kinds of boats could be seen on its waters: rafts, longboats, steamboats, icebreakers... But each year the frozen lake brought up another transport option - ice. The process can be represented quite simply. When the air temperature drops below –20 ° C, ice thickness grows by 4-5 cm every day, which lasts for 3-4 days. In general, ice layer thickness in the area of ​​the lake reaches from 70 to 113 cm. It is believed that an ice layer of 50 cm can carry 15 tons, and a layer of about a meter withstands the weight of a helicopter or a steam train.

Travelers prefer Baikal ice roads in early spring, when gusty wind carries away all the snow, immaculately polishes the ice, making it mirror-transparent. The largest number of trips on the frozen lake surface falls to the period from late February to early April.

However, already at the end of March, the sun on Lake Baikal warms up the air in a rather intense manner. Although this does seriously affect the bulk of the ice, you should not approach the rocks at this time. Thaw holes are formed there much more quickly.

By the way, experts have revealed several regularities. First, the larger the amount of snow, the thinner the ice. Secondly, if there is a lot of snow, but it melts quickly, the ice is less reliable and less homogeneous than the ice without any snow on it. This happens due to the active absorption of melting water, which transforms the structure of ice. Thirdly, the ice that is broken by a storm during the lake freezing is less durable than homogeneous and monolithic one.

The History of Baikal Winter Roads

It is no coincidence that such traffic on Lake Baikal is so heavy during the cold season. The lake allows people to travel along the surface of its southern coast during more than 100 days a year and on its northern coast - during about 130 days a year. Indeed, this opportunity was successfully used by Siberian Cossack explorers. There are historical testimonies that prove that the service people of Vasily Kolesnikov (1646) found themselves on the bare ice of Lake Baikal with only sleds at hand, so they guessed to use the strongest Baikal wind blowing in their back. They simply fixed sails on the sleds.

The importance of winter roads grew especially high in the 17th century, which was clearly connected with the expansion of trade with China. They believed that there was simply no better way to deliver precious skins, on the one hand, and silk and tea, on the other hand.

Moreover, the scale of the transportation of goods through Lake Baikal grew beyond measure, when the Russian Empire and then the Soviet Union started the economic development of the territories of Siberia and the Far East. This involved the construction of the Circum-Baikal Railway within the framework of construction of the Trans-Siberian Railway; the railway was put on the ice, parallel to the horse road, in the beginning of the Russo-Japanese War, and, finally, the attempt to find the northern route along Lake Baikal in connection with the planning of the Baikal-Amur Railway, which was interrupted by the Great Patriotic War

The search for the most successful options for laying the Baikal-Amur Railway was resumed immediately after the end of war. A specific task was set: to carry a large amount of cargo on the Baikal ice along the route Irkutsk - Bayandai - Elantsy - Kulara - Nizhneangarsk.

There was no such experience before! A whole car convoy was to drive on the Baikal winter road for the first time! It was unknown how the ice would endure this, how to quickly detect and terrible cracks and overcome them... But the first trip was organized and proved that it was possible to cope with the problems of snowy roads. This was fully demonstrated by the construction of the bigger Baikal-Amur Railway, where a huge amount of cargo was transported on winter roads along the line Ust-Barguzin-Nizhneangarsk from the beginning of 1970s until the very launch of the railway.

A Terrible Homage to the Baikal Winter Roads

Today, the officially recognized ice road on Lake Baikal constantly monitored by the Ministry of Emergencies and road services, equipped with signs, milestones, and special turnoffs to the ice, is the crossing Kurkut - Olkhon connecting the island with the mainland.

Accordingly, the remaining winter roads can be formally considered unauthorized, but what would people do without them? Remote places of specially protected natural areas, weather stations, wintering places, tourist centers require the delivery of a great number of necessities. The popularity of Lake Baikal and winter recreation on it contributed to regular trophies, rallies, expeditions, ATV tours held on the ice...

It is believed that the most active traffic is observed in the area of Maloe More Strait, Barguzinsky and Chivyrkuisky bays, as well as within the “square” Severobaykalsk - Kotelnikovsky Cape - Khakusy-Ayaya - Nizhneangarsk.

At the same time, one should always remember that a transparent Baikal road is not only a magical beauty, but also a horrible danger!

One example of this is presented by the infamous cracks that are called “extension joints” by the scientists. Unfortunately, they can be found anywhere on the lake; as a rule, they arise in the same place time after time, reaching a length of up to 10-40 km and a width of up to 4 m. From the scientific point of view, the appearance of such pits is caused by linear expansion or contraction of ice upon daily temperature drops that sometimes reach 20-30 ° C.

There also exist open thawing holes covered with thin ice, hummocks, as well as ice overthrusts...

All this is dangerous not only for cars falling under water even on traditional winter roads, but also for skiers, cyclists, snowmobile and ATV travelers, hikers...

One must always remember: no matter how reliable the ice may seem, it is difficult to predict how treacherous Lake Baikal can be!

Tell friends
Related articles
Dangerous Beauty: the Roads of Winter Baikal

Academician Okladnikov believed that the name of the Kika River (with the emphasis on the second syllable) was derived from the Turkic “green river”. This is the name of one of 336 rivers flowing into Lake Baikal.

Dangerous Beauty: the Roads of Winter Baikal

Why should one remember about an ordinary hare - the animal with the nickname “squint-eye” that is considered a coward?

Dangerous Beauty: the Roads of Winter Baikal

A specially protected natural monument of regional significance – “Anglichanka” Rock – is situat-ed in Selenginsky district of Buryatia. Now it is known as an observation deck with a picturesque view of the Selenga and Spassky Cathedral dated by the 18th century. However, in 1818-1841, Protestant preachers lived here. Key to Baikal explored how the life of the missionaries was con-nected with the rock, what kind of girl was wandering around it and what the London missionary society had to do with it.

Dangerous Beauty: the Roads of Winter Baikal

The name of the valley originated from local “Bargut” which means “outskirts, wilderness”. It was a name of Mongolian tribe that used to inhabit the valley.

Опасная красота: дороги зимнего Байкала
© Фото: Первый Байкальский

Опасная красота: дороги зимнего Байкала

Байкал готовится к зиме… А это значит, что скоро здесь заработает знаменитая ледовая переправа. Мы решили разобраться, чем же опасен лед Байкала и когда люди впервые стали использовать его как полноценную дорогу…

Около 350 лет назад дипломат, ученый, географ Николай Спафарий, переехавший зимний Байкал, писал: «А лед живет в толщину по сажени (в XVII веке сажень была равна 2,16 метра) и больше, и для того на нем ходят зимнею порою саньми и нартами, однако-де зело страшно <…> учиняются щели саженные в ширину по три и больше, а вода в них не проливается по льду и вскоре опять сойдется с шумом и громом великим, и в том месте учинится будто вал ледяной».

С того путешествия прошли столетия, минует, наверное, еще ни один их десяток, но ничего не изменится! Красивые, экономически важные, но смертельно опасные ледяные дороги, за неимением иных альтернатив, будут продолжать привлекать человека, даже если ему воочию придется увидеть, как внезапно, у самых ног или колес машины, лед разорвется какой-то таинственной силой, обнажив страшную пучину черной студеной воды…

Транспортные артерии бывают разные

Байкальские зимники: ледяные артерии озера@Байкальские зимники: ледяные артери озера
Байкальские зимники: ледяные артерии озера
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock
© Фото: AdobeStock

Про историю судоходства на Байкале известно очень много. Какие только плавательные средства не появлялись на его поверхности: плоты, баркасы, пароходы, ледоколы… Но ежегодно замерзающее озеро создавало еще один транспортный вариант – ледовый. Процесс можно представить довольно просто. Когда температура воздуха опускается ниже –20°С, лед нарастает на 4-5 см каждые сутки, и длится это 3-4 дня. В общем, в районе озера слой льда достигает толщины от 70 до 113 см. Считается, что ледовая прослойка в 50 см выдерживает 15 тонн, а около метра – вес вертолета или паровоза.

Более всего байкальские ледовые дороги путешественники любят ранней весной, когда порывистый ветер, унеся весь снег, безукоризненно отшлифовывает лед, делая его зеркально-прозрачным. И самое большое число поездок по замерзшей глади озера приходится на конец февраля – начало апреля.

Но уже в конце марта солнце на Байкале пригревает достаточно интенсивно. И если на основную толщу льда это пока серьезного влияния не оказывает, к скалам в данное время подъезжать уже не стоит. Там проталины образуются намного быстрее.

Специалисты, кстати, выявили несколько закономерностей. Во-первых, чем больше снега, тем тоньше лед. Во-вторых, если выпало много снега, но он быстро растаял, лед менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега. Это происходит из-за активного впитывания талой воды, меняющей структуру льда. В-третьих, лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный.

История байкальских зимников

Столь интенсивное передвижение по Байкалу именно в студеную пору неслучайно. Озеро позволяет «ездить» по своей поверхности на южном побережье более 100, а на северном – около 130 дней в году. И этой возможностью с успехом пользовались сибирские казаки-первопроходцы. Встречаются исторические свидетельства, где рассказывается, что служилые люди Василия Колесникова (1646 год), оказавшись на нартах на голом льду Байкала, догадались использовать дующий в спину сильнейший байкальский ветер. Они просто приспособили на сани паруса.

Особенно выросло значение зимников в XVII веке, что однозначно было связано с активизацией торговли с Китаем. Полагали, что более удачного пути для доставки драгоценных шкурок – с одной стороны, а шелков и чая – с другой просто нет.

И уж размеры транспортировки грузов через Байкал неизмеримо возрастают, когда сначала Российская империя, а затем и Советский Союз начинают хозяйственное освоение сибирских и дальневосточных территорий. Это возведение Кругобайкальской железной дороги в рамках строительства Транссиба, протянутые по льду с началом Русско-японской войны рельсы, идущие параллельно гужевой дороге, и, наконец, прерванная Великой Отечественной войной попытка изыскать северный путь по Байкалу, связанный с планированием Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Поиски наиболее удачных вариантов прокладки БАМа возобновились немедленно после окончания войны. Была определена конкретная задача: завести по льду Байкала автотранспортом большое количество грузов по трассе Иркутск – Баяндай – Еланцы – Кулара – Нижнеангарск.

Подобного опыта не было! На байкальский зимник впервые должна была въехать целая колонна автомашин! Было неизвестно, как поведет себя сарма, как быстро обнаруживать, а затем преодолевать страшные трещины… Но первый рейс состоялся и подтвердил, что с проблемами снежной дороги можно справиться. В полной мере это показало строительство «большого» БАМа, где с начала семидесятых годов XX века и вплоть до самого пуска в эксплуатацию огромный объем грузов был переброшен именно зимами по нитке Усть-Баргузин – Нижнеангарск.

Страшная «дань» байкальских зимников

Сегодня официальная, признанная ледовая дорога на Байкале, находящаяся под постоянным контролем МЧС и дорожных служб, оснащенная знаками, вешками, специальными съездами на лед – это переправа Куркут – Ольхон, связывающая остров с материком.

Соответственно, формально, остальные зимники можно считать несанкционированными, но куда без них? Отдаленные точки особо охраняемых природных территорий, метеостанции, зимовья, туристические базы требуют завоза массы необходимых вещей. Популярность Байкала и зимнего на нем отдыха сделали регулярным проведение на льду различных трофи, автопробегов, экспедиций, туров на квадроциклах…

Полагают, что самое активное движение встречается на Малом море, Баргузинском и Чивыркуйском заливах, в «квадрате» Северобайкальск – мыс Котельниковский – Хакусы-Аяя – Нижнеангарск.

И при этом всегда необходимо помнить, что прозрачная дорога Байкала – это не только волшебная красота, но и страшная опасность!

Один пример – печально знаменитые «становые» щели, которые ученые называют «температурный шов». Они, к сожалению, проходят по всему озеру и возникают, как правило, в одном и том же месте, достигая длины аж до 10-40 км при ширине до 4 м. С научной точки зрения появление таких «провалов» вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30°С.

А есть еще и открытые пропарины – полыньи, иногда «подернутые» тонкой корочкой льда, и торосы, и надвиги льда…

Все это опасно не только для машин, которые проваливаются под воду даже на традиционных зимниках, но и для лыжников, велосипедистов, снегоходно-квадрациклетных путешественников, пеших туристов…

Просто необходимо всегда помнить: каким бы надежным ни казался лед, коварство Байкала предсказать сложно!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Опасная красота: дороги зимнего Байкала

Ледовые капитаны — хранители тайн великого озера. Их знания о льде Байкала передавались из уст в уста и подтверждались многолетней практикой поколений. Журналист Первого Байкальского встретился с президентом Лиги Байкальских ледовых капитанов Александром Бурмейстером и узнал о тайнах льда.

Опасная красота: дороги зимнего Байкала

Беляк или русак? Есть ли между ними разница и откуда пошли эти названия.

Опасная красота: дороги зимнего Байкала

Академик Окладников считал, что название реки Кика (с ударением на второй слог) происходит от тюркского «зеленая река». Именно так называется одна из 336 рек, впадающих в озеро Байкал.

Опасная красота: дороги зимнего Байкала

В Селенгинском районе Бурятии находится особо охраняемый природный памятник — скала «Англичанка». Сейчас она известна как смотровая площадка с живописным видом на Селенгу и Спасский собор. Первый Байкальский разобрался, как жизнь миссионеров связана со скалой, что за девушка бродит по ее окрестностям и при чем тут Лондонское миссионерское общество.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать