The “Ant River” of Baikal
© Фото: Первый Байкальский
December, 09

The “Ant River” of Baikal

Each member of the large family of Baikal rivers fills its own special place. This is also true of the small fifteen-kilometer Irinda River flowing in the area of the Barguzinsky Ridge in Severobaikalsky district of Buryatia, on the territory of the famous Barguzin Nature Reserve.

Irinda flows into Lake Baikal from the east, through the eponymous bay.

The coastline of the lake varies in different places, and one of its forms is the so-called “guba” bay, which is also a bay, just like ordinary and “sor” bays: it is a part of the lake deeply protruding into the coast and surrounded by land on three sides. The special feature of a “guba” bay is precisely the fact that some river usually flows into it.

The Disputes of Translators

Speaking about the view on the origin of the name of Irinda, consent has been was achieved on only one issue. Everyone agrees that it is based on Evenki (Tungus) vocabulary. If we examine the history of the problem development, then the famous “Navigational Directions” of Lake Baikal by F.K. Drizhenko (1908) clearly say that the Irinda river is translated from Tungus Language as “ant river”.

In Evenki language, “irikta” means “an ant”. All other variations originated from this word, because they also have the word “irindokan” translated as “a small ant stream (river)”.

However, according to the geologist, local historian, toponymist S.A. Gurulev, the standard explanation is completely wrong. We should base on the Evenki word “iri” – “a blade”. This is proved by an extremely straight course of the river flow, which is apparently explained by its location in the valley that emerged due to fault tectonics. The latter is expressed in the straight-lined character of the valley, its asymmetry, a very steep right slope of the valley extending for many kilometers, as if cut out with a knife. Hence came the name “Irindakan”.

Travel Notes

The source of Irinda is located 7 km to the east of Torkukit (Turkukit) Bay. The bay is located on the northeast coast of the lake and occupies a very small area - only 0.8 km². “Turkukit” originally means “transition, a pack trail”. If you look at a more detailed Evenki explanation, it means “someone who went to the coast from the forest”. Indeed, this “trail” leads to the coast of Lake Baikal. Interestingly, despite the elevated and rocky nature of the coast in that place, cattle were driven here earlier.

Fedor Drizhenko who described the character of Irinda, believed that “due to its speed and rocky bed, the nature of Irinda could be compared to that of a mountain river”. The bank of Irinda near the ​​Cape Urbikan is overgrown with a dense mixed forest, and the bank itself consists of boulders and small pebbles. Small harlequin duck lives on the wetlands of the cape, Evenks call the bird “urbikan”, thus the duck gave the name to this part of the land protruding into the water reservoir.

Before the revolution of 1917, winter houses and yurts of Tunguses were located along the Irinda Bay.

The hills behind the Irinda River approach its banks and form a wide and steep Cape Pongonye with crumbled rocks in some places, its name means “thick”, as translated from Tungus.

The coast between the river Irinda and Cape Pongonye can be called one of the deepest places.

After the Irinda Bay, the coastline of the lake drastically straightens out.

What Can Interest You in the Environs of Irinda?

Фото

Firstly, the Barguzinsky ridge itself can be “an attraction”; its landscape was formed as a result of long and complex processes. The ridge stretches along a rather extensive part of the eastern coast, involving territories from the north of the plain of the Verkhnyaya Angara River, then rushing southward to 300 km. The limiting point is the Baikal Peak (2841 m) with a total average height of the ridge peaks around 2400 m.

A specific attractive feature of this mountain ridge is the presence of a large number of various needles, peaks, pyramids, trapezoids, cascading waterfalls and rivers, beautiful lakes of glacial origin.

Secondly, Cape Pogonye - the natural monument of regional significance of the Republic of Buryatia – cannot leave anyone indifferent ​​. The capes of Lake Baikal are already a separate exciting story, where each cape is a peculiar, unique, unmatched kingdom with its own specific name. Cape Pogonye (also known as “Tolsty”) fully corresponds to the semantics of its name (“fat, thick”). High lake terraces, picturesque rocks, seal rookeries... Pogonye has been recognized as one of the most famous seal rookeries on Lake Baikal.

Thirdly, the Turukhit (Turukit) Bay where Tolsty Cape is located also attracts attention. A lonely high granite block stands in the recess of the bay.

Its northern side is overgrown with lichens; one end is covered with small gravel crumbling from the slope. Smaller stones are scattered around the monolith, besides, rosemary, raspberries, alder, and incense grow there. A line is engraved on the stone high above the modern level of water edge. This is one of the 16 tick marks of the level of Baikal made by the famous geologist and researcher of Baikal I.D. Chersky. On the other side we can see a well-preserved date - 1878. This is the year when the mark was made. However, today this mark is located a bit higher than the real level of Lake Baikal. The mark was transferred in 1950s when the lake level rose.

Fourth, these places are valued for being rich in fish. The emotions of fishermen describing the successful catch of lenok (for example) amaze with their bright expression!

Tell friends
Related articles
The “Ant River” of Baikal

Academician Okladnikov believed that the name of the Kika River (with the emphasis on the second syllable) was derived from the Turkic “green river”. This is the name of one of 336 rivers flowing into Lake Baikal.

The “Ant River” of Baikal

Why should one remember about an ordinary hare - the animal with the nickname “squint-eye” that is considered a coward?

The “Ant River” of Baikal

A specially protected natural monument of regional significance – “Anglichanka” Rock – is situat-ed in Selenginsky district of Buryatia. Now it is known as an observation deck with a picturesque view of the Selenga and Spassky Cathedral dated by the 18th century. However, in 1818-1841, Protestant preachers lived here. Key to Baikal explored how the life of the missionaries was con-nected with the rock, what kind of girl was wandering around it and what the London missionary society had to do with it.

The “Ant River” of Baikal

The name of the valley originated from local “Bargut” which means “outskirts, wilderness”. It was a name of Mongolian tribe that used to inhabit the valley.

«Муравьиная река» Байкала
© Фото: Первый Байкальский
27 ноября #реки Байкала

«Муравьиная река» Байкала

В большой семье байкальских рек у каждой есть свое определенное место. В полной мере это относится и к маленькой пятнадцатикилометровой Иринде, текущей в районе Баргузинского хребта по Северо-Байкальскому району Бурятии, на территории знаменитого Баргузинского заповедника.

В озеро Байкал Иринда впадает с востока, через губу с одноименным названием.

Береговая линия озера в разных местах отличается друг от друга, и одна из ее форм – так называемая «губа», которая так же, как бухта и сор, является определенным видом залива – частью озера, глубоко вдающегося в берег и с трех сторон окруженного сушей. Специфика губы именно в том, что в нее, как правило, всегда впадает какая-нибудь река.

Споры переводчиков

Единение в понимании происхождения термина Иринда достигнуто только по одному вопросу. Все согласны, что основа – эвенкийская (тунгусская) лексика. Если рассматривать историю развития проблемы, то в знаменитой Лоции озера Байкал Ф.К. Дриженко (1908 год) было ясно зафиксировано, что река Иринда с тунгусского переводится как «муравьиная».

В эвенкийском языке «ирикта» – муравей. И именно отсюда все остальные вариации, так как есть еще Ириндокан, и толкование – маленький муравьиный ручей (речка).

Но, по мнению геолога, краеведа, топонимиста С.А. Гурулева, стандартное объяснение абсолютно не соответствует действительности. Отталкиваться следует от эвенкийского «ири» – лезвие. Подтверждение – крайне прямолинейное течение реки, что связано, видимо, с приуроченностью ее к долине, обусловленной сбросовой тектоникой. Последнее выраже­но в прямолинейном характере долины, в ее асиммет­рии, в очень крутом, протягивающимся на многие километры правом склоне долины, как бы обрезанном ножом. Отсюда же и Ириндакан.

Путевые заметки

Начало Иринды – в 7 км к востоку от губы Торкукит (Туркукит). Расположена губа на северо-восточном побережье озера и занимает очень небольшую площадь – всего 0,8 км². В оригинале «туркукит» – переход, вьючная тропа. Если смотреть более подробное эвенкийское объяснение, то получается «вышел на берег из леса». И в самом деле, здесь дорожка «сбегает» к берегу Байкала. Интересно, что, несмотря на возвышенный и каменистый характер побережья в этом месте, здесь раньше гоняли скот.

Федор Дриженко, характеризуя нрав Иринды, полагал, что она «приближается к горному характеру по своей быстроте и каменистому ложу». В районе мыса Урбикан побережье Иринды заросло густым смешанным лесом, а берег состоит из валунов и мелкой гальки. На заболоченных участках мыса Урбикан встре­чается небольшая утка-каменушка, которую эвенки и называют «урбикан», что, естественно, и дало название этой вдающейся в водоем части суши.

До революции вдоль губы Иринда располагались зимовья и юрты тунгусов.

За речкой Иринда возвышенности подходят к самому берегу и образуют широкий и обрывистый, с осыпавшейся кое-где горной породой, мыс Понгонье, что с тунгусского означает «толстый».

Одним из наиболее глубоких мест можно назвать берег между речкой Иринда и мысом Понгонье.

После губы Иринда береговая линия озера значительно выпрямляется.

Что может заинтересовать в окрестностях Иринды?

Фото

Во-первых, «местом притяжения» может стать сам Баргузинский хребет, ландшафт которого формировался в результате длительных и сложных процессов. Хребет протянулся вдоль довольно обширной части восточного побережья, захватывая территории с севера от равнины реки Верхняя Ангара, затем на 300 км устремляясь в южном направлении. Предельная точка – пик Байкал (2841 м) при общей средней высоте вершин хребта где-то 2400 м.

Специфическая привлекательная особенность этой горной цепи – наличие значительного количества разнообразных игл, пиков, пирамид, трапеций, каскадных водопадов и рек, красивейших озер ледникового происхождения.

Во-вторых, не может не заинтересовать памятник природы регионального значения Республики Бурятия – мыс Погонье. Байкальские мысы – это вообще отдельная захватывающая история, где каждый мыс – своеобразное, уникальное, неповторимое царство со своим специфическим названием. Погонье, или Толстый, полностью соответствует своей смысловой сущности. Высокие озерные террасы, живописные скалы, лежбища нерпы… Именно Погонье признан одной из самых известных на Байкале тюленьих стоянок.

В-третьих, привлекает и губа Турухит (Турукит), где собственно Толстый и расположен. В глубине губы одиноко возвышается гранитная глыба.

С севера она обросла лишайниками, один конец засыпан мелким, осыпающимся со склона щебнем. Вокруг монолита рассыпаны камни поменьше, и растут багульник, малина, ольха, бадан. Высоко над урезом воды современного уровня на камне выбита линия. Это одна из 16 засечек – отметок уровня Байкала, сделанных самим известным геологом и исследователем Байкала И.Д. Черским. А с другой стороны видна хорошо сохранившаяся цифра – 1878. Это год ее нанесения. Но сегодня засечка находится несколь­ко выше реального уровня Байкала. Отметку перенесли в 50-х годах ХХ века, когда был поднят уровень озера

В-четвертых, эти места ценятся как богатый рыбный край. Эмоции тех, кто описывает удачную добычу ленка, например, поражают своей яркой экспрессией!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«Муравьиная река» Байкала

Ледовые капитаны — хранители тайн великого озера. Их знания о льде Байкала передавались из уст в уста и подтверждались многолетней практикой поколений. Журналист Первого Байкальского встретился с президентом Лиги Байкальских ледовых капитанов Александром Бурмейстером и узнал о тайнах льда.

«Муравьиная река» Байкала

Беляк или русак? Есть ли между ними разница и откуда пошли эти названия.

«Муравьиная река» Байкала

Академик Окладников считал, что название реки Кика (с ударением на второй слог) происходит от тюркского «зеленая река». Именно так называется одна из 336 рек, впадающих в озеро Байкал.

«Муравьиная река» Байкала

В Селенгинском районе Бурятии находится особо охраняемый природный памятник — скала «Англичанка». Сейчас она известна как смотровая площадка с живописным видом на Селенгу и Спасский собор. Первый Байкальский разобрался, как жизнь миссионеров связана со скалой, что за девушка бродит по ее окрестностям и при чем тут Лондонское миссионерское общество.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать